Как надо и как не надо использовать камни в садовом ландшафте

Тверская, Ленинградская области, Карелия… Дивной красоты пейзажи в этих регионах очень часто «построены» на камнях или, по крайней мере, включают в себя каменистые породы. Камни тут как бы вырастают прямо из земли, абсолютно органично вписываются они и в любой рукотворный ландшафт.

Как надо и как не надо использовать камни в садовом ландшафте
© 7dach.ru

Есть такие места, где камни как будто вырастают прямо из земли...

Другое дело — Московская область. Здесь редки естественные выходы горных пород, валуны ледникового происхождения погребены под отложениями более поздних эпох. Так что камня на поверхности нет, и его надо привозить. Но тяга к нему у владельцев садов и земель есть, и притом великая… 

Расположить на газоне пару-тройку валунов причудливой формы каждый садовод считает чуть ли не своей прямой обязанностью. Что это, дань моде? Или потребность добавить в пейзаж недостающий элемент? Попробуем разобраться, а затем расскажем о видах привозного камня и способах его использования в садовых композициях и ландшафте в целом.

Тяга к камню у садоводов есть, и притом великая...

«То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой…». Строка известного стихотворения весьма точно, хотя и не исчерпывающе описывает подмосковный пейзаж. Берёза, ива, еловые леса, холмы, покрытые разнотравьем, перемежающиеся старицами и речными долинами — вот, собственно, основные подмосковные ландшафты. Живописно? Вполне. Может быть, не так пёстро, как в субтропиках, не так эффектно, как в Уссурийской тайге, зато просто, изысканно и даже одухотворённо.

Казалось бы, эта идиллия должна имитироваться и повторяться на загородных участках, выполненных в пейзажном стиле. Однако даже поверхностное знакомство с подмосковными садами показывает, что в них, как правило, нет места разнотравью и берёзовым рощам, а одну из главных ролей играет камень: просто глыбы, рокарии или альпийские горки, выложенные бутовым камнем подпорные стенки. 

Валуны в цветнике

Камень в природе и в рукотворном ландшафте

Каменистые ландшафты по происхождению бывают горными или ледниковыми. Валуны и глыбы разных размеров практически повсеместно встречаются

в предгорных областях

. Однако Московская область расположена на Русской равнине, на значительном удалении от горных вершин.

Ледниковые ландшафты

также богаты камнем. Его в своей толще переносит отступающий ледник и оставляет по всему фронту в виде окатанных валунов, называемых «бараньими лбами». Обилие их отличает природу Карелии, Пскова, Выборга, других территорий последнего Валдайского оледенения. Однако Москва и область расположены в зоне более раннего московского оледенения, и поэтому ледниковые отложения здесь перекрыты покровными суглинками, которые и являются основными почвообразующими породами и в которых включения камней практически нет.

Каменистые ландшафты также встречаются в местностях, где эрозия прорезает различные окаменевшие осадочные породы – известняки и песчаники. Это Воронежский кряж, Ростовская область, но не Московская…

Другими словами, получается, что камень – элемент для подмосковного пейзажа если не чуждый, то уж как минимум нехарактерный. Не использовался камень и на заре русского садово-паркового искусства на рубеже XVII–XVIII веков. Глыбы весьма непредсказуемых форм никак не вписывались в строгие каноны регулярного стиля, в котором были решены первые русские ансамбли.

Для подмосковного пейзажа такие элементы если и не чужды, то не характерны

Куда более почётное место камень занимал

на Востоке.

Там он не только был одной из составляющих практически любого сада, но и имел глубокий философский смысл. Сад воспринимался как живой организм, кровью его считалась вода, а камни играли важную роль скелета. В Японии при монастырях и по сей день чрезвычайно распространены сады, где камень является основным или даже единственным компонентом.

С продвижением пейзажного стиля на запад ландшафтный камень всё чаще стал появляться в европейских садах. Кроме того, набиравший популярность

английский пейзажный стиль

многое унаследовал от итальянских садов, где камень был необходимым элементом в силу особенностей местности. Таким образом, стало расти число композиционных решений и архитектурных форм, основанных на использовании «дикого» камня. В саду появляются такие элементы как

альпинарий

и

рокарий (каменистый сад)

.

В альпинариях и рокариях камню отведена главная роль

В устройстве альпинария камень играет и важную архитектурную роль – без опорного камня, как правило, сложно создать холм необходимой высоты. В садах появляются валуны, гравийные россыпи… В водных сооружениях сама природа указала на необходимость использования разного вида «дикого» камня.

