Бросить всё и уехать в Гороховец. Чем маленький русский город ценен для ЮНЕСКО
Площадь Гороховца, расположенного на границе Владимирской и Нижегородской областей, - 14,8 км, а живут в нем всего 12 565 человек, но этот районный городок вместил не меньше десяти архитектурных памятников. Три года назад Гороховец вошел в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО как объект, представляющий собой выдающийся образец архитектурного ансамбля.
Гороховец – почти ровесник Москвы, он основан Андреем Боголюбским через двадцать один год после столицы, в 1168-м. Несмотря на то, что на гербе и флаге города изображено пять кустов стручкового гороха, к этому растению название города не имеет отношения. Почва для выращивания гороха в Гороховце неподходящая, эта сельскохозяйственная культура никогда не была здесь основной, а в названии города заложены слова «гора» и «ховаться». На той самой горе, кстати, сегодня располагается горнолыжный курорт «Пужалова гора» - тихий и спокойный, как и сам городок: перепад высот – 70 метров, длина трассы – 550 метров, ширина – 50. Прекрасное место для того, чтобы впервые встать на лыжи. Склон находится в самом центре города.
Но ехать в Гороховец стоит вовсе не за самой «неэкстремальной» горнолыжной трассой, а за уникальной архитектурой XVII века и деревянным русским модерном.
То, что в России сегодня найдется не слишком много зданий старше трехсот лет, объясняется не только трудностями с реставрацией и преступным сносом исторических памятников, но и тем, что вплоть до XVIII века основным строительным материалом в нашей стране было дерево. Во-первых, кирпич и камень были дороги, во-вторых, не хватало квалифицированных строителей по камню, а в третьих, считалось, что жить в «каменных мешках» вредно для здоровья. Однако в Гороховце можно увидеть сохранившиеся в рабочем состоянии жилые дома XVII века. Дело в том, что в городе, который располагался в удачном для торговли месте – на перекрестке речных торговых путей, проживало несколько богатых купеческих семей. Они строили в городе не только церкви, но и добротные каменные и кирпичные дома для себя. В результате в наследство Гороховцу достались бесценные памятники допетровской архитектуры: дом Опарина, где сегодня располагается городской ЗАГС, довольно скромный дом Канонникова (где, между прочим, еще столетия назад была налажена система теплых полов: печные дымоходы проходили внутри кирпичных полов), и дом Ершова-Сапожникова. О последнем стоит поговорить отдельно.
Этот трехэтажный (большая редкость) каменный дом - великолепный образец древнерусского посадского зодчества, построенный в 1680-е годы. Здесь также сохранились подлинные дубовые ворота, украшенные искусной резьбой, и ограда XIX века.
Купец Семен Никифорович Ершов построил почти все самые знаменитые храмы Гороховца: церковь Знамения Богородицы, Сретенский собор, Троице-Никольский собор, Благовещенский собор, церковь Вознесения Христова. Некоторые детали узорочья этих храмов повторяются и в декоре фасадов дома Ершова. Вообще, по оформлению фасадов понятно, какую функцию выполнял каждый из этажей здания. Так, на первом (подклетном) этаже окна небольшие, простые и без наличников. В свое время они были убраны железными решетками: это хозяйственная часть дома, здесь хранили оружие, сбрую для лошадей, сундуки с одеждой, домашнюю утварь и продукты. Второй этаж – парадный: на больших окнах красивые фигурные наличники, есть орнаментальный фриз. А третий этаж выглядит проще: это поздняя надстройка, появившаяся в первой половине XVIII века, а изначально третий этаж купеческого дома был деревянным. Здесь располагались жилые комнаты, для которых был необходим свет и воздух – вот почему на третьем этаже много больших окон. Настоящее украшение дома - трехэтажное резное крыльцо, с которого можно было пройти в сени второго и третьего этажей. Оформлению крыльца в русских домах придавалось огромное значение, потому что именно здесь встречали гостей. Крыльцо было лицом дома.
Ходят легенды, что в доме Ершова до сих пор находятся хорошо спрятанные тайники: ведь они были обязательной деталью каждого купеческого дома, а в особняке богача Ершова не обнаружили ни одного – значит, просто плохо искали. Считается также, что существовал и подземный ход, который вел из дома за город, но и он не был найден.
В 1820-х годах дом приобрела семья купцов Сапожниковых. Наследник этого достойного рода, Михаил Федорович, - потомственный почетный гражданин Гороховца. Он сделал для города не меньше Ершова: построил женскую прогимназию и гимназию, богадельню, больницу, высшее начальное училище и храм Всех Святых. Благодаря Сапожникову в городе появился водопровод и городской общественный банк. А еще купец содержал фонд для бедных невест.
