День стекольщика. Пять музейных историй о прозрачных шедеврах
Ежегодно 19 ноября в России отмечают День работника стекольной промышленности. Для профессионального праздника стекольщиков был выбран день рождения выдающегося ученого Михаила Ломоносова, благодаря трудам которого в России появилось цветное стекло.
В фондах музея-усадьбы «Кусково» можно найти редчайшие изделия из стекла, созданные художниками и неизвестными умельцами. О том, как развивалось стекольное дело, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Царские стаканы
Первый стекольный завод в России был открыт в 1635 году в селе Духанино Дмитровского уезда. Для этого из-за границы были приглашены несколько иностранных специалистов. Второе производство открылось в селе Измайлово в царской усадьбе при царе Алексее Михайловиче в конце 60-х годов XVII века. Завод построили за казенный счет, работал он на нужды царской семьи.
Промышленные масштабы стекольное дело приобрело при Петре I. На Воробьевых горах в 1705 году царь открыл образцовый завод по производству стекла и зеркал, на котором ведущими мастерами были иностранцы, передававшие свой опыт русским умельцам.
В фондах музея-усадьбы «Кусково» хранятся редчайшие изделия, выполненные мастерами Измайловского стекольного завода в начале XVIII века: кубок с надписью «Виватъ Царъ Петръ Алексеевич» и стопа с гравировкой Petr Alex Magn Czar Mosc («Петр Алексеевич Великий Царь Московский»). Подпись на стопе выполнена с ошибками — с пропущенными буквами и сокращениями. Вероятнее всего, ее делал русский гравер, не владеющий латынью. Скорее всего, Петр I не пользовался такими стопами, но вполне мог их дарить приближенным.
Стекольщик-виртуоз
К концу XVIII века в Российской империи сформировалось несколько крупнейших государственных заводов по производству стекла. Первый частный стекольный завод основал потомственный дворянин Алексей Иванович Бахметьев на территории собственного имения в Пензенской губернии в 1764 году. Разрешение на строительство и работу частного предприятия дала лично Екатерина II.
В конце XVIII — начале XIX века на заводе Бахметьевых трудился крепостной Александр Вершинин. Мастер-самородок изобрел уникальную технику изготовления двухслойных стаканов. Между стенками изделий он умудрялся создавать настоящие произведения искусства — мини-пейзажи из бумаги, соломы, мха и других подручных средств. В фондах музея-усадьбы «Кусково» есть несколько таких стаканов.
Вершининские стаканы получили широкую известность. Особенный интерес вызывала изобретенная мастером хитрая техника, тайна которой ушла с ним в могилу. Повторить ее в совершенстве так никому и не удалось.
Мастер изготавливал сервизы для царской семьи, и за одну из таких работ Александр I удостоил его награды: «Пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы, изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства».
«Мухи» за счет заведения
На заводе Бахметьевых были изготовлены оригинальные стаканы. На них очень натуралистично изображены порхающие бабочки и мухи. В XVIII веке в помещичьей среде это был очень популярный подарок.
По одной из версий, выражение «ходить под мухой» связано именно с этими симпатичными стаканчиками. Согласно другой его история уходит корнями в эпоху правления Петра I. Царь способствовал развитию трактиров, в которых предлагалось не только выпивать, но и закусывать, в отличие от кабаков, где посетители могли делать исключительно первое.
Чтобы способствовать спросу, Петр I велел хозяевам трактиров бесплатно наливать посетителям первую рюмку. Владельцы же пошли на хитрость — они завели мини-стопы емкостью примерно 10–15 миллилитров, чтобы исполнить царский указ и при этом сильно не потратиться. Крошечные рюмки в народе стали называть «мухами», а выражение «ходить под мухой» появилось благодаря хитрецам, которые умудрялись за ночь обходить несколько трактиров и в каждом из них получать свою законную бесплатную «муху».
Секреты острова Мурано
Венецианское стекло ведет свою историю с VIII века. Тогда город состоял из деревянных построек, и производство, где применялся огонь, было опасно. В XIII веке стекольные мастерские перенесли на Мурано — один из самых крупных островов Венецианской лагуны. Муранские стеклоделы стали применять новые методы создания расписного стекла, привезенного в Венецию из Византии в начале XIII века.
Рецептура изготовления долгое время хранилась в строжайшей тайне, разглашение которой каралось смертной казнью. Венецианское стекло ценилось на вес золота, его продажи приносили серьезный доход в казну. Мастеров вместе с их семьями часто изолировали на острове. Чтобы удерживать стеклоделов в Венеции, государство давало им некоторые привилегии: например, дочери мастеров имели право выйти замуж за представителя знати и получить все полагающиеся титулы.
Несмотря на то что секрет муранских мастеров давно раскрыт, повторить технологию могут далеко не все. Примечательно, что даже с развитием технологий венецианские стеклодувы продолжают работать вручную.
В музее-усадьбе «Кусково» хранится сосуд из венецианского стекла в виде кораблика, датированный XIX веком. Существует легенда, что в Венеции при спуске на воду новых судов такие изделия разбивали о борт на счастье.
Скульптор и стекло
Вера Мухина была не только выдающимся скульптором, но и мастером стекольного дела. Она стояла у истоков советского стекольного производства, и многие сервизы, украшавшие дома советских граждан, были сделаны по ее эскизам. Мухина заинтересовалась стеклом в 1914 году, увидев в Италии работы муранских мастеров. Однако работать с новым для себя материалом она начала гораздо позже.
В начале 1940 года Вера Мухина, создатель технологии изготовления оптического стекла Николай Качалов и писатель Алексей Толстой составили письмо правительству с прошением открыть мастерскую для серийного производства художественных изделий из стекла. Экспериментальную лабораторию основали при Ленинградском заводе по изготовлению зеркал. Со всего Советского Союза туда съезжались лучшие стеклоделы для консультирования коллег. Менее чем за год существования мастерской умельцы создали несколько десятков неповторимых художественных образцов.
После войны силами Качалова и Мухиной лабораторию удалось открыть повторно. Именно в этой мастерской под руководством Николая Качалова Вера Мухина стала работать со стеклом. Начала она с малых форм, но с изобретением собственного метода формовки стекла — моллирования — скульптор создала серию стеклянных бюстов. Одним из них стал «Портрет ученого», посвященный Николаю Качалову. Сейчас бюст находится в фонде современного стекла музея-усадьбы «Кусково».