Камень всё активнее входит и в современное ландшафтное искусство. Тропинки «Step-by-step» из плитняка или отёсанных валунов всё чаще встречаются как вариант второстепенных дорожек. Галечные отсыпки украшают не только рокарии и прибрежные зоны, но и цветники. Необычной формы одиноко стоящий камень или группа диковинных камней разной величины – акцент уникальный и дорогой. Немаловажно, кстати, что дорогой! Необычный и крупный камень подчас уже своего рода

отображение статуса хозяина

, а не какая-то дизайнерская идея.

Когда не надо использовать камень

Рынок живо откликается на новые веяния. Существует масса развалов, где можно приобрести материал практически любой формы, цвета и фактуры: от ровных плит песчаника до гранитных глыб, которые с трудом умещаются в кузов грузовика. Пожалуй, только фантазией дизайнера ограничиваются варианты применения камня. Здесь очень важно не перестараться, чтобы

не нарушить гармонию сада

. Очень многое зависит от архитектуры дома, его расположения, рельефа участка, растительности.

Очень важно, чтобы использование камня в ландшафте было гармоничным

Неоднократно приходилось сталкиваться с требованием заказчика применить ландшафтный камень на участке, для этого мало подходящем. Исходит это из глубокого убеждения хозяина в том, что в его саду непременно должны быть камни. К сожалению, в таком случае правило «заказчик всегда прав» оказывается сильнее стилевых канонов. А неподходящими для использования камня землевладения оказывались в силу нескольких обстоятельств.

Архитектура уже стоящего или строящегося на участке здания

Классический стиль и его различные вариации тяжело увязываются с пейзажной планировкой вообще, а уж присутствие камня вблизи фасада дома и вовсе представляется негармоничным. Прямолинейность основных дорожек также плохо сочетается с разбросанными как бы природой глыбами камня. Иногда расположение построек не способствует, а то и противоречит введению пейзажных элементов в сад.

Ландшафтные глыбы не гармонируют как с размерами дома, так и с площадью участка 

На небольшом, 12–15 соток, участке, на котором стоит большой дом, будет чужеродно выглядеть средних размеров камень, пусть и весом в 700–900 кг. 

Рельеф и растительность участка не способствуют введению камня в ландшафт 

Близко к центру ровного открытого участка не стоит разбивать рокарий для выставления напоказ красоты камня и растений в одном-единственном месте. Такой камень или рокарий выглядят чужеродно, так как не обусловлены и не подкреплены характером ландшафта в целом.

При создании и размещении каменистых композиций необходимо учитывать и архитектуру, и рельеф, и растительность участка

В таком случае для гармонии каменистые композиции надо расположить по всей площади сада, чтобы они подводили зрителя к центральной и главной. Вместе с тем,

сложный рельеф участка очень способствует введению камня

.

Посмотрите, к примеру, как Андрей Тимофеевич Болотов мастерски вписывал дороги и площадки в каменистые отложения известняка. А когда нет этого известняка, совсем не грех использовать песчаник и другие породы. Это красиво и очень обогащает ландшафты подмосковных усадеб.

Многие растения средней полосы плохо сочетаются с камнем. Березы, дубы – вполне, ели тяжеловато, липы, клёны – почти никак. Высокие корабельные сосны – вполне возможно, ведь в лесах Карелии каменные глыбы лежат в изобилии. Но в Подмосковье использовать эти глыбы надо очень осторожно.

В наших лесах часто проходят овраги и текут ручьи. Так что различного рода сухие русла – это хороший вариант стилизации и оправданного введения камня в ландшафт. 

Ручьи и сухие русла - хороший вариант оправданного введения камня в ландшафт

Ясно, что удачно вписать ландшафтный камень в подмосковный пейзаж непросто, но делать это архитекторам всё равно приходится, и не только потому, что на этом настаивают заказчики. Хотя камень и нехарактерен для подмосковной природы, но позволяет обогатить ландшафт различного рода картинами, сделать его интереснее, неожиданнее и богаче. К тому же, с целым рядом растений и архитектурных форм камень образует весьма гармоничные сочетания. Важно лишь правильно подобрать место и оформление. Ведь только в этом случае «дикий» камень в полной мере проявит свои декоративные свойства. 

Дмитрий Госсе, Вячеслав Васенёв, МГУ

Вас также могут заинтересовать публикации:

Как самому подобрать камни для рокарияНатуральный камень в дизайне: альпийские и каменистые горки, рокарии, сады камнейДобавьте немного камняПодпорные стенки: красиво и практичноСтенки сухой кладкиКаменная экономия, или Чем заменить альпийскую горку