Анатолий Павлов: Бизнес, работающий для людей, не может думать только о деньгах
Отметил юбилей известный новосибирский строитель, основатель и руководитель группы компаний «Сибмонтажспецстрой».
ГРУППА компаний «Сибмонтажспецстрой» — это красивые и задающие стиль Новосибирска проекты, коллектив, в котором работает более тысячи сотрудников, и масштабные планы развития. Однако в пятидесятилетнем юбилее основателя и руководителя Анатолия Павлова «Новая Сибирь» увидела хороший повод поговорить не только об этом.
— Анатолий Владимирович, представителю строительной отрасли отмечать юбилей наверняка проще, чем другим. В момент, когда принято фиксировать сделанное, ему всегда есть что предъявить. Пройти с потомками по улице и сказать: вот, этот дом строил я.
— Согласен, в этом плюс моей работы, но в разных компаниях бывает по-разному. В моей дом строится не более двух лет, не важно, девять этажей или двадцать девять. Соответственно, за 15 лет наш портфель объектов перевалил за сотню, и процентов 90 — это жилье.
Я работаю строителем почти 28 лет. Начинал в одной организации — понял, что что-то там не так. Поработал в другой — тоже. И сделал вывод: чтобы делать так, как самому нравится, надо самостоятельно принимать решения. Создал компанию и начал строить дома.
— А что было «не так»?
— На моей первой работе не так было с финансами. Руководитель — очень грамотный с технической точки зрения человек, был, на мой взгляд, слабоват в экономике. Задержки заработной платы, долги, все росло, как снежный ком. Я уверен: это не потому, что кто-то воровал деньги, — просто все было неправильно. В конечном счете, компании той уже не существует.
В другой организации мне не нравилось, что мы строили очень и очень медленно. В условиях высокой инфляции это неприемлемо: ты пообещал людям жилье, они тебе дали деньги, но время их съедает. Надо разбираться быстрее. Если проект затягивается, начинает страдать экономика.
— В МОЕЙ компании все было настроено именно на это: на увеличение скорости строительства. Теперь, если собрать все наши дома вместе, получится небольшой город. Да, все это можно и потомкам показывать, и свое самолюбие тешить.
— Причем это довольно неплохой получится город: группа «СМСС» считается специалистом по жилью элитному или класса «комфорт плюс». Полагаете этот сегмент более выгодным?
— Не в том дело, просто хотели в нем работать. А теперь по-другому уже и не получается. У нас есть жилой комплекс «Чкалов» — это в Заельцовском районе, рядом с «Экраном», «Большой медведицей». Очень хорошая и перспективная локация, востребованный проект, доступные цены. Это самый социальный и самый недорогой с точки зрения квадратного метра наш жилой комплекс. Но я выезжаю на объект и принимаю решения: там надо двери поставить подороже, здесь в места общего пользования плиточку положить поинтереснее, во дворе поработать с благоустройством… В итоге мы создаем там парковую зону. Выделили под нее гектар земли, в прошлом году посадили деревья, будущим летом продолжим работу.
Вокруг сегодняшнего городского генплана идет борьба с точки зрения сохранения зеленых зон. Но их ведь можно создавать где угодно, в любом дворе — было бы желание. Этим пример ЖК «Чкалов» очень нагляден.
— Гектар — это, прямо скажем, недешевое решение.
— Бизнес, работающий для людей, не может думать только о деньгах. В важнейших факторах успеха — их эмоции, комфорт. Мы везде строим именно так. Я уверен, что если однажды «СМСС» зайдет в микрорайоны окраины города или в чистое поле, все равно будет делать то же самое. А вот «просто и дешево» у нас не получается. Неинтересно.
— Зато ваши дома видно издалека.
— Да, они все узнаваемые. Мы самые первые начали экспериментировать с цветным кирпичом. Тогда в Новосибирске не было завода «Ликолор», мы привозили его из центральной части России, из-за рубежа. Да и сегодня продолжаем возить: цветовой гаммы местного кирпича нам не хватает. А правильно подобранный цвет фасада — это существенная доля успеха.
Когда строишь в центральной части города, важно все: цвет фасада, плитка в местах общего пользования, дизайн-проект, расположение дома по сторонам света. Чтобы привлечь потребителя, мы должны постоянно придумывать что-то запоминающееся.
