Дворянское гнездо. История последнего дворца царской семьи

Судьба Александровского дворца в Царском, который строила Екатерина Великая, не всегда была счастливой: последний русский царь Николай II находился здесь под домашним арестом перед отправкой на Урал. В начале ХХ века здесь отмечали 300-летие Дома Романовых и 200-летие Царского села, а в начале ХХI в здании начали скрупулёзные реставрационные работы, после которых дворец перейдет к новому этапу своей жизни.

Дворянское гнездо. История последнего дворца царской семьи
© Главгосэкспертиза России

Насколько сильно Екатерина II не любила своего сына Павла, настолько же она души не чаяла в старшем внуке Александре. Вскоре после его рождения она отобрала младенца у Павла и Марии Федоровны, принцессы Вюртембергской, и стала воспитывать его сама в духе французской просветительной философии и либерализма. Будущий император Александр I получил от бабушки немало подарков. Одним из самых щедрых стал дворец в Царском селе, который был заложен в 1792 году и строился к бракосочетанию Александра с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой и «малым двором» въехал в свою новую резиденцию.

Проект Александровского дворца разработал знаменитый придворный архитектор Джакомо Кварнеги. Когда юный Джакомо уехал из своей ломбардийской деревни учиться живописи в Рим, он познакомился с трактатом итальянского архитектора Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Этот момент стал поворотным в его жизни: Кварнеги принялся изучать зодчество и на всю жизнь стал поклонником палладианского стиля в архитектуре. Палладианизм опирался на античное наследие, прямо следуя композиционным принципам классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима и сочетая их с римским классицизмом начала XVI века.

Как и большинство своих произведений, Кварнеги спроектировал в палладианском стиле и Александровский дворец. У него получилось вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада - два ряда коринфских колонн, а со стороны регулярной части парка фасад решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Перед ней расположена терраса, выложенная плитками белого и серого мрамора. Такая планировка характерна для вилл северной Италии, что подчеркивало назначение дворца как летней резиденции. Строительство здания велось под наблюдением придворного архитектора Петра Неелова, а в отделке и последующей перестройке интерьеров участвовало целое созвездие знаменитых архитекторов, среди которых были Луиджи Руска, Александр Тон, Сильвио Данини и Василий Стасов. Дворцовые плафоны и стены расписывали живописцы-декораторы Джакомо Феррари и Антонио делла Джакомо.

Залы Парадной анфилады были облицованы искусственным мрамором и располагались вдоль садового фасада дворца. Первый - Зал с горкой (Первая парадная гостиная), далее идут три зала, разделенные широкими арками с колоннами: Портретный, Полуциркульный (Полукруглый) и Бильярдный (Мраморная гостиная). Парадную анфиладу завершала Опочивальня великого князя Александра Павловича. Вплоть до 1800 года фасады дворца оставались неоштукатуренными. При Павле I начались отделочные работы, но завершены они были уже в царствование Александра I. В 1838 году перед колоннадой установили две статуи: «Юноша, играющий в бабки» и «Юноша, играющий в свайку», и они стали одними из главных достопримечательностей дворцового ансамбля.

Надо сказать, что Александр I не часто бывал во дворце, названном его именем. Приезжая в Царское село, он обычно останавливался в Большом Царскосельском дворце (он знаком нам больше как Екатерининский) – прекрасном шедевре Франческо Растрелли, а в Александровском дворце жила императорская свита.

Зато его преемник Николай I очень любил Александровский дворец и уделял его благоустройству огромное внимание. Особенно он любил бывать здесь с семьей весной и осенью. Но с 1844 года, после смерти своей любимицы, 19-летней дочери Александры, Николай почти перестал приезжать сюда. Кстати, здесь же, в Александровском дворце в 1860 году умерла его жена, вернее, уже пять лет как вдова, Александра Федоровна.

Для внука Николая I, Александра Александровича, дворец был великокняжеской резиденцией, но, став Александром III, он отдал предпочтение резиденции в Гатчине.

