Девять вилл, ради которых стоит прогуляться по калининградскому району Амалиенау
Район южного Амалиенау — одно из популярнейших мест для прогулок в Калининграде. В нём сохранилась историческая застройка и планировка района. На какие особняки стоит обратить особое внимание, узнал “Клопс”.
1. Вилла Шмидт, проспект Победы, 24
Названа по имени первого хозяина Эдуарда Шмидта, владельца завода по выпуску минеральной воды "Источник Королевы Луизы". Классическую аристократическую виллу построили в 1903-м. Здание, отличавшееся асимметричными формами, венчал шпиль. Во время войны его повредили и не стали восстанавливать. С 1953 года вилла стала детским садом, помещения перестроили. Например, терраса первого этажа стала комнатой. Сегодня сохранилась надпись на фасаде и детальные барельефы.
2. Вилла Шмидта-младшего, Марины Расковой, 23
Возведена в 1909 году по проекту архитектора Вильгельма Варрентраппа. Здание принадлежало сыну Эдуарда Шмидта Карлу. Строение возвели в югендстиле с элементами романтизма. Выделяется разноуровневой кровлей и фахверковыми элементами на фасаде, а также лепным декором. В 2000-х годах в здании прошла реконструкция по старым чертежам и фото. В 2007-м дом стал объектом культурного наследия регионального значения.
3. Вилла Михаэлис, Огарёва, 33
Также известна как “угловая вилла”. “Романтизм достигает своего апогея. Богато расчленённая, выполненная из белого клинкера, имеет стройную башню с острым шпилем, который возносится над перекрёстком. Есть пятисторонняя пристройка с балюстрадой и открытой террасой наверху. На углах пятисторонней пристройки располагаются женские головы”, — описывает здание Балдур Кёстер в работе “Кёнигсберг: Сегодняшний Калининград: Архитектура немецкого времени”.
Объект построили в 1905-м для владельца Северогерманской кредитной компании Эрнста Михаэлиса по проекту архитектора Фридриха Хайтмана. Отличительная черта — барельефы в стиле древней Греции и Египта. Сразу после войны в здании располагался детский сад, позднее — резиденция консула Греции в Калининграде. В 2007-м строение признали памятником. Особняк выставили на торги в январе 2021-го. Стартовая цена составила 74,6 млн рублей. Аукцион выиграл “Автотор”, подняв цену до 155 млн рублей.
4. Вилла Маковски, Кутузова, 7
Здание в стиле модерн построено из жёлтого клинкерного кирпича в 1905 году. Внешний облик оживляют узоры из красного камня. Внутри сохранились оригинальные лестницы и двери. При переделке строение расширили с обеих сторон. В послевоенные годы в здании находился гостевой дом администрации области.
С 2000-х виллу арендовал “Автотор”. Внутри несколько лет размещалось почётное греческое консульство, затем гостевой дом "Автотора". В 2018-м постройку продали за 75,3 млн рублей компании ООО "А-Девелопмент". Её учредителем был основатель "Автотора" Владимир Щербаков. После покупки предприятие намеревалось использовать здание как гостиницу.
5. Вилла Яфа, Кутузова, 10
Объект возвели в 1891 году для собственника мыловаренного завода Вольфганга Яфа. Рядом со зданием в 1930-х построили бассейн. После войны прошла частичная перестройка. Помещения заняла станция юных техников, затем центр детского творчества переехал в новое здание и вилла опустела. Здание стало местом для любителей прогулок по заброшенным местам. Все комнаты в нём украшали сюжеты калининградских граффитистов.
С 2012 года памятник выставлялся на продажу по цене около 60 млн рублей. В 2015-м году у строения появился собственник, начался ремонт внутренних помещений и фасада. По сообщениям СМИ, хозяином виллы стал владелец группы компаний “Продукты питания” Стефано Влахович. Сегодня фасад здания уже обновлён — ему возвращён исторический цвет.
6. Вилла Винтер, Каштановая аллея, 26-28
Заказчик работы — председатель еврейской общины, владелец мельницы для шелушения гороха и главный спонсор Кёнигсбергской синагоги Самуэль Винтер. Это одно из первых строений архитектора Фридриха Ларса и одна из последних больших вилл, возведённых перед Первой мировой.
