Династия Юнусовых: подлинная благотворительность татарского купечества

Дом Юнусовых, Юнусовская площадь, Юнусовская мечеть — кому принадлежат эти исторические памятники, сыгравшие неоценимую роль в становлении татарской культуры? Архитектурные произведения искусства рассказывают нам о предках, которые занимались предпринимательством и благотворительностью, печатали книги и строили мечети, а главное — постарались сделать всё, чтобы сохранить самобытность татарского народа. Подробнее о жизни и деятельности меценатов Юнусовых — в материале "Реального времени".

Династия Юнусовых: подлинная благотворительность татарского купечества
© Реальное время

Деятельность казанских купцов, которые жертвовали силы, деньги и время, чтобы помочь бедным и обездоленным, заслуживает глубокого уважения. В дореволюционной столице Татарстана среди таких предпринимателей можно отметить династию Юнусовых. В конце XVIII — начале XIX веков Юнусовы выступали в качестве меценатов: спонсировали строительство мечетей, открывали приюты, содержали медресе, оказывали помощь духовным деятелям, выплачивали налог закят (одну десятую доходов бедным). Многогранная деятельность династии привлекает наше внимание и служит примером подлинного предпринимательства, существующего во благо народа.

Мухаммед Рахим Юнусов

Главной фигурой купеческой династии считается Мухаммед Рахим Юнусов (1743-1820). Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус родился крестьянином в деревне Карелино (Балтасинский район РТ). Сколотив первоначальный капитал на мелкой торговле, он смог пробиться в купеческий мир губернии и одним из первых среди татарских предпринимателей примкнул к гильдейскому купечеству. Со временем Юнусов стал хозяином кожевенного завода и торговцем изделиями из юфти (кожа тонкой выделки), которые сбывались в Средней Азии и городах Российской империи.

В 1973 году Мухаммед Рахим Юнусов был избран главой Татарской ратуши и с тех пор стал считаться условным лидером татарского населения Казани. Это был самый высокий общественный пост, доступный мусульманину в столице. Народ шёл к нему по всем вопросам: от религиозных до семейных. Статус городского головы предполагал крупные пожертвования в пользу татарского народа, так как денег на его нужды из государственной казны почти не выделялось.

Мухаммед Рахим Юнусов одним из первых в Казани получил звание потомственного почетного гражданина. Этот статус свидетельствовал о кристально чистой репутации купца и его активной благотворительной деятельности. Мечеть по адресу Каюма Насыри, 17 (ныне мечеть аль-Марджани), на строительство которой Юнусов пожертвовал крупную сумму, была названа его именем. Он финансировал возведение нескольких сельских мечетей и Базарной мечети на Сенной площади Казани (улица Кирова, 74).

В 1830 году во время эпидемии холеры совместно с другими купцами Юнусов построил больницу. Религиозные книги и учебники, напечатанные в его типографии, раздавалась мусульманам бесплатно. Мухаммед Рахим был награждён двумя золотыми медалями за активную общественную деятельность и щедрую благотворительность. Мухаммед Рахим Юнусов покинул мир 13 декабря 1842 года в возрасте 66 лет в связи с болезнью. В некрологе газеты "Казанские губернские ведомости" купца охарактеризовали как воплощение "благоразумия в обширных торговых оборотах, добрых свойств души и благотворительности". По утверждению современника, он "был большой шутник, любил потешаться над шакирдами и духовенством". При жизни ему дали прозвище "Озын Ибрай" ("Длинный Ибрай"). В истории татар предприниматель остался видной личностью с непростым, но безгранично щедрым характером.

Юнусовы

Фамилия Юнусовых была внесена в Бархатную книгу во время переписи купечества в 1785 году в период правления Екатерины II. Тогда в купеческое сословие вписали Мухаммед Рахима Юнусова (42 года), его жену Шамсию Юсупову — дочь служилого татарина Мамадышского округа (ровесница мужа), сыновей Габделькарима (18 лет) и Губайдуллу (9 лет), дочь Сахипзямал (22 года).

