Как горит история. В Касимове пожар уничтожил Дом Барковых

Откуда взялись купцы-врачи Барковы

Как горит история. В Касимове пожар уничтожил Дом Барковых
© 62info.ru

В конце XVIII века в посёлке Сынтул на одном из заводов промышленников-железоделателей Баташовых при конторе служил девятнадцатилетний крепостной Дмитрий Барков.

Он был на хорошем счету и попросил хозяев дозволения поступить в «аптекарские ученики». У Баркова и впрямь проявился незаурядный целительский талант, глава семьи Баташовых сделал его своим домашним врачом. Четыре сына Дмитрия Баркова — Василий, Фёдор, Тимофей и Иван также помогая отцу. После кончины Андрея Баташова Дмитрий Барков стал подлекарем при большом заводском комплексе, объединявшем железоделательные заводы в Гусе-Железном, Ермиши и Вознесенске. Василий Барков стал там аптекарем.

Вскоре Барков-младший отправился лечить своего нового хозяина Андрея Баташова в Санкт-Петербург, где был и лекарем, и секретарём. За это он получил вольную, но по договору только после смерти заводчика. Барковы уехали в Касимов, где приписались к торговому сословию.

Самый большой доход давала врачебная практика. Горожане полюбили семью за талант, за внимание и участие, которых не давали казённые врачи.

В 1830 году Дмитрия Баркова избрали городским головой. В это время и начинается расширение его маленького подворья, купленного на Набережной улице. В 1832 — 1834 годах семья приобретает три соседних усадебных участка, в 1840-е годы ещё один.

На месте прежнего скромного домика вырос красивый особняк в стиле ампир. К дому примыкала каменная лавка. Барковы содержали аптеку, сами готовили лекарства. В каменных подвалах дома хранились не только товары, но и лекарственное сырьё. Травы собирались вручную.

В особняке на Набережной был парадный зал, отделанный под мрамор, находилась богатая библиотека, сад с прудами, где водилась рыба. Одна из фигур этого сада — монах, читающий книгу, — находится в коллекции местного краеведческого музея.

Семейство Барковых отличалось предприимчивостью и трудолюбием. Барковы закупали оптом на заводе железо и различные изделия и успешно торговали в Москве и на Нижегородской ярмарке. Они держали в Касимове пять кузниц, открыли свой железолудильный завод, купили кожевенное предприятие, стали пайщиками золотодобывающей компании на Енисее.

Барковы были щедрыми благотворителями: помогали увековечивать память великих людей, были меценатами, даже пожертвовали пуд золота семьям погибших воинов Крымской войны.

XX век

После 1917 года в здании располагались разные учреждения, в основном медицинского профиля. Уже в 1918 году дом взяли на учёт как монументальный памятник.

Активное разрушение усадьбы началось в 60-х годах. Местный отдел коммунального хозяйства срубил липовую аллею, разобрали оранжерею и ограду, окружавшую всё владение.

Сообщения о том, что в 1977 году Леонид Гайдай снимал там «Инкогнито из Петербурга» не совсем соответствует действительности: да, съёмки в Касимове, охватили много локаций, но чаще в кадре всё же появляется Дом Наставина.

Пожар

Перед 850-летием города дом Барковых отреставрировали, а в 2015 году объект внесли в реестр памятников федерального значения. Но не был решён вопрос о том, как он будет использоваться.

К этому времени сохранился лишь деревянный особняк на высоком каменном фундаменте с элегантным коринфским портиком из шести колонн, остаток стены с воротами и каменная лавка слева от дома.

В ночь на 20 ноября Дом Барковых загорелся. Из-за быстрого распространения огня возникла угроза для соседних жилых домов. Семьи эвакуировали. Сейчас большая часть людей вернулись в квартиры, только одна семья осталась в гостинице. Набережную закрыли для проезда.

От здания остались только колонны и входная группа.

При подготовке текста использовались материалы научной библиотеки РГУ имени Есенина