Дома служителей пера в Москве. Где творили Лев Кассиль, Александр Галич и Василий Аксенов?
В советское время интеллектуальная элита котировалась ниже, чем партийная, но тоже жила неплохо – при условии, конечно, что соблюдала необходимый политес. Литературный фонд при Правлении Союза писателей неусыпно заботился об условиях жизни и работы творческих людей, обеспечивал их спецпайками, индивидуальным пошивом одежды и давал путевки в дома творчества, которых в городах СССР было 22.
А в столице строили многоквартирные дома специально для служителей пера. Мы покажем вам жилые дома наших классиков и сегодняшние квартиры в них.
Самый первый дом в Москве, построенный для писателей, Камергерский пер., 2. Фото: twitter.com
«Дом писательского кооператива» в Камергерском
Первый жилой дом для писателей в Москве построили в 1930 году по проекту зодчего Сергея Чернышева для рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Крестьянская газета». Семиэтажный кирпичный дом стали называть «Домом писательского кооператива» (он выше на фото). Фасадная часть здания выходит на Камергерский переулок. В ней изначально были квартиры с кухнями без окон и без ванных – их организовывали сами жильцы, разделив прихожие.
А другая часть дома находится во дворе, и в ней уже располагаются квартиры с просторными ванными комнатами, большими кухнями и немаленькими коридорами. Здесь размещались квартиры более 40 поэтов, писателей и литературоведов, среди которых были Андрей Платонов, Эдуард Багрицкий, Владимир Бахметьев, Лидия Сейфуллина – у нее останавливалась на время бездомная тогда Анна Ахматова…
Квартира с евроремонтом в писательском доме. Фото: Мир Квартир
Сегодня стать жителем этого легендарного дома можно, поселившись в двухкомнатной квартире размером 44 кв. м. Высота потолков здесь 3,5 м. Размер куxни-гoстиной – 32 «квадрата», спaльни – 18 кв. м. Cделaн хороший peмонт, выровнены стены и заменена электрика. В квартире остается вcтpoeнная куxня c техникoй (выше на фото). Цена этого объекта – 27,5 млн рублей.
«Писательский дом» в Лаврушинском
Девятиэтажный «Писательский дом» в Лаврушинском переулке построили в 1937 году по приказу Сталина и по проекту архитектора Ивана Николаева. Многоступенчатый объем придает этому зданию монументальность. Нижние этажи отделали полированным черным камнем. Кроме того, зодчий разделил фасад эркерами и балконами, но их делали уже после войны. В послевоенные в 1948-1950-е были достроены и отдельные корпуса дома.
Писательский дом, где жили Агния Барто и Михаил Пришвин. Фото: mirtesen.ru
В писательском доме в Лаврушинском поселились Илья Ильф, Агния Барто, Михаил Пришвин, Вениамин Каверин, Борис Пастернак, Константин Федин, Лев Кассиль, Валентин Катаев, Юрий Олеша и многие-многие другие известные и не очень писатели. Однокомнатных квартир в доме не было. Большая семья Всеволода Иванова получила, например, шестикомнатную квартиру.
Поселиться в «Писательском доме» сегодня может не только мастер пера. Так, трехкомнатная квартира площадью 93 кв. м на пятом этаже этого дома продается за 44 млн рублей. Все комнаты в квартире изолированные, большая ванная комната с окном и кухня размером 14,5 «квадратов», имеются встроенные стенные шкафы. «При творческом подходе есть возможность перепланировки под запросы любой семьи», – отмечает автор в объявлении.
Квартира в писательском доме стоимостью 44 млн рублей. Фото: Мир Квартир
Розовое гетто «Московский писатель»
Восьмиэтажный ЖСК «Московский писатель» на улице Черняховского (в районе Аэропорт) построили в 1957 году по индивидуальному проекту на месте старых бревенчатых домов. В начале 1960-х к нему добавились еще три писательских корпуса и два дома ЖСК «Драматург», и образовался большой квартал с собственным детским садом и поликлиникой Литфонда.
А после в квартале возвели еще два дома кинематографистов. Таксисты прозвали здания этого городка «розовым гетто», по цвету кирпича.
