Освещение с сугубо технической точки зрения бывает искусственным или естественным, о чем говорит СНиП 23-05-95, а вот сама роль света в архитектуре глобальна – это и декоративно-художественное оформление, и способ сделать пространство безопасным и комфортным, подчеркнуть исторические и архитектурные особенности здания и его статус. Наряду с камнем и деревом свет стал постоянным инструментом в руках строителей, которым и здесь приходится искать баланс между утилитарным и духовно иррациональным подходом в работе.

Подсветим тему света
© Главгосэкспертиза России

Конечно, говоря о свете в архитектуре, в первую очередь стоит подсветить задачи и приемы внешнего искусственного освещения зданий. Хотя еще до изобретения электричества с учетом света, только природного, создавались целые архитектурные шедевры, такие как обелиски, египетские пирамиды или Стоунхендж. Сотни британцев по сей день встречают день зимнего солнцестояния у знаменитого кромлеха в графстве Уилтшир, так как доисторический памятник ориентирован на движение светила, и лучи солнца в зените в этот день попадают точно между вертикальными камнями самого большого трилита. Считается, что Стоунхендж - это солнечный и лунный календарь, а также модель солнечной системы в поперечном разрезе.

Одними из первых, если не первыми, искусственно подсвеченными зданиями стали московские Кремль и колокольня Ивана Великого в дни коронации Александра III в 1883 году. Тысячи пламенных источников на стенах Кремля, прожектора с дуговыми лампами, светящие с башен, охватывали и соседние строения, в том числе только что завершенный храм Христа Спасителя, который окружили электрическими фонарями. На колокольне горели 3500 ламп Эдисона. Восхищенные этим зрелищем, российские художники О.А. Гофман и Ю.Ю. Клевер написали картину, которую так и назвали «Москва. Кремль. Праздничная иллюминация 1883 года».

Но именно архитектурное искусственное освещение впервые использовали в США в двадцатые годы XX века, чтобы выделить растущие как грибы небоскребы Манхэттена, за что этот исторический район Нью-Йорка получил в прессе звание «города освещенных воздушных замков, которые тронуты кистью световых импрессионистов»».

Сегодня архитектурная подсветка – неотъемлемая часть благоустройства любого города, и в этой сфере действуют как общие правила, так и локальные требования к освещению. В той же Москве, к примеру, действует Постановление о концепции единой цветовой среды, где закреплены все нормы освещения городских улиц и зданий: частные и общественные, коммерческие и государственные объекты подсвечиваются по-разному.

Среди видов архитектурной подсветки можно выделить общее заливающее освещение, когда здание или его большой участок выделяются целиком, локальное или локализованное, с помощью которого делается акцент на декоративно-пластических или тектонических характеристиках строения, акцентирующее, когда внимание переводится на конкретный элемент. Также используют светящийся фасад, что максимально эффективно для стеклянных зданий, способных пропускать свет насквозь, и фоновую заливку, – когда общий силуэт здания затемняется на фоне освещенного заднего плана.

Подсветка, что очевидно, включается в темное время суток, поэтому с ее помощью можно значительно преобразовать здание в сравнении с его дневным внешним видом. Иногда освещение призвано напротив максимально сохранить архитектуру и декоративное оформление, которое мы видим на строении днем. Кроме того, существуют повседневная и праздничная формы подсветки. Когда в городе необходимо создать особую атмосферу, на фасадах зданий появляются динамичные или статичные шедевры световой живописи, кроме того, неизменной популярностью в этот период пользуются светодиодные светильники, что, кстати, отвечает тенденциям «зеленого» строительства.

Чтобы разработать максимально эффективную и эстетичную концепцию освещения, отвечающую базовым требованиям, - люди должны видеть, куда идут, чувствовать себя в безопасности, реагировать на подаваемые с помощью света сигналы (например, при аварийном освещении), - проектировщикам необходимо учитывать и назначение, и расположение подсвечиваемого объекта, и окружающую его среду, и, конечно, архитектурные особенности здания, на котором такая подсветка устанавливается. Все это требует не только знания нормативов, но и творческого подхода, а также слаженной работы с заказчиком и экспертами.

Решения в части систем электроснабжения – для внутреннего и внешнего освещения объектов капитального строительства в обязательном порядке разрабатываются в проектной документации, представляемой на экспертизу. Только в 2020 году эксперты Главгосэкспертизы России рассмотрели немало проектов, где были предложены идеи по подсветке зданий. Так, к примеру, в Красноярске реконструируют Дом-музей Красикова, территорию которого планируют подсветить с помощью декоративных фонарей, в Ульяновске для ремонтируемого здания типографии Токарева приняты решения по фасадному освещению, в Самаре архитектурно-художественную подсветку установят на новый мост через приток Волги (к освещению линейных объектов предъявляются особенные требования), а в Москве декоративно подсветят павильон «Юные натуралисты» на ВДНХ.

Фото: philphilips.com, photosight.ru, newslab.su, Twitter, 500lux.ru