Тайна дома Брежневых: генсек велел замуровать вход в квартиру дочери
Тайна дома Брежневых: генсек велел замуровать вход в квартиру дочери
Среди самых знаменитых «декабристов» — наших соотечественников, родившихся в декабре, — почетное место занимает Л. И. Брежнев, человек, чьим именем «окрестили» целую эпоху в истории Советского Союза. Его 114-летие, отмечаемое 19 декабря, дает повод вновь обратиться к брежневской теме. На сей раз речь пойдет о сугубо материальных моментах: поговорим о судьбе недвижимости – домов, квартир и дач Леонида Ильича.
Судя по воспоминаниям близко знавших эту семью людей, при жизни своей Л. И. Брежнев не обзавелся сколь-нибудь значительным личным имуществом. Главные его сокровища («бриллиантовую» историю дочери Галины выносим за скобки) –коллекция дорогих охотничьих ружей, ценные подарки, автомобили, преподнесенные зарубежными лидерами, — после смерти вождя были под различными предлогами изъяты у наследников, а многочисленные ордена четырежды Героя Советского Союза его вдову убедили передать в Гохран.
Леонид Ильич со своей семьей долгие годы находился на государственном довольствии, а в последние 18 лет, заняв пост генсека, и вовсе жил в условиях сверх-комфорта, обеспечиваемого за казенный счет. Поэтому покупать, например, квартиры, дачи у него нужды не было. Все это ему предоставляли бесплатно. И такого бесплатного набралось много.
«Лёнин дом»
Начнем с зарубежной недвижимости, которая находилась в распоряжении «дорогого Леонида Ильича». Впрочем зарубежной она стала после распада СССР, а в брежневские времена это была территория Союза.
Почти половину своей жизни будущий генсек провел в братских республиках – на Украине, в Молдавии, в Казахстане. Там и следует искать следы мемориального жилья раннего брежневского периода.
Каменское – родной город ЛИБ, который с 1936 по 2016 гг. назывался Днепродзержинском. Здесь будущий лидер СССР провел детство и юность. Позднее он вернулся на малую родину, в 1931-35 гг. работал на крупном промышленном предприятии – Металлургическом заводе им. Дзержинского, и учился на вечернем факультете института. Жили тогда вместе с матерью и сестрой в квартире, расположенной по адресу проспект Пелина, 40.
На двухэтажном доме с 4-мя квартирами, сохранившемся доныне и получившем среди горожан прозвище «Лёнин дом», повесили было мемориальную доску, но позднее, с приходом мощной волны «нэзалежности» ее демонтировали. Никто из родственников Леонида Ильича к этому времени там уже не жил. По имеющейся информации, в середине нынешнего десятилетия брежневскую квартиру занимала семья, представители старшего поколения которой хорошо знали Брежневых.
В Запорожье Леонида Ильича направили вскоре после победы, — в 1946-47 гг. он занимал пост 1-го секретаря обкома партии. Для «хозяина области» выделили одноэтажный особняк на Днепровской улице. «Дом Брежнева» построен еще в конце XIX века и до революции принадлежал мировому судье. Особыми архитектурными достоинствами здание не отличается, а из характерных примет, относящихся к периоду проживания здесь семьи Брежневых старожилы вспоминают такие: во дворе возвышалась голубятня (неужели «сам» гонял голубей?) и стоял под специальным навесом бильярдный стол. После ЛИБ в доме жили сменявшие друг друга его преемники на посту 1-го секретаря обкома, а в конце прошлого века особняк переоборудовали под общественные надобности: сюда въехал ведомственный детский сад Запорожского УВД. Судя по найденной в интернет-ресурсах информации, несколько лет назад мемориальный брежневский особнячок, находившийся к тому времени в запустении, приобрел какой-то бизнесмен и затеял его капитальную реконструкцию.
Еще одним местом на Украине, где в свое время жил и работал Брежнев, стал Днепропетровск (ныне Днепр). Молодого энергичного руководителя перевели сюда осенью 1947 года из Запорожья – также 1-м секретарем обкома. На этой должности он находился вплоть до 1950-го.
