Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

Нежная готика: изучаем Кавалерские корпуса в «Царицыне»

История Царицына начинается в 1775 году. Екатерина II, проезжая по территории поместья Черная Грязь князя Сергея Кантемира, была так очарована местными красотами, что незамедлительно выкупила эти земли.
Нежная готика: изучаем Кавалерские корпуса в «Царицыне»
Фото: Mos.ruMos.ru
В том же 1775-м государыня поручила придворному архитектору создать проект новой подмосковной увеселительной резиденции, пожелав, чтобы строения были в готическом или мавританском вкусе. Баженов предложил проект, сочетающий в себе готику, классицизм, московское барокко и древнерусскую архитектуру. Сам мастер называл стиль Царицына «нежной готикой». Уже в 1776 году началось строительство ансамбля. Среди первых зданий был заложен Третий кавалерский корпус.
Третий, он же первый
Интересно, что Третий кавалерский корпус был построен первым из трех — в 1776–1779 годах. Впрочем, порядковые номера здесь не особенно важны, ведь свои современные названия здания получили лишь во время паспортизации 1947 года. До этого в разных документах они фигурировали как «малый домик», «дом для официантов», «дом неизвестной» и так далее.
Третий кавалерский корпус представляет собой одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами и скругленными внешними углами. Его украшает изящная башенка-бельведер. Внутри находится круглый зал, одна часть которого, по замыслу Баженова, выступает наружу и образует полуротонду.
 
