«Умный» дом: предложение, которое может перевернуть рынок

Для россиян словосочетание «умный дом» становится все более привычным. Как уже рассказывала Business FM, по итогам 2020 года Россия вошла в топ-15 стран по объему рынка решений для «умного» дома. Отчасти это связано с различными государственными инициативами и программами (нацпрограммой «Цифровая экономика Российской Федерации», нацпроектом «Жилье и городская среда», ведомственным проектом «Умный город» и так далее), но еще больше — с явно набирающим силу интересом россиян.

«Умный» дом: предложение, которое может перевернуть рынок
© BFM.RU

По данным Discovery Research Group, 47% покупателей жилья в России интересуются технологиями, и, по прогнозам информационно-аналитической базы Statista, если в 2019 году доля российских домохозяйств, использующих технологии «умных» домов, составляла примерно 4%, то к 2025 году данный показатель вырастет более чем в три раза и достигнет 13,6%.

Позиция девелоперов, которые еще несколько лет назад даже слышать толком не хотели ни о каких «умностях», тоже заметно изменилась. Сегодня в крупных городах практически каждая вторая новостройка возводится с применением систем «умного» дома.

Недавно компания «Инград» объявила, что включила в базовую комплектацию квартир с отделкой набор «Умный дом Optima», в который входит контроль доступа, защита от протечек и щит автоматизации (и при желании клиент сможет расширить функционал системы самостоятельно). Группа «Аквилон» отныне будет устанавливать в каждой квартире во всех строящихся ЖК обновленную версию «умной» системы inHOME-2021, которая позволяет дистанционно управлять внутриквартирным пространством.

«ЭР-Телеком» и девелоперская группа «Самолет» планируют создать совместную компанию для развития «умного ЖКХ»: этот проект предполагает установку и обслуживание умных счетчиков и датчиков контроля безопасности в объектах «Самолета». Даже «Сбер» объявил о запуске собственной платформы «умного» дома и старте продаж новых умных устройств под брендом Sber — смарт-ламп и смарт-розеток, управление которыми будет интегрировано с виртуальными ассистентами семейства «Салют».

Но чем больше набирает обороты «умная» тема, чем масштабнее становится сбор «умными» домами персональных данных, тем четче обозначаются проблемы, требующие системного решения, поясняет президент ГК «Основа», председатель комиссии по вопросам индустрии строительных материалов и технологий Общественного совета при Минстрое России Александр Ручьев.

— У нас в стране есть закон «О защите персональных данных». Другое дело, что операторы системы «умный дом» под действие этого закона напрямую не подпадают. Плюс используется огромное количество иностранных устройств, датчиков. Соответственно, есть возможность утечки всех этих данных, в том числе и на иностранные серверы. Поэтому сейчас речь идет о неких единых стандартах, единых подходах, как должна работать эта новая для страны отрасль, которая, очевидно, будет развиваться. «Умный» дом, интернет вещей — это же практически новая область бизнеса, которая на сегодняшний день пока никак не регламентирована и не стандартизирована, поэтому да, такой вопрос поставлен, и на Общественном совете будет идти обсуждение по выработке подходов к его решению.

— А не приведет ли выработка единых правил к технологическим проблемам при установке системы «умный дом» и к тому же к удорожанию всей этой системы и росту стоимости жилья?

— Наоборот, создание единых правил всегда приводит к большему порядку, прозрачности и в итоге к удешевлению, потому что застройщики перестанут метаться и смогут ориентироваться на те проверенные решения, которые будут подходить под выработанные стандарты. У нас часто бывает так, что сначала рождается отрасль, а потом ее начинают стандартами резать по живому. Если бы тему защиты данных подняли с самого начала, все сегодня было бы намного проще.

— Но ведь система «умный дом» придумана не вчера и все это время работала без предлагаемых стандартов.

