Идеальный дворец Фердинанда Шеваля

На первый взгляд, жизнь французского почтальона Фердинанда Шеваля похожа на судьбу библейского Ноя. И все-таки Шеваль был счастливым человеком: он исполнил главную свою мечту, а она была не только великой, но и прекрасной.

Идеальный дворец Фердинанда Шеваля
© Главгосэкспертиза России

Шеваль родился в 1836 году на юге Франции, в Шарм-сюр-л'Эрбасс, департамент Дром, и жил обычной жизнью сельского трудяги, в которой было много работы, мало развлечений и еще меньше возможностей для образования и творчества. Он был сначала помощником пекаря, потом занялся сельским хозяйством, а в тридцать лет получил должность почтальона в городке Отриве, недалеко от родных мест.

Вскоре Фердинанда постиг первый удар: умерла его жена Розали, а их сына Серила забрали родственники. Они посчитали, что работающий целыми днями отец не сможет нормально воспитать мальчика, и отправили ребенка к тетке в Лион. А Шеваль, действительно работал по 10 часов в день, проделывая за это время путь в 25-30 км. Возможно, это было для него к лучшему: физическая усталость не оставляла ему сил на душевные терзания. Впрочем, о том, что творилось на душе у сельского почтальона, догадывались немногие, – он был человеком замкнутым, крайне неразговорчивым и никогда не выставлял эмоции напоказ.

После того, как Шеваль остался один, ему дали дополнительный участок для ежедневного обхода. Так он встретил свою музу – вдову Филомену Ришо. Вскоре они поженились. Филомена была простой сельской женщиной, которая целыми днями занималась хозяйством. Но отсутствие образования, да и свободного времени не помешало ей рассмотреть в неулыбчивом и молчаливом муже человека с красивой душой и добрым сердцем. Она первая поняла, что Шеваль – художник, поэтому прощала ему многочисленные странности и вместе с ним верила в его мечту.

А мечта у Фердинанда возникла еще в тридцать лет, когда во сне он увидел странный дворец, слепленный из множества мелких деталей. Возможно, на возникновение этого образа повлияли открытки из дальних стран и журналы, которые он разносил адресатам. На них были изображены пирамиды племени Майя, храмы камбоджийского Ангкора, арабские минареты, китайские пагоды. Однажды, совершая свой ежедневный обход, почтальон споткнулся о верхушку камня, торчавшего из земли, упал и чуть не погиб из-за этого падения. Шеваль выкопал камень – это был песчаник, выточенный водой и временем, - и обнаружил, что тот имеет престранную форму: как будто кто-то вылепил карикатуру на некое животное. Камень напомнил Фердинанду детали дворца из его сна. Почтальон завернул его в носовой платок, положил в сумку и понес домой. На следующий день на том же месте он нашел еще несколько таких же странных камней.

С тех пор каждый день он приносил домой камни, собранные в горах, в лесу, у дороги, и складывал рядом со своим домом. Когда во дворе выросла каменная горка, Фердинанд поставил стропила, развел цемент и начал возводить некое сооружение.

- Что ты делаешь? – спросила Филомена, стараясь говорить спокойно. Что давалось ей с трудом, потому что, расчищая себе строительную площадку, муж уничтожил ее огород.

- Я строю дворец для тебя, - лаконично ответил Шеваль.

Когда в семье родилась долгожданная дочь Элис, счастливый отец передумал и посвятил дворец в первую очередь ей. Элис чувствовала себя принцессой, хотя соседи и называли ее отца сумасшедшим, а его затею – бредом. Они просто не принимали того, что делал почтальон Шеваль, не понимали, зачем он, отработав десять часов на почте, затем еще десять часов строит свой дворец, похожий на замок из песка. Почему он занимается этим, несмотря на усталость, каждый день в любую погоду – и в ливень, и в морозы? Зачем этот человек мучается, собирая по всей округе камни и таская сначала в карманах и сумке, а потом - на тележке за несколько километров? Как он вообще строит – ведь он никогда не учился этому делу, он даже обычной школы не закончил?! И какой же это дворец, если в нем нет окон, потолки низкие, как в пещере, и вообще он очень странный? «Я строю так, как подсказывает мне природа. Ветви деревьев, ветер и птицы учат меня строить», - пытался объяснить им Фердинанд, но его все равно не понимали.

Жители Отрива продолжали называть Шеваля чудаком даже после того, как к ним в городок потянулись журналисты, чтобы написать про чудесный архитектурный проект необычного почтальона. Но герой их статей был не мастак складно говорить. Зато ему нравились пышные банальные цитаты. Некоторыми из них он щедро украсил стены своего дворца: «Для сердца, горящего желанием, нет ничего невозможного», «Человечество, помни, что ты всего лишь пыль, только твоя душа бессмертна» или «Неважно, какого ты возраста, и чего хотел достичь, если ты достаточно смел, настойчив и готов к тяжкому труду, то обязательно достигнешь успеха».

Свое произведение Шеваль назвал «Идеальным дворцом» (Palais idéal).

Когда строившийся дворец стал уже настоящей местной достопримечательностью, Элис заболела и умерла. Шеваль был настолько потрясен горем, что даже на несколько дней остановил стройку. Он хотел сделать во дворце склеп для дочки, но ему не разрешили: место мертвых на кладбище. Уже тогда Фердинанд решил построить там семейный склеп в стиле своего дворца, что и сделал через несколько лет. Сооружение он назвал «Усыпальницей молчания и бесконечного покоя». Забегая вперед, скажем, что согласно его завещанию тело гениального архитектора-самоучки Шеваля сегодня находится в этом склепе. А тогда, выйдя с отказом из здания мэрии, он снова отправился работать, – но работал уже в разы дольше и больше: Шеваль просто хотел поскорее умереть, чтобы встретиться со своей девочкой. От смерти его спасла жена – своей поддержкой и любовью. Через несколько лет умерла и она.

Шеваль пережил всех, кого любил, прожил до 88 лет, из которых 33 года строил Идеальный дворец. Пабло Пикассо и Андре Бретон настаивали на том, чтобы творение почтальона официально признали шедевром. Много говорилось о том, что Palais idéal представляет собой новый вид искусства — ар брют («грубое искусство»). Позже его стиль получил название «Наивная архитектура». Но статус исторического памятника дворец получил только в 1969 году, через 45 лет после смерти Шеваля. В 1975 году памятником была признана и взята под охрану государства и Усыпальница молчания и бесконечного покоя.

Фото: kramola.info, putevojdnevnik.ru