Жилищные условия в днепропетровский период были у семьи Брежневых куда шикарнее прежних. Главу области поселили в доме №1 на улице Рогалева (ныне Крутогорний спуск). Это большой одноэтажный особняк в мавританском стиле, построенный еще в начале ХХ века – с островерхой башенкой, с внушительной парадной лестницей. Здание и до, и после Леонида Ильича на протяжении долгих лет служило резиденцией партийных руководителей Днепропетровщины, в обиходе горожане его называли «Дом областных вождей». В постсоветское время постройка на Крутогорнем стала одной из главных достопримечательностей города. К 100-летию ЛИБ на стене была даже установлена мемориальная доска.
В последние годы «мавританский замок» принадлежал крупнейшему украинскому банку. Но не так давно прежний владелец выставил данный объект недвижимости площадью 5600 «квадратов» на продажу. Цена по современным украинским меркам изрядная – почти 4 миллиона долларов. Получить информацию о новых владельцах прежнего брежневского обиталища не удалось.
Столица Молдовы память о Леониде Ильиче, который в начале 1950-х несколько лет возглавлял Молдавскую ССР, не сберегла. В Кишиневе долгие годы сохранялся дом, где жил Брежнев, будучи 1-м секретарем компартии Молдавии. Этому зданию, находившемуся по адресу ул. А. Матеевича, 67, даже был присвоен статус памятника архитектуры и истории национального значения. Однако 5 лет назад дом все-таки снесли. Как написал один из местных журналистов, «статус от сноса не спасает, потенциальный туристический объект пропал».
На очереди — бывшая казахская столица Алма-Ата. Брежнев «рулил» Казахстаном в середине 1950-х. Семью 1-го секретаря компартии республики поселили тогда в бывшем особняке купца Головизина (улица Фурманова – ставшая теперь проспектом Назарбаева, 162). Сам владелец недвижимости уехал после революции аж в Австралию. Его опустевшие хоромы Советы приспособили сперва под детсад, потом под коммуналки, под поликлинику, а позднее, проведя ремонт и благоустройство, под элитное жилье, предназначенное для первого лица республики.
На данный момент этому зданию в стиле модерн придан статус охраняемого государством. На фасаде красуется мемориальная доска. Однако она посвящена не Брежневу, а его предшественнику на посту 1-го секретаря компартии КазССР, благо у этого партийного иерарха куда более симпатичная для казахов фамилия: Жумабай Шаяхметов. Сейчас один из красивейших старых особняков города отдан под представительские нужды, он входит в комплекс правительственной резиденции.
Тандем-квартира
А теперь – в Москву.
Знаменитый в городе «дом генсеков» — Кутузовский проспект, 26. Здесь Леонид Ильич прожил 30 лет. Многоэтажка, построенная вскоре после войны, была с самого начала предназначена для особо важных персон. Часть квартир числилась в резерве ЦК партии. Поэтому после того, как осенью 1952-го ЛИБ был избран на XIXсъезде секретарем ЦК, ему выделили просторные хоромы на 4 этаже элитного дома.
Впоследствии, когда Леонид Ильич стал генсеком, возник вопрос о переезде его в более престижные апартаменты. Но партийный лидер не захотел менять место прописки, оставшись на Кутузовском. Впрочем даже здесь удалось все-таки улучшить условия проживания для первого лица и членов его семьи. К брежневской квартире в 1966 году пристыковали соседнюю с ней двухкомнатную жилую секцию, прорубив в стене новый дверной проем. В этой присоединенной «двушке» обосновалась Галина Брежнева с дочкой после того, как развелась со своим первым мужем. (По другой информации, в упомянутой части помещения располагался медпункт для круглосуточного контроля за здоровьем генсека, – стояло медицинское оборудование, находились дежурные врачи.)
В итоге получился жилой тандем-монстр общей площадью 185 «квадратов» — с двумя ванными комнатами, с двумя туалетами, кухнями, но с одним общим входом.
