Грибная иллюминация: художница из Иванова создает уникальные светильники в виде грибов
«...Спустя пару минут Гусеница вынула мундштук, раза два зевнула и потянулась. Потом она спустилась с гриба и поползла в траву, бросив на ходу: «Отломишь с одной стороны – вырастешь, с другой стороны – уменьшишься», – грибы, как подметил Льюис Кэрролл, создания загадочные. Издревле они применялись колдунами и шаманами, а круги из грибов, образующиеся при равномерном разрастании мицелия, называли ведьмиными кольцами. Для кого-то грибы – способ отдохнуть душой, гуляя по лесу и собирая в корзину то, что потом хорошо пожарить в сметане, насушить для супа или замариновать. Для эстетов интересны редкие грибы с необычными вкусами. Есть грибники-фотоохотники, а есть люди, которые умеют создавать грибы своими руками.
33-летняя Анна Карпова из Иванова, известная как Kelpiko, создает из холодного фарфора уникальные «грибные» светильники. В ее «Инстаграме» более восьми тысяч подписчиков, а новые работы разлетаются, как горячие пирожки. В преддверии Международного женского дня «МИР 24» поговорил с Анной о том, как ради мечты она бросила работу иллюстратора в компании – разработчике компьютерных игр.
Расскажите, чем вы занимались до того, как начали делать светильники?
– У меня очень богатый опыт по части разных работ. Я работала парикмахером, барменом, официантом, флористом. Восемь лет была художником компьютерной графики, сначала на фрилансе, потом устроилась в офис художником-иллюстратором в компании по разработке компьютерных игр. Мне это очень нравилось, но в определенный момент я поняла, что достигла своего творческого потолка, задачи были одни и те же, поэтому я решила попробовать что-то еще. Примерно в это же время я узнала, что такое холодный фарфор – специальная смесь для лепки, по сути как самозастывающая полимерная глина. Мне было очень интересно попробовать сделать из него натуралистичные цветы, какие можно увидеть на фотографиях в интернете – они прям живые, ничем не отличаются от настоящих. Я купила этот заветный кусочек глины... и поняла, что не могу его открыть – я боюсь его испортить. Начался кошмар перфекциониста.
Тогда я поехала в Москву на обучение, посетила три или четыре мастер-класса и в принципе поняла, как с этим работать. Все началось с того, что я слепила сама себе букет на свадьбу, он до сих пор стоит на подоконнике. Еще через некоторое время стало ясно, что эти цветы лепят очень многие художники, это уже неоригинально. А вообще у меня с самого детства была идея-фикс – слепить какой-нибудь светильник-ночник в форме грибочков на полянке, который бы светился изнутри, и чтобы там сидела улитка или гусеничка.
У вас есть профессиональное художественное образование?
– Я самоучка, рисовать нигде не училась – с художественным образованием у меня не срослось из-за одной смешной истории. Мне было лет семь, когда мама привела меня по знакомству устраиваться в художественную школу.
Там в коридоре стояла статуя Аполлона, и я просто ее испугалась: какой-то голый бронзовый мужик с натертым до блеска причинным местом... Признаюсь, я впала в ступор. Тем временем мама привела меня в кабинет к директору, договорились, что меня берут «по блату» безо всяких экзаменов: «Ну все, Аня, будешь тут учиться». Я говорю: «Нет, я не хочу тут учиться» – без объяснения причин. Мы оттуда ушли, мама не понимала, сердилась на меня, до этого хотела рисовать, а тут вдруг раз – и не хочу. Я рассказала об истинной причине, когда мне было уже лет 14, она долго смеялась. Вот так голый Аполлон встал между мной и художественным образованием.
Ваши светильники очень натуралистичны, кажется, что это самые настоящие кочки из леса. Почему в центре композиций именно грибы и именно поганки?
