Калининградские бизнесмены оценили последствия обязательной маркировки товаров

Обязательная маркировка товаров может привести к проблемам с лекарствами, снижению скидок, росту цен и закрытию бизнеса, так как в системе "Честный знак" случаются приводящие к задержкам в работе сбои. Таким мнением с "РБК Калининград" поделились предприниматели региона.

Сейчас, когда действует уведомительный порядок “Честного знака” всеми предприятиями, работающими с маркированными лекарствами, проблема состоит только в том, что маркировка просто увеличила трудозатраты всех сотрудников аптеки, так как нужно принять вручную каждую упаковку маркированного товара. И если данные по маркировке неточные или там сбой какой-то, это не мешает продавать товар. А если уведомительный порядок с 1 февраля прекратится, то нужно будет прежде, чем отпустить потребителю лекарство, дождаться уведомления от "Честного знака", что поступил "правильный" товар, дождаться подтверждения от поставщика, что ты принял именно тот товар, который этот поставщик отправил, и только после этого фармучреждение (хоть коммерческая аптека, хоть государственная больница) сможет отпустить этот товар потребителю. Такие подтверждения могут задерживаться на один, на два, на три дня. В это время больной не получит лекарственное средство. А уж если продал, не дождавшись подтверждений, жди штрафов", — объяснил владелец сети "Новая аптека" Игорь Кастусик.

Учредитель компании-фармпроизводителя "Инфамед К" Андрей Горохов считает, что система маркировки не отработана до конца и "Честный знак" действует подобно другим разработчикам ПО.

Выпускается программный продукт, потом пользователи сами находят ошибки, сообщают, что в продукте не так, разработчик исправляет, дорабатывает. Так делают все софтверные компании. Другое дело, что не все они работают с жизнями людей и лекарствами, и не все их ошибки выпадают на пандемию. Мы надеемся, что правила останутся смягченными до конца этого года", — рассказал Кастусик.

К росту цен может привести то, что для полноценной работы в системе бизнесу приходится закупать марки, оборудование и программное обеспечение. , а также дополнительно нанимать работников. Часть калининградских продавцов одежды планирует повысить стоимость на 10-15%, схожие намерения у некоторых фармпроизводителей. Долю затрат компенсируют за счёт снижения скидок.

Одна марка стоит 50 копеек. На товар, который мы самостоятельно импортируем, у нас только затраты на марку. А то, что мы через партнёров покупаем уже с марками, они берут деньги за свои услуги маркировки — включают туда всё: и стоимость бумаги, марок, свою работу <...> Если в этот период мы уже давали скидки 50-40% на текущую коллекцию осень-зима, то пока мы скидки придерживаем, чтобы сохранить как-то нашу прибыль. Мы будем до последнего держать уровень скидок 30% и только в конце сезона будем увеличивать их", — поделилась управляющая магазинами обуви Mally и Martin Анастасия Назаренко.

Сбои в работе системы подтвердила калининградский бизнес-омбудсмен Светлана Нижегородова. По её словам, чаще с техническими трудностями сталкиваются в отдалённых местах и муниципалитетах, где есть проблемы с интернетом. Финансовые затраты на маркировку, по мнению Нижегородовой, могут вызвать трудности у малого бизнеса. С такой позицией согласна и Назаренко.

Система маркировок рассчитана на то, чтобы покупатель понимал, что он приобретает. Путём сканирования QR-кода он может посмотреть происхождение товара. Со стороны государства это контроль и дополнительные финансовые поступления в бюджет, для нас это дополнительные временные, физические и материальные затраты. У нас в первую очередь выигрывает всегда в этом плане государство и крупные корпорации, которые также завязаны в этом деле. Для них это не будет проблемой, даже в плюс. А для небольших бизнесов, как наш, это большая дополнительная нагрузка и сложности. <...> Я думаю, что совсем маленькие бизнесы благодаря этому отомрут", — подытожила Назаренко.