Почему не оставили существовавший прежде автономный вход в добавленную квартиру? Ответ в свое время дала вдова генсека Виктория Петровна: оказывается «сам» пытался держать под контролем жизнь своей взбалмошной наследницы. «Отец (Л. И. Брежнев – авт.) не хотел, чтобы был отдельный вход. Хватит, как он сказал, «шляться». И потому дверь, выходящую в другой подъезд, заложили, чтобы, как отец говорил, знать, кто приходит…»
После смерти В. П. Брежневой в 1995 году потомки генсека поделили его «пенаты» между собой. При этом «пришитую» позднее «двушку» вновь превратили в изолированную квартиру площадью 54 кв. метра с отдельным входом. Вскоре она была продана и с тех пор поменяла уже нескольких владельцев. Последние по времени упоминания об этой «жилплощади с мемориальным флером» относятся к 2011 году, когда ее предлагали купить «всего-навсего» за 18 миллионов рублей.
Судя по рассказам обитателей знаменитой многоэтажки, во второй составляющей бывшей брежневской квартиры довольно долгое время проживала семья внука генсека Леонида Юрьевича. После развода супругов Брежнев-младший уехал с Кутузовского, и в генсековских апартаментах оставались жить его бывшая жена с их общей дочерью Алиной.
Кстати:
Дом №26 на Кутузовском проспекте строили пленные немцы. Уже в наше время, при проведении капитального ремонта одной из квартир огромного здания, рабочие наткнулись на страшную закладку: в стене скрывался замурованный снаряд от авиационной пушки. Возможно, это был своеобразный «подарок» от кого-то из коварных гитлеровцев будущим титулованным обитателям многоэтажки.
Среди VIP-жильцов «дома Брежнева» крупные партийные и государственные деятели СССР — Ю. Андропов, М. Суслов, Н. Щелоков, Е Фурцева. Их соседом мог бы стать Ю. Гагарин. После его знаменитого полета первому космонавту предложили квартиру на Кутузовском, 26. Однако Юрий Алексеевич отказался: мол, не хочу жить «под колпаком».
По рассказам некоторых старожилов, под домом находятся несколько подземных этажей. Оттуда был предусмотрен даже специальный вход в секретное «Метро-2», предназначенное для эвакуации партийных лидеров СССР, но в последующем его замуровали.
Уже в бытность Леонида Ильича руководителем партии и государства в центре Москвы на улице Щусева (Гранатный переулок) начали строительство элитной девятиэтажки для высшей советской номенклатуры. Предполагалось, что именно в этот спер-дом переедет с Кутузовского и семья генсека. В соответствии с проектом, «под Брежнева» был отведен практически весь 6-й этаж. Его «эксклюзивность» заметна даже снаружи: высота потолков больше, чем на других этажах, соответственно окна тоже сделаны большего размера по вертикали.
Квартиру для «первого лица» (к ней можно подниматься на отдельном лифте) запроектировали огромную. 500 квадратных метров, 8 комнат (одна из которых с настоящим камином), несколько вспомогательных помещений…
Дом 10/1 на улице Щусева был готов в 1978 году. Однако Брежнев не пожелал перебираться в роскошные апартаменты, хотя другие члены семьи его уговаривали. Скорее всего не захотелось престарелому генсеку менять привычную уже домашнюю обстановку. В итоге чудо-квартира на какое-то время оказалась в распоряжении дочери Брежнева Галины. В начале 1990-х несостоявшиеся генсековские «палаты» занял Руслан Хасбулатов – вошедший в историю России государственный деятель, председатель Верховного Совета РФ.
Сколько стоит сейчас забракованная Леонидом Ильичем недвижимость? Хотя бы порядок этой суммы подсказывает обнаруженное в сети недавнее объявление: одну из квартир в знаменитом доме в Гранатном площадью 170 «квадратов» предлагают купить за 127 миллионов (то есть около 750 тысяч рублей за квадратный метр).
Кстати:
Сам того не ведая, ЛИБ оказал услугу ревнителям сохранения городских пейзажей старой Москвы. Благодаря существовавшим планам его переезда в новый дом на улице Щусева архитекторы с особым вниманием занимались проектированием новостроек в тех кварталах исторического центра, на которые будет открываться вид из окон брежневской квартиры. В частности возникли опасения, что возводимое неподалеку — у Никитских ворот, здание ТАСС окажется чересчур высоким и загородит Леониду Ильичу пейзаж. Поэтому первоначальный проект этой «ячеистой коробочки» пересмотрели и количество этажей сократили почти вдвое, сделав здание соразмерным окружающей его старой застройке.