— Не соглашусь. Я считаю, что как раз системы в России не было — были ее отдельные элементы. У кого-то из застройщиков были плюс-минус «умные» квартиры, кто-то реализовывал частично «умные» дома, но в полном объеме описания, что такое «умный» дом и каковы его стандарты, нет нигде. Какой набор функций позволяет отнести дом к разряду «умных», какие алгоритмы должна использовать та или иная система, куда конкретно должны попадать данные после обработки? Начинаешь разматывать этот клубок — и возникает огромное количество вопросов. Через три-четыре года мы можем схватиться за голову: ой, «умный» дом уже везде и работает без всяких правил, давайте-ка их введем — и тут выясняется, что 70% построенного этим введенным правилам вообще не соответствует и все надо переделывать, а это же колоссальные затраты! Чтобы такого не было, и предлагается сейчас, почти на старте, задать стандарты и сделать их публичными, чтобы застройщики не совершали ошибок и не попадали в ситуацию переделки своих домов.

Девелоперы, участвовавшие в дискуссии «Технологии «умного» дома — реальный маркетинговый инструмент для девелопера или переоцененные вложения?» в Clubhouse, против законодательного урегулирования сбора и хранения данных ничего не имеют. Наоборот, только «за» — поскольку и покупатели все чаще задают вопросы на эту тему. С юридической точки зрения введение единой для всех системы может потребовать внесения изменений в законодательство, с технологической — приведет к дополнительным девелоперским расходам, но, скорее всего, оно того стоит.

Но застройщиков, а еще больше производителей «умных» устройств и прочие вовлеченные в процесс структуры, очень волнует вопрос, не придут ли в итоге регуляторы к отказу от ныне существующей вариативности и жесткому допуску на рынок, а стало быть, и в девелоперские проекты, только того, что Александр Ручьев назвал проверенными решениями. А ведь судя по словам руководителя специальных проектов компании «Эдефус» Николая Литошина, именно так и будет.

— Пока применительно к устройствам «умного» дома реализовать требования законодательства о защите персональных данных довольно сложно. Например, сейчас никак не защищаются каналы связи при передаче данных, многие устройства, как известно, иностранного происхождения и передают информацию напрямую на иностранные серверы, что нарушает требования о трансграничной передаче данных. Современные «умные» дома знают о людях очень многое, и это уже не только привычные ФИО или данные паспорта — это биометрия лица и рук, состояние здоровья, размер квартиры, стиль жизни, частота визитов гостей и так далее. И все это нередко отправляется на серверы, расположенные не на территории Российской Федерации, причем отправляется бесконтрольно: никому не известно, что туда утекает, в каком объеме, как потом работают с этой информацией — но она всплывает на черном рынке, в даркнете, ее можно покупать. И когда у вас из-за уязвимости и отсутствия стандартов по защите взламываются, например, камеры видеонаблюдения и информация попадает в руки злоумышленников, это не очень хорошо.

— Предположим, законодательство обяжет хранить все «умные» данные на российских серверах. И что, тогда они будут серьезнее защищены?

— Все-таки на территории своей страны контроля за информацией больше, и могут быть применены соответствующие санкции к юрлицам, которые незаконно или неправильно обрабатывают персональные данные. Возможно, подобное законодательное решение повлияет на рынок «умных» устройств, которые сейчас продаются везде, в том числе и в интернет-магазинах, и которые все покупают и устанавливают, не задумываясь об информационной безопасности. Не исключено, что после разработки единого стандарта часть устройств пропадет с рынка либо для того, чтобы зайти на российский рынок, все устройства должны будут проходить сертификацию, тестирование или какую-то иную проверку.

По оценкам Statista, в этом году темпы прироста выручки на рынке «умных» домов в России достигнут пиковых значений и составят 53,5%, а среднегодовые прогнозные темпы прироста выйдут на уровень 28%. Правда, эти цифры звучали до того, как появилось предложение Общественного совета при Минстрое. Если его инициативу поддержат, а законодательные поправки — быстро внесут, и если выводы Николая Легошина о последующем уходе с рынка части производителей окажутся верными, то, скорее всего, Statista придется пересмотреть прогнозы.