В Екатеринбург могут вернутся чугунные фонари и булыжные мостовые
Проект благоустройства улиц Екатеринбурга должны опираться на принцип архитектурно-исторического зонирования. Соответствующий подход изложен в приложении к Стандарту благоустройства улично-дорожной сети города, разработанному специалистами УрФУ по заказу мэрии, сообщает "Уралинформбюро".
Проект 1 марта в "Синара-центре" обсуждали чиновники горадминистрации и областного Управления госохраны ОКН, известные градозащитники и экологические активисты. Как следует из презентации, авторы предлагают разбить столицу Урала на три архитектурно-градостроительные зоны: XIX век, конструктивизм и так называемый "Большой стиль", господствовавший в архитектуре города в 30-50-е годы ХХ века.
Первая зона охватывает кварталы, освоенные с момента основания Екатеринбурга до 1917 года, - практически весь центр, часть Визовского и Паркового микрорайонов, отдельные кварталы района Птицефабрики, Северный Шарташ, Горный Щит и историческую часть поселка Нижне-Исетский.
По мнению авторов идеи, при благоустройстве этих кварталов требуется соблюдать особый дизайн-код. Так, пешеходные дорожки лучше мостить большими каменными плитами, а тротуары, велодорожки и проезжую часть разделять боллардами из прочных пород, "не затронутых выветриванием".
В озеленении улиц следует применять крупномерные деревья (тополь, липа, яблоня, береза), в плотной городской застройке - контейнерное озеленение в керамических или бетонных емкостях, а в зонах размещения уличной мебели (в идеале это должны быть "исторические" скамейки из дерева и металла) высаживать кустарники в виде шпалеры или живой изгороди.
В Харитоновском саду в начале ХХ века использовались типовые модульные скамейки из дерева и кустарники в форме шпалер и изгородей. Фото: презентация проекта.
При проектировании капитальных ограждений авторы проекта рекомендуют использовать "детали из литого чугуна на каменном основании из крупных тесаных блоков" и кованые решетки, а для подсветки улиц с пешеходным движением — светильники из кованых и штампованных металлических элементов, но с современными источниками света. Уличную рекламу разработчики советуют размещать на "одиноко стоящих цилиндрических тумбах".
Пример гранитного мощения тротуара на улице Пушкина, 27. Фото: презентация проекта.
В совершенно иной стилистике, по мнению создателей Стандарта, следует благоустраивать улицы, относящейся к эпохе конструктивизма (конец 20-х - начало 30-х годов ХХ века).
В частности, проезжую часть от тротуаров, газонов и остановок общественного там лучше отделять колотыми брусчатыми камнями, а на самих тротуарах использовать асфальтовое покрытие, применявшееся в Свердловске в межвоенный период.
Пример оформления общественных пространств Свердловска в эпоху конструктивизма. Фото: презентация проекта.
Для озеленения таких улиц подойдут липа, канадский клен, декоративные сорта яблонь и кустарники (сирень, боярышник, акация, туя и барбарис), высаженные либо в виде непрерывных рядов, либо точечно.
При проектировании малых архитектурных форм, киосков, рекламных конструкций, опор освещения "допускается использовать… арсенал материальных и композиционных средств советского авангарда", а для подсветки улиц с пешеходным движением - светильники, выполненные из штампованного металла.
Благоустройство зоны, застроенной в 30-50-е года прошлого века, также нужно вести по особому "рецепту", уверены разработчики проекта.
Так, в асфальтировать пешеходные зоны рекомендовано в светлых тонах, бордюры между тротуарами и проезжей частью делать из "брусчатого камня твердых горных пород", скамейки в зонах отдыха оснащать бетонным или чугунным основанием и "эргономичным" профилем сиденья, а одиночные деревья на обочинах тротуаров заключать в приствольные решетки из "малотеплопроводных" (не нагревающихся в жару) материалов.
Светильники "прямого света" перед главных входом УПИ, 60-е годы ХХ века. Фото: презентация проекта.
Освещать пешеходные зоны таких улиц лучше "многосветными" фонарями, а фасады домов при возможности украшать живым "декором" из вьющихся растений. Киоски и ларьки на улицах следует стилизовать под советские исторические аналоги.
Презентация вызвала бурную дискуссию среди участников встречи, в том числе и в вопросе, нужно ли вообще Екатеринбургу такое зонирование.
Председатель общественной организации "Уральский хронотоп" Олег Букин считает, что оно необходимо, потому что благоустройство должно в идеале "гармонизировать" с архитектурной средой и дополнять ее без "неприятных скачков в визуальном восприятия пространства".