Сегодня в доме Ершова-Сапожникова располагается музей купеческого быта, где проводятся аутентичные анимационные программы вроде реконструкции купеческой свадьбы – со встречей новобрачных на купеческом дворе, величанием молодоженов, выкупом красоты девичьей и народными забавами.
Кстати, в Гороховце есть еще один дом Ершова, и он даже старше вышеописанного, но далеко не такой красивый. Сегодня здесь, в стенах, построенных в середине XVII века, располагается гостиница.
Другие уникальные памятники Гороховца – деревянные особняки в стиле модерн.
Русский модерн признан самостоятельным направлением в архитектуре, поскольку в нем, как правило, использовались национальные элементы: самый распространенная разновидность отечественного модерна - псевдорусский стиль. Еще одна уникальная особенность русского модерна – здания из дерева. Этот строительный материал использовался чаще всего в провинции по двум из трех обозначенных в начале этой статьи причинам.
Главный деревянный шедевр Гороховца - построенный в 1915 году особняк председателя земской управы Федора Ксенофонтовича Пришлецова, известный также как «Дом с русалками»: его фасад украшен деревянными фигурками этих существ, а также крупными розетками из цветов, листьев, виноградных гроздьев, львиных голов. Одноэтажный особняк венчает квадратная башня и объемный куполообразный мезонин, у него треугольные слуховые оконца, ступенькой поднимающиеся к коньку кровли. Крыльцо покрыто двухскатной крутой крышей с узорной железной «чешуей» под черепицу. Такая же «чешуя» покрывает и свод башни. Дом Пришельцова – жилой.
Зеленый терем купца Михаила Ивановича Шорина – своеобразная выставка достижений гороховецких плотников-якушей. Названы они так в честь соседнего с Гороховцем села, где процветало их ремесло. Владимир Даль поместил «якушей» в свой «Толковый словарь живого великорусского языка» и объяснил его значение слова так: «долбежники, плотники-резчики, для резки украс на избы и на суда». Кстати, в XIX веке славилось повсюду и мастерство гороховецких рабочих-металлистов: тот случай, когда по одному лишь месту рождения человека охотно принимали на работу на верфь, на завод или в мастерскую.
Одноэтажный дом Шорина с высоким кирпичным подклетом – асимметричная живописная композиция, автором которой был, предположительно, представитель большой династии российских архитекторов – Юлий Федорович Бруни. Над основным объемом особняка возвышаются мезонины, а также сказочные башни. Одна из них установлена на круглом «барабане», сделанном из гнутых бревен. У фигурных окон – наличники необыкновенной красоты, фасад декорирован резными карнизами и подзорами.
Михаил Шорин с семьей въехал в этот дом в 1902 году, когда стал руководить котельно-судостроительным заводом, полученным в наследство от отца. Остался он там управляющим и после того, как его предприятие национализировали. В 1928-м, почувствовав, что над ним сгущаются тучи, Шорин бросил дом вместе с имуществом и, прихватив лишь немного одежды, книги и иконы (Шорины были старообрядцами) в срочном порядке перевез семью в Москву. Здесь он нашел работу в наркомате судостроения и отправился поднимать предприятия в Читинской губернии. Но даже это не уберегло его от беды: в 1938 году Михаила Шорина все же арестовали и отправили в лагерь, где он сгинул. Могилу его найти не удалось.
Сегодня там, где в свои счастливые годы жила большая, дружная и набожная семья Шориных, располагается Дом народного творчества и ремесел.
Еще один маленький шедевр в стиле деревянного русского модерна построил отец Михаила Шорина, Иван Александрович, - он подарил его своему зятю, купцу И.П. Морозову. Поэтому памятник архитектуры назван Домом Морозова, а в последние годы это - Музей технической мысли «Марфа Посадница».
Густо украшенное резьбой здание похоже на терем с двумя башенками из русской сказки: над созданием резьбы тоже постарались якуши. К счастью, в неплохом состоянии сохранился и интерьер дома: целы изразцовые печи с рельефными сюжетными картушами, двустворчатые массивные двери, украшенные резными филенками, паркет, лепной декор потолков.
Гороховец очень далек от урбанизма и многих современных тенденций. Здесь нет тротуарной плитки, да и асфальтового покрытия, если честно, не хватает, здесь мало сайдинга и нет ни одной смузичной, да что там – нет даже сетевых закусочных с фастфудом, и никто не слышал о митболах. Но главное – здесь очень мало туристов, которые все еще колесят по Золотому кольцу, не отвлекаясь на «неизвестные» города. Так что Гороховец – заповедник не только архитектуры, но и спокойной уютной старины, настоящей русской провинции из романов XIX века.
Фото: culture.ru, ruspirit.ru,photosight.ru