Из Токио с любовью: В Париже по проекту японского архитектора реконструировали историческую Товарную биржу

Будущее здание парижской коммерческой биржи построили в 1763-1767 годах для проведения переговоров торговцев зерном. В 1811 году над открытым внутренним двориком установили железный купол, который в романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго назвал «шапкой английского жокея». В 1885 году здесь разместили товарную биржу, а в 1888-1889 годах прошла глобальная реконструкция, но планировка и купол, который внесен в список исторических памятников, сохранились до наших дней. Весной 2021 года в здании Товарной биржи, которое пустовало долгие годы, откроется музей современного искусства, где выставят произведения из коллекции Франсуа Пино. Миллиардер и филантроп лично занимался реконструкцией и привлек к работе своего любимого автора арт-сооружений - японского архитектора Тадао Андо.

Из Токио с любовью: В Париже по проекту японского архитектора реконструировали историческую Товарную биржу
© Главгосэкспертиза России

В своей работе Тадао Андо - лауреат Притцкеровской премии и обладатель медали Алвара Аалто - регулярно использует естественный свет и особенности ландшафта местности, трехмерными путями циркуляции объединяет внешние и внутренние пространства, образуя новые крупные формы. Над зданием Товарной биржи в Париже японский архитектор работал при поддержке французской мастерской NeM Architects, реставратора Пьера-Антуана Гатье и инженерного бюро Setec, а также под патронажем Фонда современного искусства Франсуа Пино. Что характерно, это далеко не первый его общий проект с французским коллекционером.

«С Тадао Андо мы знаем друг друга больше двадцати лет, и у нас было много совместных авантюр. Одна - совсем несчастливая, другие - удачные», - заявил на пресс-конференции Франсуа Пино.

Коллекционеру 81 год, что не мешает ему планировать, мечтать и достигать поставленных целей. Пино хотел открыть свой музей в Париже еще в середине 2000-х годов. Но проект центра современного искусства на острове Сеган в пригороде Булонь, кстати, так же авторства Тадао Андо, не смог получить все надлежащие разрешения. В итоге Пино открыл две выставочные площадки в Венеции - Палаццо Грасси и Пунта-делла-Догана. Но спустя годы большая часть коллекции миллиардера все-таки нашла пристанище в Париже. В 2016 году мэр города Анн Идальго предложила Пино взять в аренду и реконструировать пустующее здание Товарной биржи - при условии, что через пятьдесят лет строение перейдет в собственность государства.

Так, более чем 3500 произведений новейшего искусства стоимостью около 1,25 млрд евро обрели свой дом в здании конца XIX века, охраняемом как памятник архитектуры и имеющем славу «энергетического места силы». В 1570-х на этом месте был построен «Дом королевы» Екатерины Медичи, именно потому, что, по заверению астролога супруги Генриха II мага Козимо Руджиери, здесь сходятся энергетические линии. А еще раньше в этом месте располагался древний Орлеанский дворец.

Чтобы гармонично сочетать историческое и современное, Андо поместил внутрь купольной ротонды здания биржи полый бетонный цилиндр высотой 9 м и диаметром 29 м, который стал своего рода базой для основной галереи комплекса. По внешней стороне цилиндра обустроены закругленные лестницы, которые ведут в девять других выставочных залов, расположенных с первого по третий этаж, а также на галерею, идущую по верхнему краю.

При этом посетители музея по-прежнему смогут любоваться старыми интерьерами, аллегорическими росписями, посвященными участию Франции в международной торговле, лепниной и другими сохранившимися или восстановленными элементами оформления биржи, - в здании прошли масштабные реставрационные работы. Также здесь сохранили Дорическую колонну Медичи (Colonne Médicis) - один из наименее известных памятников истории и культуры эпохи позднего Возрождения - и даже стены рынка зерна, построенного на месте дворца Медичи в XVIII веке. Наконец, неизменными останутся металлический купол и экстерьер биржи, давно вписавшиеся в городскую среду района Ле-Аль.

Как и любое современное культурное пространство, музей Фонда современного искусства Франсуа Пино не ограничится визуальной демонстрацией произведений, а также выступит в качестве площадки для проведения мероприятий, образовательных и иных сессий. Так, на подземном уровне биржи запроектирована аудитория на 284 слушателя, в центре которой сконструировано кольцо «Фойе», предназначенное для проведения перформансов, демонстрации инсталляций и экспериментальных работ. Также в подвале обустроят студию типа black box, где будут воспроизводить видео- и звуковые композиции.

Первоначальная дата открытия биржи в ее новом воплощении была назначена на лето 2020 года, но уже дважды открытие переносили из-за пандемии COVID-19. Теперь открытие первого в Париже музея новейшего искусства ожидают весной 2021 года.

Фото: archi.ru, vogue.ru