За стенами Басманного: какие секреты раскрывают дома во время капремонта

Столичный Фонд капитального ремонта (ФКР) запустил цикл бесплатных экскурсий по улицам Москвы, где находятся исторические жилые дома. Прогулки будут устраивать еженедельно в течение весны. Они проходят по пятницам, начинаются в 10:00, а детали маршрута можно всегда узнать на страницах фонда в социальных сетях. Экскурсоводом стал победитель конкурса 2018 года «Лучший гид Москвы» Георгий Макеев. Главная цель — рассказать москвичам, как преображаются дома после капремонта, как важно беречь каждый кирпичик, заложенный почти 100 лет назад и восстановленный современными рабочими, чем ценны старые здания. Mos.ru побывал на первой экскурсии этого проекта по Басманному району.

За стенами Басманного: какие секреты раскрывают дома во время капремонта
© Mos.ru

Тайны штукатурки

Сегодня солнечно, и здания на Старой Басманной кажутся особо четкими, как бы подсвеченными. Это не просто жилые дома. Практически каждый из них может перенести нас в захватывающее прошлое.

Сама улица, по словам Георгия Макеева, получила название от тюркского слова «басма», что означало «оттиск». Здесь, в Басманной слободе, жили пекари, которые готовили хлеб для царского двора и ставили на него печать, а также серебряных дел мастера. В советское время улица носила имя Карла Маркса, затем Коммуны.

На Старой Басманной находится бывший доходный дом (дом 15, строение 2), построенный в 1902 году по проекту архитектора Василия Шауба. Заказчиком был персидский поданный Аджи-Мамед Усейн ага Аминезарба, владелец хлопковых лавок. Сегодня в этих стенах, напоминающих дорогой фарфор, палевых с белыми рюшечками, — квартиры москвичей.

«Дом построен в голландском стиле с выгнутыми аттиками на фасаде, скорее всего, в честь 100-летия Санкт-Петербурга как дань любви Петра I ко всему голландскому. В архитектуре присутствуют также элементы модерна, например лепнина, женские маски из штукатурки — лорелеи. Архитектора Василия Шауба называли поэтом штукатурки, поскольку он принципиально не использовал другие облицовочные материалы. С лорелеями связана древняя германская легенда: прекрасная дева Лора сидела на берегу Рейна, зачаровывала рыбаков и заманивала их на дно. “И кос ее золото вьется, и чешет их гребнем она, и песня волшебная льется, неведомой силы полна”… Я и сам зачарован этим домом», — рассказывает Георгий Макеев.

Одну из таких масок-лорелей над подъездом закрывает козырек. Во время капремонта его планируют убрать, чтобы вернуть фасаду первоначальный облик. А лорелеи отреставрируют. «В советское время часть штукатурки пытались стесать, и она начала осыпаться», — говорит Георгий.

По словам заместителя генерального директора ФКР Москвы Ильи Байдужего, после капремонта в 2021-м фасад станет как новенький. «В проектно-сметной документации по капремонту легендарного дома персидского поданного прописаны действия, которые позволят сохранить первоначальную задумку автора. Все работы будем производить аккуратно, чтобы сберечь исторический облик фасада. Стены будут отштукатурены, затем окрашены. Также запланирована качественная заделка трещин», — рассказывает он.

В планах фонда, помимо прочего, — ремонт крыши здания, подъездов, подвальных помещений, внутренних инженерных систем.

Здесь же, на Старой Басманной, экскурсовод показывает нам еще один дом (20, корпус 1), построенный в начале 1930-х. Это прототип сталинской архитектуры, пока без помпезного декора, но с претензией на роскошь, с ярко-розовым отштукатуренным прямоугольным фасадом, по верхней части которого выложен лепной орнамент в виде квадратов. Фасад здания пока в хорошем состоянии, поэтому капремонт намечен на 2030 год. В 2020-м уже заменили лифты, а в 2021-м предстоит ремонт инженерных коммуникаций. На первый взгляд, «сталинка» неприметная, тем не менее за ее стенами скрываются любопытные факты.

«В этом доме жил знаменитый советский разведчик Николай Кузнецов. Кроме того, здесь была квартира медсестры, любовницы Берии. Из-за их связи, по слухам, все соседи боялись этой дамы, даже когда она состарилась», — объясняет Георгий Макеев.

Здание с историей: в бывшем доме персидского торговца проведут капремонт

Конструктивный подход

Мы сворачиваем в Басманный тупик и останавливаемся у другого дома сталинской эпохи (дом 6а, строение 2), спроектированного в 1931-м в стиле конструктивизма архитектором Василием Кильдишевым. Массивное здание с эркерами в виде труб, похожее на гигантскую заводскую печь, строили по заказу рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества Обрабстроя, входившего в кооперативный комплекс «Бауманский строитель». Это самая высокая конструктивистская постройка в Москве. По регламенту 1930-х годов разрешалось возводить только восьмиэтажные здания, а здесь 10 этажей.