Рай с цветочным названием
Загородной недвижимостью Брежнев за годы своего пребывания в партийной элите тоже обделен не был. Здесь — лишь о самых обжитых им резиденциях.
Впрочем начнем все-таки с противоположности – дачного комплекса, где вождь вообще ни разу не побывал. Это правительственный объект под Днепродзержинском. Через несколько лет после прихода Брежнева к власти, руководство Украинской ССР решило подстраховаться. Вдруг «хозяин» захочет приехать «на побывку» в места своей молодости? Надо ему обеспечить тут подобающий комфорт. На берегу Днепра отгородили участок почти в гектар и построили коттедж с несколькими спальнями, столовой, гостиной и даже зимним садом. Кроме того на территории спец-дачи поставили беседки, проложили прогулочные дорожки, оборудовали теннисный корт, а у небольшой пристани к услугам обитателей резиденции был прогулочный катер.
Подобная предусмотрительность украинских товарищей оправдалась лишь отчасти. Сам ЛИБ так ни разу в этот райский уголок и не заглянул. Зато здесь неоднократно отдыхали его родственники. В настоящее время днепровская дача Брежнева перешла в собственность одного из крупных предприятий города и используется в качестве санатория для его сотрудников.
Основной загородной базой для Ильича №2 в годы его нахождения у власти был «объект Заречье-6». На этой даче Брежнев, случалось, подолгу жил с семьей, руководя страной на лоне природы.
Заречье расположено между Троекуровским кладбищем и знаменитым по нынешним временам Сколково, совсем недалеко за МКАД.
Эту «ближнюю» подмосковную резиденцию Леониду Ильичу выделили еще в 1960-м, после его назначения на пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. По воспоминаниям личного фотографа вождя Владимира Мусаэльяна, при первой поездке в Заречье он обратил внимание на рабочий кабинет — уютный, но уж очень маленький. В ответ на высказанное удивление по этому поводу Брежнев произнес: «А зачем больше? Мне и так хватает…»
Впоследствии, когда ЛИБ стал уже генсеком, дача была реконструирована, дополнительно благоустроена. Как вспоминал внук, Андрей Юрьевич Брежнев, в доме имелись столовая и гостиная, 6 спален, кабинет, библиотека. Элитных жильцов обслуживали 3 горничные, повар, кроме них были еще рабочие, наводившие порядок на территории, где имелись, клумбы, беседки, оранжерея и даже открытый бассейн.
Впрочем, судя по всему, Леониду Ильичу какие-то особые изыски в оснащении, в интерьерах, садово-парковых «прибамбасах» были не так уж важны. Зато генсека очень радовал местный ландшафт. В лесах, окружавших в ту пору дачный комплекс, водилось зверье, поэтому он мог, выкроив даже немного свободного времени, устраивать импровизированную охоту прямо за забором усадьбы.
Именно в Заречье-6 Леонид Ильич скончался в ночь на 10 ноября 1982-го. Через несколько лет, уже при Горбачеве эту госдачу у наследников генсека отобрали. После развала Союза бывшая брежневская резиденция перешла «под крыло» московских властей. В 1991 году обитателем ее стал тогдашний мэр столицы Гавриил Попов.
Потом были приватизация, продажа, перепродажа… Дотянуть до начала XXI века этому спец-объекту оказалось не суждено. Постройки, стены которых видели Брежнева, сломали и возвели взамен новые современные здания. Судя по данным из открытых источников, сейчас на месте прежнего Заречья-6 располагается элитный загородный комплекс Заречье-4 – вотчина одной из крупнейших банковских корпораций.
Как известно, Леонид Ильич был заядлым охотником. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди загородных резиденций генсека второе место по частоте его пребывания там после Заречья-6 занимала охотничья усадьба в дальнем Подмосковье – Завидово. Сюда, более чем за 100 километров от столицы, Брежнев регулярно приезжал «разрядиться» в любое время года, иногда – экспромтом, сорвавшись из Кремля после очередного заседания. А порой он подолгу находился здесь вместе с семьей – супругой, внуками. В Завидово приезжали многие кремлевские соратники – не только в гости, отдохнуть-поохотиться, но и для проведения серьезных разговоров государственного значения; приглашали в эти заповедные места и важных иностранцев, прибывших в Союз с визитом.