В 1868 году в Александровском дворце родился будущий император Николай II. Дворец стал его постоянной резиденцией, и именно здесь прошли последние тринадцать лет из почти двадцати трех лет его царствования. При нем - в 1901-1904 годах - в Царское Село был проведен Орловский водопровод. В Александровском парке напротив Знаменской церкви было вырыто подземное водохранилище, снабжавшее Александровский дворец чистой водой. На Рождество в Полуциркульном зале устраивали елку для офицеров свиты и охраны. Если за всю свою прежнюю историю это здание было только жилищем царской семьи и их приближенных, а торжественные мероприятия проводили всегда в Екатерининском дворце, то при Николае II все важнейшие события стали происходить именно в Александровском дворце. В 1910 году здесь пышно отметили 200-летие Царского Села, а в 1913-м - 300-летие дома Романовых.

После отречения от престола в марте 2017-го Николай II собирался переселиться в Англию к своему кузену, королю Георгу V, но вместо этого царская семья была арестована и помещена под домашний арест в Александровский дворец. Отсюда 1 августа 1917 года Романовых отправили в ссылку в Тобольск, а оттуда – в роковой Ипатьевский дом в Екатеринбурге. Часть свиты, которая поехала вместе с ними, сделала это добровольно.

В 1918 году во дворце обосновался Детский дом имени Юных Коммунаров. Беспризорники жили в комнатах царских дочерей и цесаревича Алексея и играли их игрушками. Управляла детдомом первая жена наркома просвещения Анатолия Луначарского Анна Александровна. Говорили, что Анна Луначарская не только работала, но и жила во дворце. Однако Корней Чуковский в своих дневниках свидетельствует, что она поселилась «в паршивенькой квартирке» у мужа на Литейном проспекте. Там же, по воспоминаниям Чуковского, «бегал их сынок Тотоша, избалованный хорошенький крикун, который - ни слова по-русски, все по-французски». Вряд ли Тотоша Луначарский стал прототипом крокодиленка, который нашалил, выпив бутылочку чернил: сказку «Крокодил» Корней Иванович написал за два года до встречи с чудесным сорванцом. Во время войны Тотоша, Анатолий Луначарский-младший, погиб во время десанта в Новороссийске.

В 1932 году Детдом им. Юных Коммунаров закрыли. В левом корпусе дворца расположился дом отдыха сотрудников НКВД, а часть здания занял музей. Хранителем дворца, а затем и его директором стал искусствовед Анатолий Кучумов. Анатолий Михайлович многое сделал для восстановления исторического облика дворца и организовал реставрацию обветшавшего здания. Он же руководил эвакуацией дворцовых коллекций мебели и предметов искусства во время войны. Спущенный сверху первоначальный план эвакуации был абсурдным: из огромного дворца разрешалось вывезти только 12 предметов, но Кучумов собрал 800 предметов – и это только самых ценных, – настояв на их эвакуации. Оставшиеся во дворце предметы интерьера он тщательно каталогизировал и хранил эти документы у себя до самой смерти. С помощью своих каталогов Кучумов, участвовавший в составе правительственных комиссий по розыску похищенных германскими оккупантами сокровищ, смог вернуть в Александровский дворец 1542 экспоната. И все же из более чем 30 000 предметов, которые были во дворце до войны, 22 000 были утрачены.

Во время немецкой оккупации дворец облюбовали фашисты. Они разместили в нем свой штаб, гестапо и тюрьму, а площадь перед зданием приспособили под солдатское кладбище.

В 1947 году во дворце начались растянувшиеся на несколько лет работы по восстановлению оригинальных интерьеров. Но лучше бы ту реставрацию вообще не проводили, потому что во время нее были уничтожены элементы отделки нескольких дворцовых залов. В 1951 году здание передали Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция поступила в Павловский дворец-музей.

В 1996 году, благодаря гранту Всемирного фонда памятников (WMF), отремонтировали кровлю здания, а в 2009-м оно было передано музею-заповеднику «Царское Село». С этого времени начались масштабные работы по реставрации фасадов и интерьеров Александровского дворца: уникальные интерьеры воссоздаются буквально по крупицам. Общая стоимость работ составляет порядка 2,7 млрд рублей. 15 залов уже почти готовы, и, возможно, уже в нынешнем году Александровский дворец примет посетителей.

Напомним, что положительное решение по проекту реставрации Александровского дворца выдала в 2018 году Главгосэкспертиза России. Не так давно эксперты Главгосэкспертизы побывали во дворце, чтобы посмотреть, как воплощаются в жизнь проектные решения. О том, как это происходило, вы сможете узнать, прочитав статью в первом за 2021 году выпуске журнала «Вестник государственной экспертизы».

Фото: tzar.ru, livejournal.com, а-парк.рф