"Элементы благоустройства в состоянии поддержать идентичность места, которая формировалась на протяжении всей истории. И даже в тех случаях, когда историческая застройка может быть частично утрачена, элементы благоустройства могут эту идентичность поддерживать и транслировать горожанам и гостям города. В этой связи зоны архитектурно-исторического зонирования были назначены исходя из этой логики: не только там, где существует историческая застройка и памятники архитектуры, но даже там, где застройка уже иная. Нужно назначать исторические зоны", - уверен один из разработчиков проекта, доцент кафедры городского строительства института строительства и архитектуры УрФУ, сотрудник Центра прикладной урбанистики Екатеринбурга Александр Бурцев.
Проект презентует Александр Бурцев (с микрофоном). Скриншот: видео встречи.
Однако, по мнению оппонентов, жесткое историческое зонирование в столице Урала невозможно, так как город постоянно менял облик, в итоге архитектурные символы разных эпох успели перемешаться, причем нередко в границах одного небольшого квартала.
"Стандарты благоустройства необходимы, но четкие границы зон мы выделить не сможем, - посетовал научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. - Например, такие крупные архитектурные комплексы, как площадь 1905 года и площадь Парижской коммуны. Там есть и дореволюционные строения, и конструктивистские объекты, и объекты "Большого стиля". К какой зоне эти площади отнести?"
Выступает Евгений Бурденков. Скриншот: видео встречи.
По словам Бурденкова, после знакомства с картой зонирования в проекте Стандарта у него возникло много вопросов, особенно к зоне "Большого стиля". Например, этот стиль практически не читается в двухэтажных домах на улице Бакинских Комиссаров на Уралмаше, хотя построены они в середине прошлого столетия. Поэтому архитектурно-историческое зонирование лучше делать не в рамках глобального проекта, а там, где в этом есть необходимость, сохраняя при этом неутерянные элементы исторической среды, вроде старинной брусчатки в Литературном квартале, считает эксперт.
Некоторым участникам дискуссии набор зон, наоборот, показался слегка урезанным. Архитектор Полина Иванова удивилась, почему в Стандарте не учтена зона объектов советского модернизма. Общественный советник главы Екатеринбурга по архитектуре, руководитель архитектурного бюро ARCHINFORM Тимур Абдуллаев предостерег разработчиков приложения от соблазна "псевдоистоирческой стилизации" при восстановлении утраченных средовых объектов.
"Когда мы говорим про воспроизведение исторических зон, в которых должно проявляться идентичное благоустройство, очерчиваем их границы, нужно понимать, как будут прочитываться эти элементы благоустройства в пространстве. Если мы эти элементы не сохранили, их современное копирование будет выглядеть странно и неорганично. Тут надо отталкиваться от исторической ценностей самих вкраплений в городскую среду, к которым нужно применять какие-то особые подходы. А брать и нарезать по зонам весь город - нерешаемая и непосильная задача", - резюмировал Абдуллаев.
Компромиссный вариант решения проблемы предложила градостроитель Марина Сахарова. По ее мнению, концептуальным "скелетом" архитектурно-исторических зон могут быть архитектурные ансамбли, обозначенные в генплане города. Как на улицах Чапаева и Горького, например.
"В любом варианте в приоритете должно быть сохранение и восстановление подлинных элементов благоустройства. Особо нужно отметить улицу Октябрьской Революции, где историческое благоустройство сохранилось комплексно: брусчатка, гранитный тротуар, открытая водоотводная канава. Ряд деревьев вдоль улицы Декабристов в усадьбе Казанцевых у Царского моста – это тоже сохранившийся элемент исторического благоустройства", - считает Сахарова.
В обсуждении проекта Стандарта приняли участие главный художник Екатеринбурга Дмитрий Фогель (слева) и главный архитектор города Андрей Молоков. Скриншот: видео встречи.
Однако разработчиков проекта поддержал главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков.
"Стандарт должен дать рекомендации, как реализовывать элементы исторической среды в смешанной застройке. Надо фиксировать архитектурно-исторические зоны в технических заданиях на благоустройство, выявлять элементы, границы, элементы благоустройства, прорабатывать и представлять на суд профессиональной общественности и горожан. Нужно закрепить в Стандарте, что эти темы надо поднимать на обсуждении проектов городской среды. Стандарт закрепляет методологию проектирования, создания качественной городской среды, и такие обсуждения должны быть прикладными, конкретно по объектам советского модернизма, дореволюционной застройки, сталинского ампира или конструктивизма. И вот тогда, думаю, можно ломать копья и в итоге найти правильное решение и качественный результат", - считает чиновник.
Общегородское обсуждение Стандарта благоустройства улично-дорожной сети Екатеринбурга стартовало 15 февраля. Темой второй встречи стали "выделенки" для общественного транспорта, велодорожки и безопасность пешеходов.
Позднее горожане оценили предложения проектировщиков в части обустройства водной инфраструктуры и зеленых зон, а также возможность участия общественности в разработке проектов благоустройства.
После доработки документ будет утвержден городской думой.