– Любовь к лесу и грибам в меня вложила бабушка. С самого детства она брала меня с собой, рассказывала про травки, грибы, деревья, листочки, и такое она привила мне трепетное отношение к природе, а грибочки – особая любовь у нас с ней была. Про поганочки она говорила: посмотри, какие красивые, тоже достойное место в этом мире занимают, просто их нельзя есть. Бабушка грибы собирала, жарила, консервировала, для нее любая поездка в лес была приключением, она могла туда ездить хоть каждый день. И я вместе с ней. Главное, чтоб было на чем. Если нас кто-то соглашался взять на машине, то мы бросали все дела и ехали, в четыре-пять утра уже были готовы, сидели на рюкзаках и ждали, когда нас заберут. Лес меня вдохновляет, наполняет. Летом я езжу очень часто, в основном одна.
Вы молодая интересная женщина – и совсем не боитесь ездить в лес одна?
– Нет, не боюсь, просто сажусь в машину, уезжаю в свои места и гуляю там. Во-первых, у меня нет большой собаки, которая бы меня охраняла, а друзья-подруги не могут так часто ездить на природу. И в принципе у меня в окружении, наверное, нет таких людей, которые готовы в любое время собраться и поехать в лес. Муж мой это не очень любит – там комары всякие, мушки и вообще это очень трудозатратно. Муж у меня программист, он больше любит компьютеры и все, что с ними связано. Друзей по своему увлечению я пока не нашла, надеюсь, найдутся.
Однажды я ездила на заготовку мха и услышала вдалеке крики «спасите!», «помогите!». Я подхожу ближе и вижу, что на другой стороне реки девушка бежит в истерике, руками машет, а за ней бежит парень. Там еще были другие парни, и они смеялись... Я очень-очень испугалась, но, как потом оказалось, на девушку просто упал паук. Она бегала и не давала его снять, вела себя не очень адекватно. А парень просто хотел помочь. Я тогда поняла, что у страха глаза велики.
Один японский дизайнер, Юкио Такано, прославился подобными светильниками со светящимися грибами. Вы о нем слышали?
– Я увидела его работы уже гораздо позже, чем слепила свой первый светильник, а может быть, даже второй и третий. Кто-то из друзей прислал ссылку на него, мне очень понравилось, и я даже ему написала. Из-за языкового барьера нам было трудно общаться, google.translate помог списаться, и я поинтересовалась, можно ли купить его работу. Юкио написал, что нет, ночники можно купить только в Японии и только на офлайн-выставках, поскольку они очень хрупкие и не подлежат пересылке. А жаль, я бы купила.
Надо сказать, что по среднероссийским меркам цены на ваши светильники довольно высокие. Из чего они складываются?
– Цены начинаются от 25 тысяч и выше. Были работы и по 150 тысяч. Все зависит от материалов и, главным образом, от сложности исполнения – степени детализации. К примеру, самые дорогие композиции с миценами – это микроскопические детализированные грибочки, внутри которых очень маленькие диоды, провода с волосок, это все очень сложно паять, собирать, процесс производства очень трудоемкий. Такие грибочки делаются в течение полугода, цена на них соответствующая.
Несмотря на цены, желающих купить мои светильники очень много, как правило, если они появляются, их сразу покупают. Но я делаю все одна, у меня нет помощников. В фирмах один человек отвечает за закупки, другой общается с аудиторией в соцсетях, третий – на мелкой работе, четвертый – курьер. А у нас, хендмейдеров, за все отвечаешь ты сам. Само создание светильника состоит из множества этапов: я сама заготавливаю мох, крашу его, стабилизирую. Съездила в лес, привезла материалы, заготовила – что-то получилось, что-то не получилось. Съездила за материалами для лепки, слепила. Потом спаяла схемы, собрала грибочки в одно целое, единственное – подставки я заказываю в столярной мастерской, но мне их потом приходится все равно дорабатывать: шкурить, красить... Это технологически очень долгий процесс, поэтому светильники получаются не так быстро, как хотелось бы. Светильник за 25 тысяч я могу собрать минимум за неделю.
Насколько такой материал, как пластика, долговечен, долго ли композиции сохраняют свой цвет?
