Решения, которые вызывают эмоции: что такое Generative Design и почему стоит им заняться
Рынок генеративного дизайна ждет взрывной рост. Исследовательская компания Market Data Forecast прогнозирует, что он увеличится со $141 млн в 2019 году до $315 млн в 2025 году — среднегодовой темп роста составит почти 20%. Ожидается, что рынок будет набирать скорость как за счет внедрения технологии в уже традиционных для нее отраслях, таких как железнодорожное машиностроение и авиакосмическая промышленность, так и масштабного расширения в другие индустрии.
Где применяется генеративный дизайнGenerative Design – технология, которая при помощи искусственного интеллекта и облачных вычислений помогает конструкторам, инженерам, архитекторам и промышленным дизайнерам исследовать, оценивать и находить оптимальные решения, адаптированные к целям и ограничениям каждого конкретного проекта. Программе задается ряд параметров, она их анализирует и выдает массу вариантов, где учтен широкий спектр различных параметров. Затем человек выбирает оптимальный, на основе которого строится 3D-модель.
Generative Design находит все больше поклонников. Технология уже используется в железнодорожном машиностроении, авиакосмической промышленности, производстве автомобилей. Быстро она распространяется и в других индустриях, например, архитектуре и даже маркетинге. «Причин тому множество. Одна из них — колоссальная экономия времени», — считает шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.Лаб» Алексей Шаршаков. Например, японская компания Daiwa House за счет Generative Design уменьшила время подготовки коммерческого предложения с пяти дней до суток.
Другая причина – это возможность создавать решения, которые вызывают эмоции. Generative Design – это цифровая технология. Мозг машины устроен иначе, чем человеческий. Поэтому она может создать такую форму, которая будет не просто удобна и экономически выгода в изготовлении (как минимум из-за сокращения расхода материалов), но и цеплять взгляд.
В прошлом году Volkswagen представил новое прочтение Microbus 1962 года. Ряд деталей в нем был сделан при помощи Generative Design. Технология была использована в создании рулевого колеса, опорной конструкции для заднего сидения и креплений боковых зеркал.
По словам главного дизайнера Volkswagen Group Эрика Глейзера, рулевое колесо «не особо тяжелая деталь», но это основная точка соприкосновения водителя с автомобилем. Эта деталь была выбрана, поскольку среди целей проекта была наглядная демонстрация крепкости конструкций, которые выглядят невероятно изящно, сложно и красиво. Так же и с креплением зеркал – их видит каждый, кто находится рядом с автобусом.
Generative Design также полностью переосмыслил конструкцию колес. Они не только получились интересными визуально, но и стали на 18% легче стандартных. В том числе благодаря этому удалось превратить знаменитый Microbus в электромобиль, что соответствует самым последним мировым трендам автомобильной промышленности и заботы об окружающей среде.
Технология генеративного дизайна становится все более трендовой и популярной. Но в нашей стране пока не так много профессионалов, способных грамотно с ней работать.
Всероссийский конкурс генеративного дизайнаДля привлечения внимания к перспективной технологии, а также для помощи молодым талантливым дизайнерам проводятся различные инициативы. Одна из заметных в этом году - Всероссийский конкурс генеративного дизайна. Его организатор — Национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.Лаб», генеральный партнер – ТМХ (один из крупнейших производителей подвижного состава РФ и СНГ), а профильный - Autodesk. Подробная информация и условия размещены на сайте конкурса.
Конкурс стартовал летом 2020 года, в нем приняли участие более 200 человек — дизайнеры разных возрастов, проживающие как в мегаполисах, так и в небольших городах и даже в поселках нашей страны.
На первом этапе конкурса претенденты разработали концептуальную модель одного из предлагаемых элементов конструкции подвижного состава ТМХ: стола с опорой на щиток или багажной полки. Проекты создавались с помощью технологии генеративного дизайна Fusion 360.
На основе работ, поданных на первом этапе конкурса, составлен шорт-лист номинантов на победу:
Петр Воронкин, г. Санкт-Петербург — проект «Стол для купе»;
Константин Фетисов, г. Пермь — проект «Проектирование и топологическая оптимизация откидного стола по критериям массы и экономичности»;
Никита Трофименко, г. Самара — «Стол на собираемой треугольной опоре»;
Эдуард Тян, г. Москва — проект «Стол для поезда дальнего следования»;
Эдуард Тян, г. Москва — проект «Багажная полка».
На следующем этапе каждый финалист получил доступ к онлайн мастер-классу по методике проектирования при помощи технологии Fusion 360. После всех ждало еще одно задание. Нужно было создать прототип опоры пассажирского кресла для электропоезда городского типа, причем в работе использовать технологию Generative design.
3 декабря, во Всемирный день компьютерной графики и 3D дизайнеров, жюри назовет победителя. Зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке. В жюри вошли специалисты, за плечами которых огромный опыт работы в России и за рубежом, награды самых авторитетных конкурсов в сфере дизайна. Это Алексей Шаршков (шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна «2050.Лаб»), Евгений Маслов (шеф-дизайнер ТМХ) и Павел Медведев (CAD-дизайнер и инструктор Autodesk Expert Elite, евангелист Fusion 360).
Победитель получит главный приз — 150 тыс. руб., а также возможность стажировки, а в дальнейшем и трудоустройства в ТМХ. У работы победителя есть все шансы получить воплощение в будущем дизайне подвижного состава ТМХ, то есть как минимум войти в историю. Как максимум — это возможность вписать в летопись транспортного машиностроения свое имя как человека, совершившего прорыв, ведь Generative Design дает для этого все возможности.