Дело Мухаммед Рахима продолжили сыновья Габделькарим (1767 — 1821) и Губайдулла (1776 — 1842). Наследники торговали в Москве, Астрахани и Архангельске, благодаря чему капитал династии стал исчисляться семизначными цифрами. Юнусовы выделяли крупные суммы на нужды татар, чем усилили своё влияние по всей Казани. Братья Юнусовы были удостоены звания "коммерции советников", что признавало их "особые заслуги в распространении торговли" и считалось актом "монаршей милости". Согласно "Табелю о рангах", к обладателю такого титула обращались "ваше высокоблагородие".

Больших успехов добился младший из братьев Губайдулла, который дважды был избран (1820 и 1842) главой Татарской ратуши. Он владел двумя кожевенными и одним мыловаренным заводом. Укрепил его позиции в обществе удачный брак с Бибифатимой — дочерью купца первой гильдии Юсупа Исмагиловича Апанаева. У младших Юнусовых были двое сыновей и четыре дочери. Более того, после смерти старшего брата Губайдулла стал опекуном его наследников.

Продолжили дела деда и отца сыновья Губайдуллы Ибрагим (1806 — 1886) и Исхак (1810 — 1884). Старший из братьев Ибрагим Губайдуллович Юнусов был общественным деятелем и выдающимся благотворителем, яркой и активной личностью. Он трижды избирался городским головой Татарской ратуши (1844, 1845, 1854) и 15 лет являлся гласным городской Думы.

Предпринимательство

В 1775 году родом занятий Юнусовых был указан "торговый промысел", однако к 1818 году Мухаммед Рахим Юнусов включился в активную промышленную деятельность. Он владел юфтевым заводом, где обрабатывалось до 13000 козьих кож за год. Цветную юфть Юнусова хорошо знали на ярмарках России и в среднеазиатских ханствах. Купец занимался бартером — обменивал юфть на китайские товары, в основном чай и фарфор, на чём сколотил немалое состояние.

Мухаммед Рахим Юнусов из года в год увеличивал семейный капитал, укрепляя тем самым благосостояние рода. Так, в 1785 году Юнусовы жили в деревянном доме, в каких жили купцы "средней руки", но уже в 1818 году семье принадлежал каменный двухэтажный дом за 20000 рублей, который считался довольно богатым зданием. Позже в 1906 году дом был реконструирован по заказу нового владельца Бадретдина Апанаева.

Согласно семейным традициям того времени, братья Габделькарим и Губайдулла вели дела дружно и до конца жизни имели нераздельный капитал. По всей России, а также в Бухаре, сбывалась продукция мыловаренного, свечного, юфтового заводов и бумагопрядильной фабрики. Братья Юнусовы считались крупнейшими среди татарских купцов владельцами недвижимости: пять каменных домов, два завода, 48 каменных и 12 деревянных лавок в Казани, более 2000 десятин земли. По началу, в 1818 году за Губейдуллой Юнусовым собственности не значилось, поскольку он жил с отцом, но уже с 1824 года Губейдулла состоял в первой гильдии, то есть считался крупным торговцем-оптовиком, и владел заводом, несколькими домами и лавками в Казани. Главными направлениями его торговли были Кяхта и "Оренбургская линия". По данным Карла Фукса, к концу 1830-х годов капитал Губайдуллы Юнусова превышал 3 млн. рублей, после того как он присоединил часть состояния умершего брата Габдулкарима. За Губайдуллой числилось несколько кожевенных и мыловаренных заводов, в связи с чем его называли "первым капиталистом Казани".

Старший сын Габдулкарим Юнусов в 1818 году имел каменный двухэтажный дом на Сенной площади оцениваемый в 32000 рублей. Рядом находилось 20 лавок, также 20 лавок было в Гостином дворе и две лавки на Хлебном базаре. Мыловаренный завод Габдулкарима в Плетенях производил до 10000 пудов мыла и свечей в год.

