Нежная готика: изучаем Кавалерские корпуса в «Царицыне»

История Царицына начинается в 1775 году. Екатерина II, проезжая по территории поместья Черная Грязь князя Сергей Кантемира, была так очарована местными красотами, что незамедлительно выкупила эти земли.

Нежная готика: изучаем Кавалерские корпуса в «Царицыне»
© Mos.ru

В том же 1775-м государыня поручила придворному архитектору Василию Баженову создать проект новой подмосковной увеселительной резиденции, пожелав, чтобы строения были в готическом или мавританском вкусе. Баженов предложил проект, сочетающий в себе готику, классицизм, московское барокко и древнерусскую архитектуру. Сам мастер называл стиль Царицына «нежной готикой». Уже в 1776 году началось строительство ансамбля. Среди первых зданий был заложен Третий кавалерский корпус.

Третий, он же первый

Интересно, что Третий кавалерский корпус был построен первым из трех — в 1776–1779 годах. Впрочем, порядковые номера здесь не особенно важны, ведь свои современные названия здания получили лишь во время паспортизации 1947 года. До этого в разных документах они фигурировали как «малый домик», «дом для официантов», «дом неизвестной» и так далее.

Третий кавалерский корпус представляет собой одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами и скругленными внешними углами. Его украшает изящная башенка-бельведер. Внутри находится круглый зал, одна часть которого, по замыслу Баженова, выступает наружу и образует полуротонду.

 

Корпус расположен на высоком живописном мысу между Нижним Царицынским прудом и Большим оврагом. Для Екатерины II это строение имело особое значение, она лично вносила правки в чертежи Баженова. Возможно, это связано с тем, что во время своего первого визита в Царицыно именно с этого места императрица любовалась фейерверками. В своем письме государыне от 8 октября 1778 года Баженов докладывал: «Возведена и кончена башня на доме, что последний к церкви, на месте, откуда сматривали фейерверк».

В 1785 году Екатерина II назначила новым архитектором своей резиденции ученика Баженова Матвея Казакова. Формальным поводом для замены стал тот факт, что строения показались императрице слишком тесными, но многие современники считали, что Екатерина просто хотела отстранить Баженова. О возможных причинах опалы историки спорят до сих пор. Одна из популярных версий гласит: некогда любимый зодчий разгневал Екатерину тем, что прошел обряд посвящения в масоны и якобы получил задание от вольных каменщиков сблизиться с цесаревичем Павлом. Впрочем, Павел Ермолов считает эту легенду безосновательной.

«Я думаю, что к 1785 году представления Екатерины о самой себе, русской монархии и о том, что нужно народу, сильно изменилось, — подчеркивает искусствовед. — И этот дворцовый комплекс, который состоял из отдельных корпусов, наверное, уже не отвечал ее представлениям о величии российской монархии. Поэтому она предложила Казакову создать единый большой дворец», — отмечает он.

После смерти императрицы в 1796 году строительство резиденции и вовсе прекратилось, однако Третий кавалерский корпус, в отличие от многих построек, активно использовался. В начале XIX века, когда Царицыно превратилось в популярное место для загородных прогулок, его переоборудовали в гостиницу с трактиром.

С 1872 года коллежский советник Иван Давидов арендовал корпус и использовал его как дачу. При нем планировка сильно изменилась: главный вход перенесли, лестницы заложили, снаружи пристроили большую террасу.

«Здание использовалось в XIX и ХХ веках под различные нужды. Это все, конечно, повлекло искажение в планировке, утрату первоначального внешнего вида, пропала башня, опорные столбы, на которых она стояла, своды, овальные купола», — говорит Павел Ермолов.

В середине 1920-х годов Царицыно переходит в ведение Главнауки, и в 1927 году в Третьем кавалерском корпусе открывается Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Здесь можно было увидеть коллекции баженовских чертежей, предметы дворянского быта и находки из курганов вятичей. Музей пользовался большой популярностью. В 1930-е на волне коллективизации характер экспозиции сильно изменился и стал тяготеть к сельскому хозяйству. Место утратило былую популярность, и в конце концов музей закрыли. В последующие годы в здании располагались Дом культуры и другие учреждения.

В 1988 году под руководством Владимира Либсона и Изольды Рубен был разработан проект реставрации корпуса. Долгое время его не удавалось воплотить из-за того, что были утрачены очень многие элементы. Реставрацию наконец провели в 1998–2003 годах. Специалисты восстановили планировку, утраченные своды, башню-бельведер, парапеты.

Сейчас в корпусе располагается экспозиция «Дачное Царицыно». Это дань периоду, когда Царицыно было престижным дачным поселком. Во второй половине XIX века некоторые дворцовые постройки сдавали в аренду, также как и земельные участки под строительство. Среди царицынских дачников и их гостей было немало известных личностей. Здесь отдыхали изобретатель Дмитрий Езучевский, археолог Алексей Орешников, историк Иван Забелин.

На престижной Покровской стороне, от которой сегодня сохранилась лишь структура улиц, сразу шесть участков занимала дача председателя I Государственной думы Сергея Муромцева. Его племянница впоследствии стала женой Ивана Бунина. В Новом Царицыне жила семья известного купца Василия Аршинова, который разбил парк, частично сохранившийся до наших дней. Гостями царицынских дачников были философ Владимир Соловьев, поэты Федор Тютчев и Алексей Плещеев, писатели Леонид Андреев, Иван Бунин и Андрей Белый, композитор Петр Чайковский, певец Леонид Собинов, художники Константин Коровин, Станислав Жуковский и многие другие.

