Редакция легендарного журнала «Огонек» объявила о том, что в понедельник, 21 декабря, вышел последний печатный номер. А впереди остался всего один выпуск онлайн-версии. Дальше — неизвестность. В коллективе говорят, что ИД «Коммерсантъ», которому принадлежит бренд «Огонек», сократил всю редакцию. В издательском доме признают оптимизацию, но подчеркивают, что окончательных решений по «Огоньку» пока не принято.
«Что будет дальше с журналом, которому только что исполнился 121 год, — интрига. Поскольку сотрудников «Огонька» известили об увольнении «в связи с оптимизацией организационно-штатной структуры» ИД, напрашивается вывод: не только людям, но и самой редакции журнала в оптимизированном хозяйстве ИД «Коммерсантъ» места не нашлось», — говорится в прощальном письме редакции.
Радиостанция Business FM попросила главу издательского дома «Коммерсантъ» Владимира Желонкина прокомментировать это письмо:
Владимир Желонкин глава издательского дома «Коммерсантъ» «У нас решение о выходе или невыходе «Огонька» не принято, соответственно есть развилка — может, будет выходить, может, будет выходить в том числе и в бумаге, может, будет выходить только в электронном виде. Есть вариант, что он будет выходить не в периметре издательского дома «Коммерсантъ», то есть пока никаких решений не принято. Какая-то часть людей, да, сокращается в связи с оптимизацией».
По словам менеджера, уведомления об увольнении получила лишь часть сотрудников «Огонька». Пока еще действующий главред журнала Сергей Агафонов заявил, что речь идет о всех сотрудниках, кроме архивариуса и двух беременных женщин, которых сократить нельзя. А издательский дом, как и в письме, так и в комментарии Business FM, Сергей Агафонов поблагодарил:
Сергей Агафонов главный редактор журнала «Огонек» «Мы признательны издательскому дому, потому что последние 11 лет мы жили под его крышей. Входили в него, но, к счастью, не были его частью, пользовались определенной автономией. В общем делали, что хотели, нам особенно в этом не мешали. Поэтому кроме спасибо сказать нечего. То, что они приняли такое решение, видимо, какие-то резоны на это были, но мы их не знаем».
Конкретных планов на будущее у коллектива пока нет. Но очевидно, что эпоха печатных общественно-политических изданий подходит к концу. Легендарный Newsweek прекратил выходить на бумаге в конце 2012 года, U.S. News & World Report перешел в онлайн еще на два года раньше. Есть конечно исключения — например, тот же Der Spiegel со своим актуальным миллионным еженедельным тиражом. Но в целом эпоха ушла. И в случае с «Огоньком» слово эпоха тоже уместно.
Какая первая ассоциация возникает у вас, когда вы слышите словосочетание «журнал «Огонек»? С этим вопросом радиостанция Business FM обратилась к журналисту Виталию Лейбину.
Виталий Лейбин главнй редактор сетевого издания «Репортер»«Перестройка, образец перестроечной журналистики — это главное. Переворот от цензурной прессы к бесцензурной. Я видел этот «Огонек», я его читал. Там бешеный драйв, бешеные тиражи. Это было очень и очень круто. Потом «Огонек» переживал разные крутые периоды. «Огонек» — это легенда. Будет очень жалко, если он исчезнет. Я думаю, что он не исчезнет, какие-то такие вещи не должны исчезать».
Раньше Виталий Лейбин был главным редактором «Русского репортера» — журнала, который в печатной версии выходил с 2007 года по 2020 год (с перерывом в 2016–2017 годах).