“Исполненный достоинства выдержанный стиль. Сильное впечатление производят круглые колонны, захватывающие два этажа”, — отмечал Кёстер.
Владелец здания умер в 1930-м. Его вдова продала недвижимость и уехала из страны, опасаясь погромов. Изначально цвет виллы был светло-серым, а окна меньшего размера и вытянутыми. Во время Второй мировой войны здание получило повреждения. Работы по восстановлению прошли в 1950-х. Некоторое время помещения занимало Западное речное пароходство. Сейчас там находится налоговая служба.
7. Вилла Лео, Каштановая аллея, 16
Работа Фридриха Хайтмана. Здание закончили в 1902 году, через несколько лет оно было перестроено для двух семей. Хозяин — депутат горсовета и владелец судоходной компании Людвиг Лео (городской старейшина с 1902 почётный гражданин Кёнигсберга с 1907 года).
Вилла была одним из первых зданий, построенных в “Колонии Амалиенау”. “Хайтман использовал стиль загородного дома и декоративные чуть выступающие фахверковые конструкции, а также формы, расчленённые множеством выступов и выемок. Многое из этих элементов повторялось в проекте его собственной виллы, построенной через несколько лет (сегодня она полностью разрушена) внешние элементы сохранились по большей части до сегодняшнего дня. Один из лучших примеров этого стиля образца начала ХХ века”, — говорит Бадур Кёстер.
Изначально в строении была веранда, застеклённая со всех сторон. С 1950-х на её месте появился большой двухэтажный балкон. В здании находится детский сад № 27.
8. Вилла на Чапаева, 34
Построена в 1905-1910 годах. Из-за внешнего вида здание часто называли японским консульством (оно находится на Закавказской, 14). Отличается ассиметричностью и расчленённостью форм: вилла состоит из отдельных кубов, каждый из которых имеет свою скатную крышу. Башни украшены пилястрами. Водосток заканчивался открытой змеиной пастью. С 1990-х дом заброшен и находится в запустении. Внутренняя отделка серьёзно пострадала, подвалы затоплены.
“Виллы, построенные за десять лет до Первой мировой войны, были богаты на идеи форм. Это были как совершенно новые формы, так и формы в стиле загородного дома, восходящего к романтизму, или формы позднего югендстиля. Были и изобретения, уходящие корнями в исторические стили. Например, римская античность, готика и ренессанс”, — писал Кёстер, отмечая: “проект этой виллы — сплав элементов из разнообразных стилей в единое целое, бывшее таковым с тогдашней точки зрения . Эта вилла уникальна в своем роде. Она достойна восстановления со всей возможной тщательностью”.
9. Вилла Хонкамп, Бородинская, 17
Строение было одной из самых богатых вилл на своей улице. Ещё одна работа Хайтмана, появившаяся в 1903-1905 годах. Первый хозяин — фабрикант Хонкамп, владевший фирмой "Herwig, Zach & Honcamp".
Вход украшали две вазы (сегодня утрачены). После войны оба боковых окна были расширены при восстановлении, во время работ с фасада исчезли почти все пилястры. В здании находится детский сад № 14. В 2020 году провели торги на реставрацию дома стоимостью 8,2 млн рублей. Проект предусматривал восстановление декоративных элементов.
“Внешний вид виллы отличается тяжеловесностью и претенциозностью. При её создании Хайтман продолжал свой эклектический метод в рамках барочной манеры исполнения. Его неотъемлемыми частями в первую очередь является вальмовая крыша в стиле барокко, в которую вдаётся чуть изогнутый фронтон и полукруглая пристройка с широко развернувшейся наружной лестницей”, — говорил об объекте Кёстер.
К началу Первой мировой в Южном Амалиенау были застроены не все улицы. Но уже в 20-30-х годах в районе с фешенебельными виллами появляются меньшие по размеру здания с более простыми архитектурными решениями. Также в 30-х нарушается заповедь двухэтажного строительства, установленная для этого района: здесь возвели дом высотой в три этажа, а позднее и четырёхэтажные здания, символизирующие наступление новой эпохи.
Ещё можно прогуляться по 14 улицам города, чтобы полюбоваться старинными барельефами и хаусмарками.