Войти в почту

Восстановленный интерьер дворцовой церкви в Царском селе отмечен главным призом «Золотого Трезини»

Большое международное жюри архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини 2020», который проходил в Санкт-Петербурге с 15 апреля по 1 декабря, определило победителей в 20 основных номинациях. Главный приз конкурса за лучший реализованный проект реставрации/реконструкции присужден авторской группе проекта консервации и реставрации интерьера Церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское село».

Восстановленный интерьер дворцовой церкви в Царском селе отмечен главным призом «Золотого Трезини»
© Главгосэкспертиза России

Напомним, в 2020 году в конкурсе «Золотой Трезини» участвовало 744 проекта из 59 стран и административных регионов. По окончании отборочного тура Международное жюри оценило 60 проектов – работы трех финалистов в двадцати основных номинациях. В состав жюри вошли лауреаты Притцкеровской премии Эдуарду Соуту де Моура и Тойо Ито, а также другие звезды мирового дизайна и архитекторы - Даниэль Либескинд, Марио Ботта, Массимилиано Фуксас, Рикардо Бофилл, главный дизайнер Ferrari Флавио Манцони и еще более 200 экспертов из 31 страны.

В категории «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции», помимо авторского коллектива музея-заповедника «Царское село», на главный приз – позолоченную статуэтку первого зодчего Санкт-Петербурга Доменико Трезини - также претендовали реставраторы железнодорожного вокзала Иваново и Северного речного вокзала Москвы.

Бывшая летняя резиденция российских императоров, а ныне Музей-заповедник «Царское Село» - признанный шедевр архитектуры и садово-паркового искусства XVIII-начала XX века. Строительство под Петербургом первого загородного царского дома, больше известного в источниках как «каменные палаты» Екатерины I, началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна, состоявшего на службе при Петре I. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.

При императрице Елизавете Петровне здание было решено расширить, и над этой задачей, начиная с 1740-х годов, трудились зодчие Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743), Андрей Васильевич Квасов (1720 - после 1770) и его помощник Джузеппе Трезини (1697–1768) - племянник и зять Доменико Трезини. С 1745 года строительство в Царском Селе проходило под надзором архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1713–1780), которого сменил обер-архитектор императорского двора Франческо Растрелли (1700–1761).

Дворцовая церковь Воскресения Христова была заложена в Царском селе 8 августа 1745 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Об этом свидетельствует надпись на медной доске, которую обнаружили в алтаре после пожара 1820 года. Дату освящения Воскресенской церкви - 30 июля 1756 года – стали считать днем рождения Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца, перестроенного к тому времени зодчим Растрелли в стиле барокко. Над южным корпусом с парадным крыльцом возвышался купол с многоконечной звездой на шпиле, северный был увенчан пятью позолоченными главами Дворцовой церкви. В целом на золочение фасадных и внутренних элементов декора Екатерининского дворца ушло около 100 килограммов червонного золота.

Строительство храма длилось более десяти лет. Первоначальный проект разработал в 1746 году Савва Чевакинский, Растрелли доработал проект и курировал стройку с 1747 по 1756 год. Внутреннее убранство церкви перекликалось с роскошью интерьеров всего дворца и принятыми в нем колористическими решениями в том числе. Синие стены были окрашены берлинской лазурью, что эффектно подчеркивало золоченую резьбу иконостаса.

Над росписью интерьеров церкви Екатерининского дворца работали многие известные живописцы XVIII века, в том числе Гроот, Пренер, Аргунов, Валериани и другие. В 1820 году храм сильно пострадал от пожара. К его восстановлению архитектор Василий Петрович Стасов привлек профессоров Академии художеств, которые привнесли в церковный интерьер новые элементы классицизма.

Наибольший ущерб храму, как и в целом Большому Екатерининскому дворцу, был нанесен в годы Великой отечественной войны. В период оккупации города Пушкина (бывшего Царского села) в 1941-1944 годы живописное наследие храма было почти полностью утрачено – из 114 образов сохранилось только три, от плафонов остались лишь фрагменты, золоченая резьба также сильно пострадала. Но большую часть декора интерьера все же удалось сохранить.

Сегодня церковь Воскресения Христова - не только памятник архитектуры, образец православного храма в барочном исполнении, но и великий памятник духовного наследия, с которым связаны многие значимые для России и семьи Романовых события. Например, в 1768 году здесь был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недуга, вызванного первой в России прививкой от оспы. Именно в Царскосельском храме в 1796 году крестили будущего императора Николая I. Отпевание скончавшегося в Таганроге Александра I также проходило в этом храме в 1826 году.

«Главный реставрационный прорыв 2019 года для музея-заповедника – открытие церкви Воскресения Христова после масштабной реставрации интерьера XVIII века. Отсутствие глобальных реставраций в ХХ веке позволило выполнить консервацию подлинной отделки XVIII века», - отмечается в заявке проекта на Международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини 2020».

Реставрационно-восстановительные работы, выполненные в дворцово-парковом ансамбле Царского Села большой командой специалистов, эксперты оценивают как беспрецедентный опыт в международной практике. В восстановлении исторического интерьера храма приняли участие 350 специалистов – позолотчики, лепщики, резчики, живописцы. За четыре года они выполнили консервацию сохранившихся декоративных деталей и живописи плафонов, воссоздали иконостас. Утраченные фрагменты декора были восполнены в дереве, без золочения. «Благодаря такому приему посетители могут отличить исторические элементы от новых», - подчеркивают авторы проекта.

Также примечательно, что проект реставрации Церкви Екатерининского дворца был разработан еще в 1993 году институтом «Ленпроектреставрация». Научно-проектная документация по реконструкции и реставрации дворцовой церкви (церковного флигеля) Екатерининского дворца была подготовлена в 2005-2006 годы ООО «Архитектурная мастерская А.С. Кавтеладзе». Проектная документация по реставрации и консервации интерьера храма разработана ООО «РЕСТ-АРТ-ПРОЕКТ» в 2016 году.

Заказчик - Государственный музей-заповедник «Царское Село». Генеральная подрядная организация - ООО «Царскосельская янтарная мастерская». Финансирование проекта консервации и реставрации интерьера Дворцового храма Екатерининского дворца осуществлялось на благотворительные пожертвования ПАО «Газпром». Работы завершены в 2019 году.

Больше изображений проекта – на сайте конкурса и здесь.

Фото: goldtrezzini.ru, zen.yandex.com