Реставрацию гипсовых косичек в неорусском стиле завершат в Политехническом музее до конца мая
В Политехническом музее реставраторы до конца мая завершат восстановление элемента лепного декора второй половины XIX века - гипсовых косичек, которые украшают тыльную сторону центральной лестницы на нижних этажах здания. Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
«Эту деталь внутреннего убранства музея обнаружили совсем недавно, около года назад, под толстым слоем штукатурки. До этого момента она считалась утраченной», - отмечается в сообщении.
Как уточняется в материале, центральная лестница - своего рода визитная карточка музея. Она расположена в центральной части музея, построенного в неорусском стиле. В советское время перед проведением Олимпиады-80 здесь провели ремонт. В результате внешний вид двух первых пролетов лестницы сильно изменился. Так, гипсовые балясины перил заменили на деревянные, некоторые доломитовые ступени - на мраморные. А один из наиболее характерных элементов декора неорусского стиля - гипсовые косички - оказался под толстым слоем штукатурки.
«Элементы декора второй половины XIX века почти полвека скрывались под толстыми слоями штукатурки. При этом оказалось, что около 5% поверхности орнамента было утрачено. В общей сложности протяженность орнамента «косички» превышает 200 м, их восстанавливают прямо в центральном здании музея. В течение нескольких месяцев бригада из 20 лепщиков очищает гипсовые элементы от песчано-известковой смеси и краски. А утраченные элементы специалисты воссоздают по сохранившимся образцам. Сегодня большая часть работ по реставрации уже выполнена, полностью орнаменту вернут первозданный вид до конца весны», - приводятся в сообщении слова Алексея Емельянова, руководителя департамента культурного наследия Москвы.
Он добавил, что центральная лестница - один из самых крупных объектов реставрации в здании. Работы ведутся на площади более 6 тыс. кв. м. Так, в марте специалисты укрепили штукатурный слой стен площадью 1,5 тыс. кв. м. В полости между отслоившейся штукатуркой и стеной при помощи специальных шприцов закачивали раствор. Его состав приближен к оригинальному известково-гипсовому составу, который использовали при строительстве и отделке помещений в конце позапрошлого века. Кроме того, продолжается реставрация ступеней лестницы. На поврежденные участки ставят специальные накладки из доломита. Он схож по составу, цвету и плотности с дореволюционным камнем. Размер одной детали - от нескольких сантиметров до 2,5 м. Каждая накладка вытачивается на высокоточных станках во Владимирской области - там находится месторождение доломита. Затем эти детали мастера вручную устанавливают на поврежденных участках.
Московский политехнический музей - один из старейших научно-технических музеев мира. Он расположен по адресу: Новая площадь, д. 3/4 и является объектом культурного наследия регионального и федерального значения. Строительство Политехнического музея началось в конце XIX и завершилось в начале XX века. Центральная часть здания была построена в 1875-1877 годах по проекту архитектора Ипполита Монигетти, южная - в 1883 году по проекту Николая Шохина, северная пристройка - в 1903-1907 годах по проекту Георгия Макаева при участии архитекторов Василия Ерамишанцева и Владимира Воейкова. В облике сооружения отразились разные стилевые направления русской архитектуры рубежа эпох, в том числе неорусский стиль и модерн.
В материале сообщается, что в ХХ веке музей стал излюбленным местом не только поклонников точных наук, но и лириков. Легендарные поэтические чтения в Большой аудитории Политехнического музея начались еще до революции - в 1910-х годах здесь выступали Владимир Маяковский и Давид Бурлюк. В 1930-х годах в музее читали свои стихи Александр Твардовский и Николай Заболоцкий, а в 1960-х годах поклонники современной поэзии шли сюда послушать Булата Окуджаву, Роберта Рожественского и Андрея Вознесенского. С 2013 года в музее и на его территории ведется масштабная реставрация и благоустройство.