Как жили дачники XIX века в Царицыне

Восьмигранник, неудавшаяся баня и мини-гостиница

Первый и Второй кавалерские корпуса были построены Василием Баженовым на несколько лет позже, в 1784–1785 годах. Первый представляет собой небольшой одноэтажный павильон г-образной формы с тремя комнатами внутри. Намного более интересна планировка второго корпуса. Это восьмигранник, комнаты которого не только связаны с центром, но и соединены между собой по периметру угловыми помещениями.

«На фасадах восьмигранника можно заметить очень интересные элементы, которые, с одной стороны, напоминают средневековые вимперги, а с другой — так называемые кокошники. Баженов играет с готическими и древнерусскими мотивами, в результате получается уникальная фантазийная архитектура. Еще одна особенность здания в том, что оно не имело главного фасада. Кавалерские корпуса были чуть ниже, чем центральные здания ансамбля, и являлись вторым поясом сооружений, украшали и дополняли панораму сказочного средневекового городка. По замыслу, у всех баженовских строений должна была быть золотистая крыша, сверкающая на солнце. К сожалению, архитектор не успел воплотить это в жизнь», — рассказывает Павел Ермолов.

Уникальному восьмиграннику не повезло: на протяжении 200 лет здание не использовалось и, естественно, постепенно разрушалось. Еще в 1886 году в «Описи Царицынскому Дворцу» зафиксировали его плачевное состояние: «Карниз над окнами и дверями в пролетном балюстраде и в портальных колонах украшены из белаго камня, который полопался и выкрошился во многих местах, дом без крыши и сводов, полов, потолков и всех прочих принадлежностей. По наружности, как в отверстиях окон и дверей, так и при фундаментах стены подломаны, а сверху здания растут деревья, — внутри стены во всех пролетах также изломаны, а сверху совершенно сопрели и во множестве осыпались на большую высоту».

В 1929 году во втором корпусе чуть не устроили районную баню. Спас положение заведующий Царицынским краеведческим музеем Константин Тихомиров, который написал в Главнауку о недопустимости этой переделки, которая повлекла бы искажение памятника архитектуры, «совершенно неприемлемое, особенно теперь, когда Моссовет реставрирует беседки классического типа в Царицынском парке». И все же в 1932 году внутренние стены корпуса разбирают: кирпич идет на хозяйственные нужды. Местные жители разбивали огороды прямо внутри здания.

Первому кавалерскому корпусу повезло больше. Несмотря на то что здание обветшало, начиная с 1870-х его брали в аренду на лето состоятельные чиновники и купцы. Стоимость дач в Царицыне была достаточно высокой — больше 300 рублей за сезон. Для сравнения: чиновник средней руки тогда (в начале XX века) получал в месяц 120–150 рублей, армейский поручик (лейтенант) — около 100, так называемая рабочая аристократия, или высококвалифицированные рабочие, служащие и мастера — от 50 до 100 рублей.

«Царицыно славилось тем, что там жили люди, которые сами себя сделали. У них не было никаких наследственных владений или титулов. Здесь арендовали дачи разбогатевшие крестьяне, мещане, представители интеллигенции», — рассказывает Павел Ермолов.

В 1883–1896 годах здание арендовал купец второй гильдии почетный потомственный гражданин Аршак Халатов. При нем здание было искажено перестройками. А с 1896 по 1901 год корпус и прилегающий к нему земельный участок арендовал выдающийся историк, археолог и нумизмат Алексей Орешников. Вместе со знаменитым историком Иваном Забелиным, соседом по даче, Орешников занимался в Царицыне археологическими раскопками. Опись 1902 года фиксирует значительные изменения во внешнем виде здания и его интерьерах, сделанные двумя последними арендаторами: корпус становится трехэтажным, к нему пристраивают две деревянные террасы, проводят наверх лестницы. В доме появились камин и русская печь.

В 1906 году Первый кавалерский корпус взяли в совместную аренду предприниматель и купец Алексей Крутовский, а также московский цеховой Алексей Виноградов. Они решили устроить там меблированные комнаты. После крупного пожара 1909 года, во время которого внутренняя отделка и пристройки сгорели, Крутовский стал единоличным арендатором и обязался восстановить корпус в течение года. Он предложил проект перестройки здания, согласно которому оно должно было вырасти почти до 10 метров в высоту. Разрешение от Главного управления уделов было получено, хотя ведомство и отметило «крайнюю нежелательность искажения надстройками старинных зданий». К 1911 году Крутовский закончил перестройку, в здании теперь было три этажа и 23 комнаты. Вплоть до 1921 года он сдавал их в летний период дачникам.

Впоследствии здесь располагались Ленинский совет рабочих и крестьянских депутатов; детский дом, где жили дети из пострадавших от голода районов Поволжья; исполком Ленинского районного совета и музыкальная школа. В 1990-х в корпусе прошла масштабная реставрация.

«Хотелось бы развеять миф о том, что Царицыно — это новодел, созданный в результате реставрации 2006–2007 года. Реставрацию по всем правилам в Кавалерских корпусах провели еще в 1980–1990-х годах. В ней принимали участие зарекомендовавшие себя реставрационные организации и уважаемые специалисты, в частности Владимир Либсон и Изольда Рубен. Все было сделано точь-в-точь по чертежам и по обмерам Баженова. Всего в Царицыне сохранилось больше половины баженовских зданий, отреставрированных по всем правилам реставрационного искусства. Они очень важны для понимания стиля и архитектурного замысла зодчего», — отмечает Павел Ермолов.

Сегодня в Первом кавалерском корпусе размещается администрация музея-заповедника «Царицыно», а во втором находятся бухгалтерия и отдел кадров музея.