Мы недавно начали работать по ЖК «Чикаго» на Московской. Это будут самые высокие на сегодня в Новосибирске 29-этажные здания с очень запоминающимися фасадами — попытались воспроизвести чикагский стиль. Плюс — традиционно для нас — ландшафтный дизайн и мини-парк во дворе. Срок реализации, как обычно, два года.
— Вы говорили про сроки строительства как об экономическом факторе, но в них есть еще и определенная магия с точки зрения городской среды. Вот с «Милк Хаусом» в Тихом центре прямо фокус в свое время получился: вроде только что стоял молзавод, раз — и уже очень атмосферный дом, преобразивший целый квартал.
— Я открою секрет: в этом фокусе «Милк Хауса» особой магии нет. Вообще нет ничего сверхъестественного — ну разве что фонтан во дворе.
Главное в комплексе — это тщательно подобранные детали. Фасад — ключевое достижение комплекса. Окна, сделанные под заказ, фурнитура, фонари.
У нас есть комплексы, в которых фасад еще более акцентирован, — например, «Монблан» (Montblanc Residence). Но это еще и один из двух комплексов в Новосибирске, в котором есть бассейн, куда можно спуститься прямо из квартиры, в тапочках и халате. Второй — «Парк Резиденс», тоже наш. Есть еще «МедПарк» с фитнес-центром и бассейном с 20-метровыми дорожками на первом этаже. Сейчас проектируем следующий. Фитнес — важная часть инфраструктуры современного города.
— В требованиях к жилью за полвека произошли кардинальные изменения. Как у людей, выросших в «хрущевках», сформировались новые представления о необходимом?
— И я вырос в обычной «хрущевке». Сначала мы жили в «двушке», потом мой дед, инвалид войны, получил «трешку», и у меня появилась отдельная комната. Я прекрасно помню кухню: вот сижу я, вот дед, а вот холодильник. Я открываю его, не вставая со стула. Когда мы там собирались вчетвером, уже толком и сесть было некуда.
Принципиально в панельных домах относительно того времени мало что изменилось. Да и в строительстве в целом: недавно шел тренд на увеличение площадей, но сейчас он опять идет на более мелкую нарезку. Однако сегодня никто уже не строит 6-метровые кухни. И это важно. Кухня, столовая нужны там, где есть семья.
Однако меня больше беспокоит детская площадка во дворе с единственной качелей на всех. Вспоминая условия, в которых я вырос, понимаю: так строить было можно, но только для того, чтобы всех обеспечить крышей над головой. Современное жилье — это другое. Вот «сталинские» дома — это да, мне они очень импонируют. Сейчас надо строить именно так.
— Что у вас лично и у вашей компании в планах на ближайшие десять лет?
— Хочу, чтобы к моему 60-летию строители в Новосибирске освоили 50-этажки. В Москве их уже много, у нас пока нет.
Лет 15 назад строительство 24-этажных зданий считалось чем-то сверхъестественным. Это были такие уникальные сооружения, в которых много было непонятного: как считать, как согласовывать? Сейчас в активе нашей компании уже не один десяток 24-этажных зданий. И мы начинаем следующий этап — 30-этажные дома. Мы получили разрешения на первые две башни. Они, правда, по факту получилось 29-этажными — это из-за более высокого первого, общественного этажа.
Я считаю, за несколько лет многие освоят 30-этажки, но я себе ставлю задачу выхода уже на следующий этап: мы скоро начнем проектирование 45-50 этажных домов. По моим представлениям, через десять лет это станет общедоступной практикой.
— Как мы помним, 60 — это теперь не возраст для окончания активной трудовой деятельности.
— Ну, дальше я пока не загадываю, но принципиальный план — воспитать преемника, чтобы передать ему компанию, которую создал. Мой сын в прошлом году закончил строительный институт, как и я, с красным дипломом, сейчас работает на стройплощадке. Пока, года три, будет мастером, потом три, а то и пять — прорабом. То есть до руководителя проекта ему еще лет десять. Ну а управлять компанией он сможет не раньше, чем к моей пенсии. Нормальный, я считаю, план.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»
Сообщение Анатолий Павлов: Бизнес, работающий для людей, не может думать только о деньгах появились сначала на Новая Сибирь.