Благотворительность

Династия Юнусовых занималась благотворительностью в течение 150 лет. Красивая мечеть Марджани на берегу озера Кабан появилась благодаря финансированию Мухаммед Рахима Юнусова. Разрешение на строительство первой каменной мечети в Казани татары получили от Екатерины II во время посещения ею столицы. Мечеть построили в 1766-1770 годах и какое-то время она называлась Юнусовской. Историк Радик Салихов в своих трудах сообщает, что Губайдулла Юнусов решил построить на Сенном базаре просторную мечеть. Купца огорчало, что сотни мусульман пропускали молитвы, не имея рядом мечети, из-за чего Сенную площадь даже нарекли "углом неверных". К сожалению, Губайдулла не смог реализовать планы, поскольку покинул свет. Его сыновья Ибрагим и Исхак воплотили в жизнь задуманное отцом, построив в 1849 году на Сенном базаре по проекту архитектора А.К. Ломана "Юнусовскую" мечеть, известную сейчас как "Нурулла". За создание и финансирование детского приюта, открытого в 1844 году, Ибрагим Юнусов был награжден орденом. Детский приют братьев Юнусовых стал первым в истории города татарским благотворительным заведением, благополучно просуществовавшим до революции. Меценаты пожертвовали на него 14 каменных лавок и отстроили для приюта двухэтажный каменный дом. Первоклассное заведение сразу превратилось в предмет гордости всего города. Ежегодно здесь воспитывалось 30 мальчиков-сирот, которые получали бесплатное питание и одежду, обучались основам шариата, арифметике, языкам и медицине. При достижении 16 лет мальчикам вручали свидетельство о начальном образовании, небольшое денежное пособие, одежду и устраивали служить в лавки купцов. Каждый год 1400 рублей с дохода Юнусовых шло на содержание постояльцев приюта.

Позже появились благотворительные мусульманские столовые: столовая для взрослых находилась в доме Сайдашева, в ней питались 1000 татар ежедневно, детская столовая работала в доме Усманова, её посещало от 700 до 1000 детей в день. В 1898 году в Казани открылось первое благотворительное "Общество пособия бедным мусульманам", целью которого было улучшение материального и нравственного состояния бедных татар. За это Ибрагим Юнусов был награжден золотой медалью и орденом Святой Анны III степени, а брат Исхак — золотой медалью и орденом Святого Станислава III степени.

В 1863 году при посещении Казани старшего сына императора Александра II князя Николая Александровича, желавшего посмотреть богатый татарский дом, пригласили именно к Ибрагиму Юнусову. Племянник купца Абдулкарим Юнусов так писал об этом: "Ибрагим старательно подготовился, велел изготовить фонари для освещения площади. Украсили дом, повесили люстры. Днем пришел цесаревич. Богатые мусульмане нарядились, на головах женщин золотые диадемы, вышитые жемчугом калфаки. Цесаревич сказал: "В России кончилось золото. Оно теперь в украшениях татарок".

Дом Юнусовых

Усадьбу Юнусовых-Апанаевых в Казани построили в начале XIX века. Сейчас здание входит в историческую часть Старо-татарской слободы. Дом был построен на деньги Губайдуллы Юнусова. Он несколько раз проводил реконструкцию, но как такового применения зданию найти не смог. Тогда его сын Ибрагим организовал в доме приют для сирот. Позже Ибрагим продал дом купцу Мухаммадбадретдину Апанаеву. С тех пор здание носит имена обеих фамилий известных меценатов— Юнусова и Апанаева.

Как пишет историк Радик Салихов, Губайдулла Юнусов жил в величественном особняке на пересечении Екатерининской и Второй Поперечной улиц (улица Тукая) в соответствии со статусом богатейшего татарского купца. А большую площадь перед усадьбой народ назвал "Юнусовской". Дом был спроектирован в XIX веке архитектором Литвиновым, считавшим, что для зажиточных татар наиболее подходит стиль классицизм. Городская усадьба состоит из целого комплекса зданий: конюшни, каретники, склады, бани, флигели для слуг, сад с беседкой и фонтаном.

После покупки дома в конце XIX века Апанаевыми дом перестроили в стиле эклектики — окрасили в розовый цвет, украсили фасады рельефными орнаментами. Купец Апанаев продолжил благотворительную линию Юнусовых и организовал доме бесплатный медицинский кабинет для бедных татар. С той поры дом стал связан с медициной — после революции здесь открылась поликлиника. В 2009 году здание отреставрировали, появилась лепнина с вензелями на арабском языке "Дружба, близость, любовь". Часть внутреннего убранства сохранилась — посетители дома попадают в коридор со скульптурами, деревянными дверями и широкой лестницей. Дом Юнусовых-Апанаевых находится по адресу ул. Фатыха Карима, 14/67.