Под звездами московскими: жизнь и ремонт Дома астрономов

Деревянных зданий, переживших неоднократную смену эпох с небольшими потерями, в Москве можно пересчитать по пальцам, а жилых среди них и того меньше. Впрочем, в любом правиле есть свои исключения. В центре столицы, в Нововаганьковском переулке почти 200 лет стоит уникальный дом со вторым этажом из настоящего сруба. Последние полтора века здесь жили астрономы. Корреспондент сайта "РИА Недвижимость" наведался в гости к одному из жильцов, который рассказал, каково жить с видом на обсерваторию МГУ, как здание официально стало Домом астрономов и чем ему поможет капитальный ремонт.

Под звездами московскими: жизнь и ремонт Дома астрономов
© РИА Недвижимость

Дар мецената

В узеньком Нововаганьковском переулке купол Краснопресненской обсерватории МГУ – практически единственный ориентир, который видно издалека. До ее постройки территория исторической местности, известной как Три горы, принадлежала меценату Зою Зосиме и была его дачей. В 1827 году он подарил землю Московскому университету для создания обсерватории. Через год после окончания ее строительства рядом возвели несколько жилых построек специально для астрономов, работавших на университет. Спустя почти 200 лет в двухэтажном доме 5, строении 2 до сих пор живут представители этой профессии.

Владимиру Фомичу Заболотному – 83 года, из них около 50 лет он вместе с супругой живет на втором этаже дома с видом на обсерваторию.

"Сам я родился на Дальнем Востоке, на Сахалине, закончил вместе с женой педагогический институт, там же какое-то время преподавал", – вспоминает Владимир Фомич, устроившись на диване в гостиной.

"Потом мы переехали в Москву на стажировку в пединститут имени Ленина. Я поступил в аспирантуру физического факультета МГУ, защитил кандидатскую диссертацию, и здесь мне предоставили квартиру. С тех пор мы тут и живем", – рассказывает он.

В квартире Заболотных веет полузабытым советским уютом. В углу гостиной – книжные полки до потолка, забитые научной и художественной литературой в потертых переплетах, у окна – старинные часы с маятником, а под потолком висит самодельная модель планеты. По вытертому паркету снуют два ластящихся к ногам кота – белый и рыжий.

Переехав в Москву, Владимир Фомич освоил специальность радиоастронома и вплоть до выхода на пенсию работал по специальности непосредственно в обсерватории – всего в десятке шагов от своего подъезда.

"Моя аспирантская работа началась именно с того, что ГАИШ (Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга – прим. ред.) выделил мне здесь, в главном здании, помещение в подвальчике – это обычная история для аспирантов", – смеется Заболотный.

"Там я начал создавать приемные устройства для исследования радиоисточников в небе в диапазоне коротких миллиметровых волн. Эта область была довольно мало исследована на тот момент, особенно с точки зрения аппаратуры – не было необходимой техники, удовлетворительной для наблюдений", – вспоминает он.

Исследовательской работой Владимир Фомич занимался под руководством известного советского астрофизика и астронома Иосифа Шкловского и его ученика Николая Карташова. Вместе они организовывали экспедиции в Крым и Евпаторию, где занимались наблюдениями с помощью телескопов диаметром свыше 20 метров.

"Результаты нашей работы стали ценными, так как заполнили брешь, существовавшую до них. Наверное, нас можно в этой области назвать первопроходцами советской астрономии", – отмечает Заболотный.

Дом астрономов

Даже из самых дальних экспедиций Владимир Фомич всегда возвращался в дом на Нововаганьковском переулке. Историю этого здания и дворовой территории он знает в деталях – сам был свидетелем многих событий.

"Одно время у нас по соседству жили сотрудницы службы времени. Во время Великой Отечественной войны они укрывались в подвале обсерватории и оттуда передавали точное время для Кремля. А сейчас у нас в доме живут всего три семьи", – рассказывает он.

В конце этого лета в доме Заболотных стартовали работы по капитальному ремонту – впервые за много лет. В рамках первого этапа специалисты Фонда капремонта (ФКР) Москвы откорректировали документацию по постройке, в результате чего объекту официально присвоили название Дом астрономов. Владимир Фомич не скрывает своей радости по этому поводу.

"У нас в России есть Дом архитектора, Дом художника, Дом журналиста, а вот Дома астрономов никогда не было, насколько я знаю. Очень здорово, что он появился, это ведь целая история, память всем тем, кто здесь жил и трудился: профессорам, академикам, директору ГАИШ. Возможно, когда-нибудь даже доску мемориальную повесят", – с улыбкой говорит Заболотный.

Свежий вид

С первого дня радиоастроном принимает активное участие в капитальном ремонте: следит за ходом работ, делится идеями и предложениями, общается с рабочими и специалистами ФКР. Заместитель начальника управления по работе с объектами культурного наследия Ирина Одеркова признается – объект на Нововаганьковском далеко не прост, но тем и интересен.

"Этот дом – один из самых старых жилых зданий, которые вошли в региональную программу капремонта, и оно несколько раз нас удивляло. Например, при демонтаже деревянных конструкций встречались настоящие кованые гвозди. А еще рабочие, когда демонтировали самодельные пристройки, обнаружили кованые козырьки. Сейчас они находятся на реставрации, по окончании мы установим их на законных местах", – рассказывает Одеркова.

Еще одним сюрпризом для специалистов ФКР стало состояние сруба, из которого сделан второй этаж. По словам Одерковой, при вскрытии деревянной обшивки рабочие опасались увидеть его в аварийном состоянии.

"Когда сруб обдували и зачищали, многовековая пыль стояла столбом, но никаких дефектов мы не обнаружили. Сруб был в прекрасном состоянии. Чтобы сохранить его и дальше, мы обшили фасад второго этажа качественной лиственницей", – говорит она.

В рамках капремонта в Доме астрономов также провели работы по восстановлению и утеплению кровли, замене коммуникаций. Близится к завершению ремонт фасада и входной группы. Владимир Фомич промежуточными результатами доволен.

"Ребята работают хорошо, аккуратно, Ирина постоянно здесь и ведет контроль, чтобы все шло, как предусмотрено проектом. Я рад, что город изыскал средства для ремонта нашего дома ", – отмечает Заболотный.

На вопрос, не хотел ли он когда-либо переехать, Владимир Фомич только с улыбкой качает головой. "Нет, такой мысли никогда не возникало. Здесь так тихо, такой большой и красивый двор, столько воспоминаний, трудно было бы жить где-то еще. Наш дом – настоящая часть московской истории", – заключает он.