Дом Висенс. Как начинал Гауди

В 1878 году молодой каталонец Антони Гауди-и-Корнет закончил в Барселоне Провинциальную школу архитектуры. К тому времени он уже восемь лет работал чертежником в строительном бюро, безуспешно участвовал в архитектурных конкурсах и был полон амбициозных планов, которые никак не мог воплотить. Наконец вчерашний студент получил предложение от первого заказчика...

Дом Висенс. Как начинал Гауди
© Главгосэкспертиза России

Им был владелец фабрики керамической плитки и кирпича Мануэль Висенс, унаследовавший в 1877 году участок земли в квартале Грасиа - тогда он располагался за пределами Барселоны: Висенс решил возвести здесь загородный летний дом для своей семьи. Почему он поручил столь важное дело Гауди, в портфолио которого значилась единственная самостоятельная работа – два фонаря на Королевской площади Барселоны, история умалчивает. Возможно, разгадка кроется в том, что по слухам Висенс лишь выдавал себя за богатого промышленника, а на самом деле работал биржевым маклером и не мог себе позволить дорогого архитектора. Ну, а потом, многие знакомые говорили Висенсу, что 26-летний Гауди – непризнанный гений. Словом, заказчик решил рискнуть.

Места для строительства было немного: отведенный участок представлял собой прямоугольник 30 на 34,5 м. Тем не менее, дом Висенса получился очень вместительным, площадь его помещений превышает 1000 кв.м: дополнительного объема архитектор добился за счет балконов, эркеров и выступов фасада. Четырёхэтажный дом с элементами мавританского стиля состоял из полуподвала, двух жилых этажей и чердака. Он стал первым в Каталонии зданием в стиле модерн, однако, в отличие от последующих работ Гауди, в нем преобладают прямые линии. Лет через десять они уступят место плавным изгибам, гиперболоидам, коноидам, геликоидам и всему тому, что исследователи творчества самого знаменитого каталонского архитектора называют «естественными органическими формами». «Все, что я проектирую, происходит из большой книги природы», - пояснял уже ставший мэтром Гауди свою страсть к округлым формам и волнистым линиям.

На нижнем жилом этаже дома Висенс располагались холл, столовая и курительный салон, на втором – спальни. Интерьеры особняка представляли собой до мельчайших деталей проработанные произведения декоративного искусства. К счастью, самые эффектные - интерьеры вестибюля, курительного салона и столовой – дошли до наших дней почти без изменений. На их стенах и потолках изображено множество диковинных птиц и пышных цветов. Своим оформлением некоторые помещения напоминают летний сад. Это впечатление усилилось в 1925 году, когда новые владельцы особняка – семья хирурга Антонио Ховер из Гаваны – расширили дом и посадили вокруг него прекрасные цветы и деревья. Кстати, новые хозяева заказывали проект расширения особняка ученику Гауди, а сам Антонио его одобрил. Но вернемся к оригинальному проекту.

Самый красивый фасад дома Висенс выходил на улицу Каролинас. Здесь, на теплом терракотовом фоне, можно увидеть восточные башенки и декоративные резные выступы, шахматный орнамент и растительные мотивы. На фасадной плитке изображены бархатцы. В свое время эти цветы росли на участке, где шло строительство, и они вдохновили Гауди, который всегда был неравнодушен к природной форме и цвету. Материалы, которые использовались при отделке дома, недороги, однако дом создает впечатление роскошного дворца. Гауди спроектировал не только здание, но и изящные кованые решетки ограды: здесь тоже преобладает растительный орнамент.

Дом претерпел небольшие перестройки в 1946 и 1962 годах, со временем были утрачены часть ограды, ротонда и фонтан с каскадом, располагавшийся перед главным входом. В 2005 году Дом Висенс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако долгое время после этого оставался недоступным для широкой публики.

Лишь три года назад в его стенах открылся музей, и Дом Висенс стал еще одним пунктом на маршруте, посвященном шедеврам Гауди. А ради них в Барселону каждый год приезжают миллионы туристов.

Фото: fototelegraf.ru, trover.com