– Отношение к светильнику должно быть очень бережным. Нельзя ставить его под прямой солнечный свет, потому что мхи крашеные, даже заводские мхи – они все с добавлением красителей. Глина содержит пигменты – какие-то светостойкие, какие-то нет. Если композицию хранить под прямым солнечным светом, то она рано или поздно выцветет и станет бледненькой. Нужно ставить светильник вдали от окошка, в затемненном уголке квартиры, тогда он будет долго сохранять свой вид.
Кто ваши покупатели, откуда они узнают о вас?
– В основном вся моя аудитория из «Инстаграма», это очень классная площадка для продвижения своего проекта, особенно в период карантина, когда многие из бизнесов ушли в онлайн. Покупают коллекционеры, которые любят хендмейд. На одной из выставок я встретила девушку, которая просто ходила по любимым мастерам и покупала сразу по нескольку работ, не обращая внимания на цену, уходила она с большими пакетами. Просто для себя покупает. Забрала в свою коллекцию и несколько моих светильников.
Часто ночники у меня покупают в подарок: кто-то коллегам, кто-то – своим любимым, кто-то просто себе. Бывает, что сначала на моей странице долго смотрят, потом приходят на выставку или заказывают через интернет. Люди совершенно разные, но их всех объединяет любовь к хендмейду и уникальнейшим штукам, которых больше нигде в мире нельзя купить.
В какие уголки мира вам приходилось отправлять свои работы?
– Отправляла в Великобританию, США, остальные – по России. Было в планах открывать магазин на Etsy – это такая международная площадка для продажи, но у меня пока есть проблема с отправкой за рубеж. Я не нашла для себя такой компании, которая бы бережно перевозила. Например, в Великобританию я отправляла доставкой EMS. Они, похоже, кидали коробку, как только могли, в итоге грибы прямо внутри композиции были отломаны, висели только на проводочках. Причем сама стеклянная колба уцелела, так как светильник был упакован железобетонно, даже монтажной пеной все залили. Риск того, чтобы он разбился именно от ударов, был минимизирован. Было обидно, после этого я предлагаю отправку за рубеж только фирмой DHL. А у них порой доставка стоит дороже, чем мой светильник, не все соглашаются платить такую стоимость за нее. По России отправляю с компанией Pony Express – ни разу не было никаких нареканий и претензий.
Как ваши друзья и близкие относятся к вашей работе и к тому, что вы оставили стабильную работу ради творчества?
– Всем друзьям очень нравится, они восхищаются, говорят продолжать в том же духе. Муж поддерживает, но все-таки считает, что в офисе я бы получала стабильную зарплату, не было бы переработок... Он говорит, что светильники – это здорово, но работать в офисе мне было бы лучше и стабильнее.
Не было такого, что бы вы сами пожалели о своем решении?
– Были у меня такие моменты, несколько раз я думала все бросить и пойти обратно в офис, но меня очень поддерживала моя аудитория. Например, однажды я поехала на выставку, а она оказалась совершенно не по нашей тематике. Это было мероприятие для владельцев бизнеса, магазинов, на которое можно было приехать и оптом заказать какие-то сувениры и подарки к Новому году для своих компаний. Среди стендов с новогодними шариками и всякими поделками из дерева мы стояли со своими светильниками и не понимали, что мы тут делаем. И каждый, кто подходил, спрашивал: откуда такие цены, что это за ерунда такая – были такие неприятные фидбеки от людей.
При этом пришли люди из моего «Инстаграма», они меня поддержали, взяли свои светильники, которые уже забронировали, но это было в первый день. А оставшиеся четыре мы с мужем просто стояли на стенде и объясняли, что это такое и почему оно столько стоит. Это было не очень приятно. Так получилось, что я весь год готовилась к этой выставке, а по факту практически ничего не заработала, даже, по-моему, не окупила участие – весь год оказался в минус. Я тогда очень сильно расстроилась, но моя аудитория прислала мне очень много теплых слов, и я решила дать своему проекту еще один шанс. Дальше случился Artflection – я нашла свою выставку, на которую хочу ездить снова и снова и привозить классные работы.