Корпус расположен на высоком живописном мысу между Нижним Царицынским прудом и Большим оврагом. Для Екатерины II это строение имело особое значение, она лично вносила правки в чертежи Баженова. Возможно, это связано с тем, что во время своего первого визита в Царицыно именно с этого места императрица любовалась фейерверками. В своем письме государыне от 8 октября 1778 года Баженов докладывал: «Возведена и кончена башня на доме, что последний к церкви, на месте, откуда сматривали фейерверк».
В 1785 году Екатерина II назначила новым архитектором своей резиденции ученика Баженова . Формальным поводом для замены стал тот факт, что строения показались императрице слишком тесными, но многие современники считали, что Екатерина просто хотела отстранить Баженова. О возможных причинах опалы историки спорят до сих пор. Одна из популярных версий гласит: некогда любимый зодчий разгневал Екатерину тем, что прошел обряд посвящения в масоны и якобы получил задание от вольных каменщиков сблизиться с цесаревичем Павлом. Впрочем, Павел Ермолов считает эту легенду безосновательной.
«Я думаю, что к 1785 году представления Екатерины о самой себе, русской монархии и о том, что нужно народу, сильно изменилось, — подчеркивает искусствовед. — И этот дворцовый комплекс, который состоял из отдельных корпусов, наверное, уже не отвечал ее представлениям о величии российской монархии. Поэтому она предложила Казакову создать единый большой дворец», — отмечает он.
После смерти императрицы в 1796 году строительство резиденции и вовсе прекратилось, однако Третий кавалерский корпус, в отличие от многих построек, активно использовался. В начале XIX века, когда Царицыно превратилось в популярное место для загородных прогулок, его переоборудовали в гостиницу с трактиром.
С 1872 года коллежский советник Иван Давидов арендовал корпус и использовал его как дачу. При нем планировка сильно изменилась: главный вход перенесли, лестницы заложили, снаружи пристроили большую террасу.
«Здание использовалось в XIX и ХХ веках под различные нужды. Это все, конечно, повлекло искажение в планировке, утрату первоначального внешнего вида, пропала башня, опорные столбы, на которых она стояла, своды, овальные купола», — говорит Павел Ермолов.
В середине 1920-х годов Царицыно переходит в ведение Главнауки, и в 1927 году в Третьем кавалерском корпусе открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Здесь можно было увидеть коллекции баженовских чертежей, предметы дворянского быта и находки из курганов вятичей. Музей пользовался большой популярностью. В 1930-е на волне коллективизации характер экспозиции сильно изменился и стал тяготеть к сельскому хозяйству. Место утратило былую популярность, и в конце концов музей закрыли. В последующие годы в здании располагались Дом культуры и другие учреждения.
В 1988 году под руководством Владимира Либсона и Изольды Рубен был разработан проект реставрации корпуса. Долгое время его не удавалось воплотить из-за того, что были утрачены очень многие элементы. Реставрацию наконец провели в 1998–2003 годах. Специалисты восстановили планировку, утраченные своды, башню-бельведер, парапеты.
Сейчас в корпусе располагается экспозиция «Дачное Царицыно». Это дань периоду, когда Царицыно было престижным дачным поселком. Во второй половине XIX века некоторые дворцовые постройки сдавали в аренду, также как и земельные участки под строительство. Среди царицынских дачников и их гостей было немало известных личностей. Здесь отдыхали изобретатель Дмитрий Езучевский, археолог Алексей Орешников, историк .
На престижной Покровской стороне, от которой сегодня сохранилась лишь структура улиц, сразу шесть участков занимала дача председателя I . Его племянница впоследствии стала женой . В Новом Царицыне жила семья известного купца Василия Аршинова, который разбил парк, частично сохранившийся до наших дней. Гостями царицынских дачников были философ , поэты и , писатели , Иван Бунин и , композитор , певец , художники , и многие другие.
Восьмигранник, неудавшаяся баня и мини-гостиница
Первый и Второй кавалерские корпуса были построены Василием Баженовым на несколько лет позже, в 1784–1785 годах. Первый представляет собой небольшой одноэтажный павильон г-образной формы с тремя комнатами внутри. Намного более интересна планировка второго корпуса. Это восьмигранник, комнаты которого не только связаны с центром, но и соединены между собой по периметру угловыми помещениями.
«На фасадах восьмигранника можно заметить очень интересные элементы, которые, с одной стороны, напоминают средневековые вимперги, а с другой — так называемые кокошники. Баженов играет с готическими и древнерусскими мотивами, в результате получается уникальная фантазийная архитектура. Еще одна особенность здания в том, что оно не имело главного фасада. Кавалерские корпуса были чуть ниже, чем центральные здания ансамбля, и являлись вторым поясом сооружений, украшали и дополняли панораму сказочного средневекового городка. По замыслу, у всех баженовских строений должна была быть золотистая крыша, сверкающая на солнце. К сожалению, архитектор не успел воплотить это в жизнь», — рассказывает Павел Ермолов.
Уникальному восьмиграннику не повезло: на протяжении 200 лет здание не использовалось и, естественно, постепенно разрушалось. Еще в 1886 году в «Описи Царицынскому Дворцу» зафиксировали его плачевное состояние: «Карниз над окнами и дверями в пролетном балюстраде и в портальных колонах украшены из белаго камня, который полопался и выкрошился во многих местах, дом без крыши и сводов, полов, потолков и всех прочих принадлежностей. По наружности, как в отверстиях окон и дверей, так и при фундаментах стены подломаны, а сверху здания растут деревья, — внутри стены во всех пролетах также изломаны, а сверху совершенно сопрели и во множестве осыпались на большую высоту».
В 1929 году во втором корпусе чуть не устроили районную баню. Спас положение заведующий Царицынским краеведческим музеем Константин Тихомиров, который написал в Главнауку о недопустимости этой переделки, которая повлекла бы искажение памятника архитектуры, «совершенно неприемлемое, особенно теперь, когда Моссовет реставрирует беседки классического типа в Царицынском парке». И все же в 1932 году внутренние стены корпуса разбирают: кирпич идет на хозяйственные нужды. Местные жители разбивали огороды прямо внутри здания.
Первому кавалерскому корпусу повезло больше. Несмотря на то что здание обветшало, начиная с 1870-х его брали в аренду на лето состоятельные чиновники и купцы. Стоимость дач в Царицыне была достаточно высокой — больше 300 рублей за сезон. Для сравнения: чиновник средней руки тогда (в начале XX века) получал в месяц 120–150 рублей, армейский поручик (лейтенант) — около 100, так называемая рабочая аристократия, или высококвалифицированные рабочие, служащие и мастера — от 50 до 100 рублей.
«Царицыно славилось тем, что там жили люди, которые сами себя сделали. У них не было никаких наследственных владений или титулов. Здесь арендовали дачи разбогатевшие крестьяне, мещане, представители интеллигенции», — рассказывает Павел Ермолов.
В 1883–1896 годах здание арендовал купец второй гильдии почетный потомственный гражданин Аршак Халатов. При нем здание было искажено перестройками. А с 1896 по 1901 год корпус и прилегающий к нему земельный участок арендовал выдающийся историк, археолог и нумизмат Алексей Орешников. Вместе со знаменитым историком Иваном Забелиным, соседом по даче, Орешников занимался в Царицыне археологическими раскопками. Опись 1902 года фиксирует значительные изменения во внешнем виде здания и его интерьерах, сделанные двумя последними арендаторами: корпус становится трехэтажным, к нему пристраивают две деревянные террасы, проводят наверх лестницы. В доме появились камин и русская печь.
В 1906 году Первый кавалерский корпус взяли в совместную аренду предприниматель и купец Алексей Крутовский, а также московский цеховой . Они решили устроить там меблированные комнаты. После крупного пожара 1909 года, во время которого внутренняя отделка и пристройки сгорели, Крутовский стал единоличным арендатором и обязался восстановить корпус в течение года. Он предложил проект перестройки здания, согласно которому оно должно было вырасти почти до 10 метров в высоту. Разрешение от Главного управления уделов было получено, хотя ведомство и отметило «крайнюю нежелательность искажения надстройками старинных зданий». К 1911 году Крутовский закончил перестройку, в здании теперь было три этажа и 23 комнаты. Вплоть до 1921 года он сдавал их в летний период дачникам.
Впоследствии здесь располагались Ленинский совет рабочих и крестьянских депутатов; детский дом, где жили дети из пострадавших от голода районов Поволжья; исполком Ленинского районного совета и музыкальная школа. В 1990-х в корпусе прошла масштабная реставрация.
«Хотелось бы развеять миф о том, что Царицыно — это новодел, созданный в результате реставрации 2006–2007 года. Реставрацию по всем правилам в Кавалерских корпусах провели еще в 1980–1990-х годах. В ней принимали участие зарекомендовавшие себя реставрационные организации и уважаемые специалисты, в частности Владимир Либсон и Изольда Рубен. Все было сделано точь-в-точь по чертежам и по обмерам Баженова. Всего в Царицыне сохранилось больше половины баженовских зданий, отреставрированных по всем правилам реставрационного искусства. Они очень важны для понимания стиля и архитектурного замысла зодчего», — отмечает Павел Ермолов.
Сегодня в Первом кавалерском корпусе размещается администрация музея-заповедника «Царицыно», а во втором находятся бухгалтерия и отдел кадров музея.