«По задумке, это был дом переходного типа. На нижних этажах располагались обычные квартиры с кухнями и санузлами, где жили люди на условиях паев (что-то вроде советской ипотеки). А верхние три были отданы под общежитие. Предполагалось, что жильцы этого общежития — представители интеллигенции и пролетариата — будут встречаться в общих комнатах, обмениться идеями, новостями, и со временем обладатели квартир на нижних этажах тоже захотят к ним присоединиться и превратят свое жилье в общежитие. На цоколе архитектор задумал столовую, правда, жители предпочли устроить там детский сад. В подвалах должны были находиться спортзал, клуб, красный уголок, погреба для хранения овощей. Но поскольку жилых помещений катастрофически не хватало, подвалы тоже заселили», — рассказывает экскурсовод.

Василий Кильдишев продумал все до мелочей. На карте дом выглядит в виде латинской буквы F: такое устройство обеспечивает отличную вентиляцию и проникновение солнечного света в каждую комнату. К тому же в кухнях изначально были дымовые отверстия, куда вставляли трубы от самоваров. А под крышей снаружи размещался бак с дождевой водой на случай пожара, им жильцы могли воспользоваться самостоятельно.

Сейчас в доме идет комплексный капремонт. В частности, рабочие налаживают внутренние инженерные системы, мусоропровод, ремонтируют крышу, подвалы, подъезды. В течение года займутся фасадом.

За углом дома Обрабстроя стоит почти его ровесник, появившийся на свет в 1933-м. Скромная на вид и строгая, как униформа, светло-бежевая пятиэтажка между тем тоже с историей. Например, здесь жила актриса Ольга Базанова, сыгравшая роль Мэри Грант в фильме «Дети капитана Гранта».

«Обратите внимание на стеклянные шахты лифтов, пристроенные снаружи. В оригинальном проекте их не было. Они появились после Второй мировой войны, когда квартиры заселили инвалиды, неспособные подниматься по лестницам», — отмечает Георгий Макеев.

В этом доме капремонт уже закончился. «Провели комплексный капитальный ремонт фасада, отремонтировали кирпичную кладку, расчистили старую краску, отбили штукатурку. Далее фасад обработали противогрибковыми средствами и после глубокого выравнивания плоскости стен нанесли свежую штукатурку по сеткам. В результате дом обрел вторую жизнь», — делится Илья Байдужий, заместитель генерального директора ФКР Москвы.

От красивого фасада до бесшумного лифта: что входит в программу капремонта домов

Немецкий след

Тем временем мы выходим на пересечение Старой Басманной и Бауманской улиц. В XVII веке в этом месте образовалась Немецкая слобода, где жили иностранные военные, ученые, строители, выписанные царем Алексеем Михайловичем, отцом Петра I. Наш экскурсовод приводит слова историка Сергея Соловьева, который писал, что Немецкая слобода стала ступенью для становления Санкт-Петербурга. Позже Петр I основал город на Неве и перевел туда выписанных из Европы специалистов.

Напоминание о слободе есть на мозаике в торце дома 35/1 на Бауманской. Сам дом, бывший доходный, шелково-розовый с арочными окошками и балкончиками в нишах, 1906 года. Его спроектировал Владимир Шервуд, младший из династии архитекторов. В конце 1980-х появилось панно. Художник Михаил Дубцов изобразил Немецкую слободу XVII века на берегу реки Яузы.

Георгий Макеев вспоминает: «Один иностранец в 1675-м так описал Немецкую слободу: “Аккуратные кварталы невысоких домиков, построенных из дерева, но окрашенных под кирпич. Аккуратные песчаные дорожки, по краям которых растут аккуратно подстриженные деревья. В огородах зреют разные овощи и еще незнакомый русским картофель. В центре слободы большой четырехугольный пруд, в глади которого отражаются кроны соседних деревьев. Работают ветряные мельницы. На всем чувствуется налет немецкой европейской добротности и доброжелательности. Люди вокруг приветливы, веселы…”».

Пожалуй, тот иностранец и сейчас бы обратил внимание на аккуратность. На данный момент в доме на Бауманской отремонтировали внутренние инженерные сети. Впереди капремонт фасада.

«Капитальный ремонт фасада будет проходить кропотливо и тщательно, под двойным контролем. Мы хотим полностью восстановить все архитектурные элементы, в том числе обрамление мозаичного панно. Вплоть до самых малозаметных деталей», — говорит Илья Байдужий.

В Басманном районе, по информации Фонда капитального ремонта, уже завершился капремонт более 350 домов. На подходе еще 90.

Программа капремонта: в 2021–2023 годах в Москве отремонтируют около 4,5 тысячи домов