В этом писательском доме жили Александр Галич и Юрий Нагибин. Фото: wiki-org.ru
Здесь жили писатели и поэты Василий Аксенов, Михаил Матусовский, Юлия Друнина, Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, Татьяна Бек, Константин Симонов, Олег Волков, Даниил Данин, Михаил Светлов, переводчик Томаса Манна Соломон Апт и трое Гинзбургов – Евгения, Александр и еще один Александр – Галич, урожденный Гинзбург!
«…в писательском кооперативе у метро «Аэропорт» отмечался день рождения… Едва подняли первый тост, как пришел молодой партиец в высоких чинах… И объявил: застрелен президент Кеннеди. Потом сел к столу и налил себе тонкий стакан водки. И добавил: «Между прочим, убийца – коммунист», – писал Василий Аксенов в книге «Таинственная страсть».
Небольшие квартиры в этом писательском доме называли кабинетами. А за получение просторной квартиры на Аэропортовской улице между творцами разворачивалась нешуточная борьба. Владимир Войнович, поселившийся в доме, посвятил этой тяжбе сатирическую повесть «Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру».
«Однушка» стоимостью 12 млн рублей. Фото: cian.ru
Однокомнатная квартира размером 38 «квадратов» на 13 этаже одного из «розовых» писательских домов сейчас стоит 12 млн рублей. Все ее окна смотрят на запад. Квартира продается с мебелью и техникой, включая посудомоечную и стиральную машины.
Номенклатурный «Дом на набережной»
С легкой руки Трифонова, а точнее, по названию его произведения, «Домом на набережной» стали именовать номенклатурный дом на улице Серафимовича. Известный архитектор Борис Иофан построил его в 1931 году для партийных работников. Однако здесь давали квартиры и знаменитым артистам, авиаконструкторам и летчикам, Героям Соцтруда и другим Героям, ученым и писателям.
«Дом с привидениями», «Дом правительства», «Дом на набережной» – это все о нем. Фото: rasfokus.ru
Для строительства огромного конструктивистского здания предполагалось снести церковь Николая Чудотворца на Берсеневской набережной. Но разорили только погост, и плиты оттуда перевезли для фундамента номенклатурного дома.
«Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели голоса радио, музыка патефона. Там, в поднебесных этажах шла, казалось, совсем иная жизнь…», – писал Юрий Трифонов в своем романе.
В этом правительственном доме обитали сам Юрий Валентинович, писатель Александр Серафимович, а также поэты Демьян Бедный и Расул Гамзатов (сейчас в квартире поэта живет его внучка, журналистка и дизайнер Шахри Амирханова).
В доме находились столовая, прачечная, магазин-распределитель, детский сад, сберкасса, поликлиника, спортзал и кинотеатр. В подвалах стояли мусоросжигательные печи и снеготаялки, из кранов текла горячая вода, что рядовым советским гражданам и не снилось. А мебель была с инвентарными номерами, и за каждый стол, диван и даже дверной шпингалет нужно было расписываться. Во время Большого террора 700 человек расплатились за эти блага жизнями.
Двухкомнатную квартиру размером 75,6 кв. м на втором этаже этого дома продают за 33,5 млн рублей. В квартире большой холл, гостиная, спальня и кухня площадью 11 кв. м. Окна выходят во двор и на набережную, есть в ней лоджия и два балкона. «Квартира аккуратная, без дорого ремонта», – подчеркивает автор в объявлении.
Квартира в доме на Берсеневской стоимостью 76,7 млн рублей. Фото: Мир Квартир
А четырехкомнатное жилище размером 132,9 кв. м на четвертом этаже дома можно купить за 76,7 млн рублей (выше на фото). Планировка квартиры включает в себя гостиную-столовую с выходом на балкон, кухню, кабинет, две спальни и два санузла. Из окон открываются роскошные виды на центр города, храм Христа Спасителя, Москву-реку. Окна спальни выходят во внутренний двор.
Отметим также, что писателям давали продуктовые спецпайки в магазине-распределителе «Диета» – это дом 19/10 на 2-й Песчаной улице. Там отпускали мясо и консервы, которых не было в обычных магазинах. Писатель Юрий Трифонов стеснялся ходить в этот магазин…
«Театральные» дома: сколько стоит поселиться рядом со знаменитыми актерами?
Большая Ордынка: как выглядят и сколько стоят квартиры в домах Анны Ахматовой и Михаила Козакова
Пречистенская набережная: сколько стоят квартиры в гетто миллионеров
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости