Войти в почту

"Золотой" автовокзал: "ассоциации низменные, вкус отсутствует"

Проект торгово-развлекательного центра с функцией "транспортно-пересадочного узла" на Ботанике который год тревожит умы екатеринбуржцев. Шокирующих факторов у "Золотого" - пруд пруди: гигантские размеры (около 300 тысяч квадратных метров), "космическая" стоимость строительства (свыше 23 миллиардов рублей по состоянию на 2018 год), планы застройщика ("Малышева, 73") снести попавший в "пятно застройки" уникальный аэровокзал Уктусского аэропорта.

"Золотой" автовокзал: "ассоциации низменные, вкус отсутствует"
© Уралинформбюро

Летом 2016 года проект был вынесен на обсуждение Градсовета и заработал неофициальное прозвище "золотая лепешка" из-за дизайна фасадов. Проект слегка видоизменили: вместо "лепешки" планируется разместить в квадрате улиц Белинского - Крестинского - Шварца - Объездной дороги что-то вроде гигантской кастрюли, из которой вытекает раскаленные золото. Завершение стройки - к Универсиаде-2023, к настоящему времени там уже возведен "золотой" забор.

По мнению руководителя проектной мастерской "Алеф" Андрея Узких (сына одного из создателей городского Генплана-1972 Константина Узких), и сам забор, и строящийся за ним "транспортно-пересадочный узел" - китч "в стопроцентном виде", очень напоминающий по стилю "дома-ботинки", "дома-чайники" и прочие эксперименты в архитектуре, активно практиковавшиеся в Америке после Второй мировой войны.

"Здесь возникает такая же дубовая, проамериканская примитивная ассоциация. Этакая нарочито шокирующая демонстрация богатства. В большинстве стран так уже никто не делает. Например, в Японии люди не демонстрируют свои накопления, ведут себя сдержанно, умеренно по отношению к окружающим, ничем себя не выпячивают. А с точки зрения эстетики и архитектуры - это очень "лобовая" ассоциация, бьющая по глазам и душам людей", - считает Узких.

В январе 2020 года горожанам представили новую "редакцию" фасадов "Золотого". Скриншот: видеоблог Ильи Варламова

Архитектор Анатолий Романов (один из создателей Центра художественной и эстетической гимнастики в микрорайоне Солнечный) "золотого забора" пока не видел, однако в свое время внимательно изучил рендеры строящегося на Ботанике комплекса. В беседе с "Уралинформбюро" он признался, что увиденное вызвало у него оторопь.

"Это - нижайший вкус, даже полное отсутствие такового, - убежден собеседник агентства. - Когда заказчики проекта объявили, что это будет своего рода "супница", в которой золото бежит из-под крышки гигантской кастрюли, у меня было ощущение убожества мысли, вызывающей самые низменные ассоциации. Я согласен, что этот автовокзал может стать яркой достопримечательностью Екатеринбурга, но отнюдь не в положительном смысле этого слова".

Архитекторы тревожатся за уникальный аэровокзал Уктуса, который тоже попал в "пятно застройки" "Золотого". Фото: группа "Аэровокзал аэропорта Уктус" в Facebook

"Когда-то Николай Семенович Алфёров (ректор Свердловского архитектурного института в 70-х годах прошлого века. — Прим.ред.) говорил нам на лекции: "Никогда не забывайте примат архитектуры, сформулированный Витрувием: Польза, Прочность, Красота, - вспоминает архитектор Галина Алексеева (один из создателей проекта Ельцин Центра). - На первом месте польза, то есть функция. И какую же функцию мы видим у проектируемого здания автовокзала? Тут и к гадалке не ходи - торговля! И где-то там, в глубине, затерялся автовокзал. Всё сделано по принципу дьюти-фри в аэропортах. Если бы с функцией здания был порядок, если бы здание проектировалось как автовокзал, а не очередной торговый центр, думаю, и здание старого аэровокзала (Уктусского аэропорта — прим.ред.) никому бы не помешало. Но архитектором сегодня руководит инвестор, к сожалению, а сам архитектор становится "обслуживающим персоналом".

"Золотой" будет столь велик размерами, что ради него придется строить новую дорожную развязку. Схема: екатеринбург.рф

Урбанист Владимир Злоказов изучил проект "Золотого", что называется, вдоль и поперек, Год назад он в пух и прах раскритиковал его транспортно-логистическую составляющую, заявив, что объект будет неудобен для пассажиров и увеличит трафик на перекрестке улиц Родонитовой и Крестинского. Есть у него претензии и к внешнему виду "шедевра".

"Этот проект — депрофессионализация архитектуры, - считает Злоказов. - При строительстве любого здания никому не приходит в голову позволить заказчику (сколько бы денег у него ни было) самостоятельно проектировать систему вентиляции или придумывать для здания свои противопожарные требования. Архитектура такая же сфера профессиональной деятельности, как строительство, как обустройство систем отопления и вентиляции.

Я согласен с мнением, что "Золотой" выглядит безвкусно. И эта тенденция, кстати, прослеживается и в других проектах "Малышева-73". Сравним два торговых проекта — МЕГА и "Гринвич". МЕГА явно сделана профессионалами, которым заказчик не диктовал стилистические пристрастия. В итоге получилось "чистое" торговое пространство, даже сугубо с функциональной точки зрения: лучше просматриваются бренды магазинов, нет лишних мельтешащих элементов. А "Гринвич" смотрелся "новенько", когда его открыли, а спустя годы мельтешение мелкой плиточки, километров чугунных перил, которые там сделали, стало надоедать. Думаю, "Гринвич" устареет гораздо быстрее, чем МЕГА".

Главный градостроитель института "УралНИИпроект" Григорий Мазаев в своих оценках оказался более сдержанным, хотя несколько лет назад на одном из заседаний Градсовета Екатеринбурга иронично окрестил другой "малышевский" проект (здание ТЦ "Пассаж") "банями турецкого владыки".

"У нас сегодня грани между креативом и китчем практически нет, - подчеркивает он. - Иногда чем больше китча, тем больше креативности. Но когда я смотрел этот проект, мне многое было странно видеть. Зачем это все надо, не знаю. Видимо, инвестор так захотел. Ну, пожалуйста, посмотрим, что в итоге выйдет".

Пассажирам придется добираться до автобусов через бесконечные ряды магазинов и бутиков? Скриншот: видеоблог Ильи Варламова.

Единственным из опрошенных "Уралинформбюро" экспертов, кто решил высказаться о "золотом" автовокзале в нейтральном ключе, стал член Союза архитекторов России, экс-глава Градсовета Екатеринбурга Михаил Вяткин.

"Если говорить об архитектурной эстетике объектов, выполненных в классическом стиле — то там золото ни к чему. Но "классику" нельзя использовать в дизайне торговых зданий, там должны быть другие формы. Вообще торговые здания сами по себе обычно примитивные, монотонные.

Так что если будет в Екатеринбурге такое "золотое" здание торгового центра — и, слава Богу. Оно будет "лить воду на мельницу" городского бренда. Да, выглядит пошловато. Но если заказчик хочет, пусть делает. Главное, чтобы таких элементов на здании было в меру. Гораздо важнее говорить о функциональном исполнении - есть ли в этом комплексе удобные подходы к паркингам, к вокзалу, транзитные пути для пешеходов. Иначе здание рано или поздно горожанам надоест, и неважно, каким оно будет внешне — длинным аскетичным забором или "золотым".

Подготовил Евгений СУСОРОВ