Новая угроза из Китая. Ситуация очень серьезная

После рекордного за 5 лет скачка цен на продукты и ускорения общей инфляции до максимумов с 2016 г., российским потребителям вскоре придется увидеть новые ценники на большинство импортных товаров, которые завозятся в страну морем и по железной дороге. Причина - острый дефицит морских контейнеров для перевозки в Китае.

Новая угроза из Китая. Ситуация очень серьезная
© Konkurent.ru

Ситуация с контейнерами из Китая очень серьезная. На фоне пандемии коронавируса ставки на перевозки контейнера с грузом из Китая выросли сначала в два, потом в три, а сейчас продолжают расти. По ключевому для российского потребителя маршруту из Азии в Европу ставки уже увеличились более чем в 4 раза по сравнению с привычными уровнями, превысив 8,7 тыс. долларов за 40-фунтовый контейнер.

Если в октябре доставить один контейнер из Шанхая на Дальний Восток стоило 2,7 тыс. долларов, то в конце января - уже 13,3 тыс. На прямом железнодорожном сообщении ситуация не лучше: до 1 ноября транспортировка обходилась в 2,4 тыс. долларов, а сейчас - 9,8 тыс.

Связанные с Китаем новые реалии бизнес переживает по-разному. Небольшие производства останавливают выпуск продукции, потому что по новым тарифам фрахта реализовывать ее нерентабельно. Какие-то компании отказываются от планов запуска новых линий поставок. Некоторые компании объединяют партии, чтобы оплатить перевозку в складчину, но при этом теряют время.

Дефицит контейнеров возник по двум причинам. Из-за пандемии и торговой войны между Китаем и США произошло нарушение баланса в мировой торговле: контейнеры из Китая уходили в одну сторону и не возвращались назад, поэтому порожних контейнеров в Китае нет. Кроме того, прогнозируя период снижения деловой активности в мире и желая сохранить маржинальность перевозок, морские линии сняли некоторое количество судов-контейнеровозов с маршрутов, чтобы не ездить вхолостую.

Россия ввозит из Китая и Юго-Восточной Азии большую номенклатуру товаров: это продукция легкой промышленности, фурнитура для одежды (например, пуговицы, молнии), обувь, игрушки, мебель и другие наименования, перечисляет глава Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.

В этом же списке - электроника и коплектующие для крупной бытовой техники, которую производят внутри страны. У розничных продавцов есть запасы на складах, но через пару месяцев они закончатся, предупреждает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. После этого можно ожидать постепенного роста цен на полках: импортная бытовая техника и электроника может подорожать на 10-20%; одежда, обувь, игрушки - на 5-7%, оценивает она.

Продавцы будут заблаговременно реагировать на удорожание доставки и постараются удержать свою маржу, поэтому по большинству импортных позиций рост розничных цен неизбежен, согласен аналитик ПСБ Владимир Соловьев. Масштабы этого роста будут зависеть от габарита: наибольшая инфляция грозит крупным товарам из низкой и средней ценовой категории.

Например, недорогие холодильники стоимостью 40-60 тыс. руб. могут подорожать на 25-40%. 40-50-дюймовые телевизоры среднего ценового диапазона стоимостью 20-25 тыс. руб. станут дороже на 12-15%, телевизоры с функцией Smart TV стоимостью 30 тыс. руб. - на 10%.

Товары меньшего размера будут дорожать медленнее: компьютерные мониторы - на 5%, ноутбуки - в пределах 2,5%, оценивает Соловьев. «Подорожание фрахта «накладывается» на острый дефицит электронных компонентов, что способно усилить ценовое давление на потребителя и привести к ослаблению конечного спроса на бытовую технику и электронику этой весной», - заключает эксперт.