Помимо каменного двухэтажного главного дома (там имелся кинозал, бильярдная комната…), в Завидово стояли еще деревянная избушка-терем и специальная гостиница на 12 номеров для размещения гостей. Среди многочисленных служебных построек предусмотрели даже специальный коптильный цех, где опытные мастера готовили мясные деликатесы из добытых на очередной «царской» охоте кабанов, лосей, оленей… Такие «сувениры» по заведенной традиции увозил с собой из Завидово каждый гость генсека.
Последующие руководители СССР, а потом и российские лидеры не были столь заядлыми любителями охоты. Поэтому «высочайшие» визиты в Завидово в послебрежневские времена стали куда большей редкостью. Однако это обширное хозяйство, спрятавшееся среди огромного заповедного лесного клина на стыке Московской и Тверской областей, остается правительственным объектом. Теперь это государственная резиденция Президента РФ «Русь». Как утверждают некоторые из очевидцев, в главном корпусе до сих пор сохранилось кое-что из прежней обстановки – например, массивные столы, внушительные кожаные кресла, в углу зала стоит чучело кабана, подстреленного когда-то самим Леонидом Ильичем.
Брежневу очень нравилось бывать в Крыму. Там находилась его любимая южная дача «Глициния», расположенная неподалеку от Ялты. Резиденцию с цветочным названием построили в 1955-м для Хрущева. Просторный особняк из песчаника, в котором 14 комнат разного назначения, большая столовая, банкетный и каминный зал (отделан красным деревом), два бассейна, стоит в нескольких десятках метров от берега моря. Само собой, имеется собственный пляж, пирс для швартовки прогулочных катеров. Общая территория этого спец-объекта – около 27 гектаров.
Брежнев использовал «Глицинию» не только для отдыха. Именно он положил начало традиции устраивать встречи с важными зарубежными гостями на фоне роскошной южной природы. В советском политическом словаре появился даже такой термин – «крымские встречи». За годы брежневского правления к нему в «Глицинию» приезжали многие руководители других стран — президент Финляндии Урхо Кекконен, югославский лидер Иосип Броз Тито, его кубинский коллега Фидель Кастро, глава ГДР Эрих Хонеккер…
После Брежнева госдача служила советским «верхам» не долго. Дело в том, что уже к концу 1980-х близко к заповедной зоне подступили кварталы разрастающейся курортной Ялты. Это в значительной мере осложнило соблюдение режима безопасности, установленного для первых лиц страны. В итоге Горбачеву построили другую госдачу в более спокойном месте. А «Глицинию» «разжаловали», — спустя некоторое время на этой прежде закрытой территории организовали пансионат.
Еще во времена пребывания Крыма «под Киевом» некоторые влиятельные украинские «громадяне» предпринимали попытки заполучить столь лакомый кусок недвижимости в собственность. Однако этот процесс из-за возникших межклановых «шероховатостей» так и не был завершен. Зато в российском Крыму «Глициния» приобрела-таки хозяина. 8 августа 2019 года газеты сообщили: «Одна из бывших государственных дач в Крыму, где любил отдыхать генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, продана за 1,2 миллиарда рублей… После завершения сделки средства поступят в бюджет республики… Известно, что историческую виллу приобрела одна из российских структур. Принципиальное решение о выставлении на торги бывшей госдачи «Глициния» в марте принял парламент Крыма».
Еще одна южная резиденция генсека – загородный комплекс в Пицунде. Здесь, среди красивейших гор, хвойных лесов, была оборудована дача для Сталина. После смерти генералиссимуса ее достроили, приспособив под вкусы преемника – Хрущева. От него по наследству «спец-объект» перешел к Брежневу. В Пицунде Леонид Ильич также неоднократно принимал высокопоставленных зарубежных гостей. Сейчас дача, где жили на отдыхе советские вожди, является загородной резиденцией президента Абхазии.