Войти в почту

История музейных зданий. Идем в гости к Михаилу Булгакову

Большая Садовая улица, дом 10 — этот адрес сегодня известен всем любителям русской литературы ХХ века: 100 лет назад здесь, в коммунальной квартире 50, поселился Михаил Булгаков. Он обессмертил свое первое московское жилье, описав его в романе «Мастер и Маргарита» и других произведениях. Сегодня тут находится музей его имени. Впрочем, тот факт, что Михаил Афанасьевич жил здесь, лишь часть богатой истории дома Пигита.

История музейных зданий. Идем в гости к Михаилу Булгакову
© Mos.ru

Для состоятельных жильцов

В начале 1900-х годов известный предприниматель Илья Пигит начал строить на Большой Садовой доходный дом. Изначально он планировал открыть на этом месте табачную фабрику, но не смог получить разрешения. Проект здания в стиле модерн создал архитектор Эдмунд Юдицкий. Дом Пигита — именно так впоследствии назвали это здание — он разбил на два корпуса: пятиэтажный с парадным фасадом на Большой Садовой и четырехэтажный, выходящий во двор. Над фасадом работал архитектор Антонин Милков. Особняк был построен в 1902–1903 годах.

Вскоре в доме поселился сам Илья Пигит. Он выбрал лучшую квартиру, состоявшую из 10 комнат. Окна зала, столовой, гостиной и кабинета выходили на оживленную улицу. Пигит прожил здесь до своей смерти в 1915 году.

Дом Пигита был предназначен для состоятельных арендаторов. Студию № 38 снимал Николай Рябушинский, выходец одной из самых известных предпринимательских династий Москвы, меценат и коллекционер, издатель литературно-художественного журнала «Золотое руно». В нем публиковались Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, иллюстрации делали Александр Бенуа и Лев Бакст. Издание выходило в 1906–1909 годах, ради него Рябушинский даже продал паи хлопчатобумажного товарищества.

Новаторы, первооткрыватели, меценаты. Все о династии Рябушинских

В доме Пигита были предусмотрены мастерские, и, помимо обычных жильцов, здесь с самого начала обитали художники. Петр Кончаловский въехал в студию № 38 в 1910 году. А через два года он арендовал в доме еще и жилую квартиру 24, где поселился с женой и двумя детьми. Именно оттуда художник ушел на фронт в 1914-м, а по возвращении снова стал работать, но уже в новой мастерской — № 40.

Мастерская была для Кончаловского не только местом работы, но и источником вдохновения. Он часто изображал ее на своих картинах. Среди них — «В мастерской. Семейный портрет», «Натурщица у печки», «Дети за роялем», «Натюрморт. Самовар», «Автопортрет с женой», «Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем».

После 1917 года

В 1918 году доходный дом национализировали, им стал заведовать Моссовет. Здание превратили в рабочую коммуну. В квартиры заселяли сотрудников типографий столицы, слесарей, портних, продавцов и многих других.

Как и до революции, в советское время в доме Пигита продолжали работать художники. Например, мастерскую № 38 получил известный театральный художник Георгий Якулов, работавший в то время в Камерном театре Александра Таирова. Это была большая комната с деревянной лестницей, ведущей на антресоли. Жил он здесь же, в квартире 8.

В мастерской Якулова почти всегда царило веселье — супруга художника Наталья любила гостей. Сюда приходили столичные поэты, актеры, художники. Именно здесь в 1921 году Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Свидетели той встречи позже воспоминали: Айседора запустила пальцы в кудри поэта и сказала по-русски с акцентом: «Золотая голова», — поцеловала его, назвала ангелом и сразу — чертом.

«Я — красная». Жизнь Айседоры Дункан в Москве в фотографиях и воспоминаниях

Соседом Георгия Якулова был сотрудник банкирского дома Багдасар Вартанов, человек добрый и отзывчивый. Его внук Георгий вспоминал, что к Вартановым бесконечно стучались бесчисленные друзья Якулова, путавшие квартиры. Однажды терпение Багдасара Артемьевича лопнуло: увидев на пороге вдрызг пьяного Владимира Маяковского, он спустил его с лестницы.

Война Булгакова

В 1921-м в Москву приехал вместе с первой женой Татьяной Лаппой Михаил Булгаков. Медицина была забыта, в столицу он прибыл с четкой целью — делать литературную карьеру. Будущий писатель начал с сотрудничества с московскими газетами, для которых писал фельетоны.

Первое время молодая семья жила у родственников и знакомых, но потом муж одной из сестер Булгакова предложил занять его комнату в коммунальной квартире 50 в доме Пигита — сам он уезжал из города. Коммуналка оказалась настоящим адом. Соседи — их было 16 — всем видом показывали, что новым жильцам здесь не рады. Михаила и Татьяну пытались выжить — уж слишком хорошая им досталась комната. Впрочем, и друг к другу старые соседи относились недружелюбно: кляузы, драки и скандалы были здесь обычным делом.

«Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их», — позже скажет Булгаков устами Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Война с соседями продолжалась даже после того, как его прописали в доме как сотрудника Главполитпросвета. Однажды Булгаков в отчаянии написал в дневнике: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру». Михаил Афанасьевич нашел выход гневу — многих героев своих фельетонов, повестей и романов он целиком списал с соседей.

В квартире было холодно, вода шла с перебоями. Михаил Афанасьевич рассказывал сестре: «Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью». Но было и хорошее: здесь, в доме Пигита, писатель создал «Белую гвардию», «Дьяволиаду», «Роковые яйца».

Уехал из коммуналки Булгаков в 1924 году. В его жизни началась совершенно другая история. А квартиру 50 он вспомнил, когда взялся за роман «Мастер и Маргарита». В книге она стала «нехорошей квартирой», там остановился Воланд со свитой. Здесь же проходил бал сатаны, или «камерный бал», как его называла третья жена Булгакова Елена Сергеевна, ставшая прототипом Маргариты. Позже, в 1935 году, Булгаков переписал эту сцену. Побывав среди 500 гостей приема Уильяма Буллита в американском посольстве, он взял за основу свои новые впечатления.

Кстати, прототипом театра «Варьете» послужил сад «Аквариум», расположенный по соседству от дома Пигита. Сегодня это небольшой парк возле Театра имени Моссовета и Театра сатиры, а во времена Булгакова здесь устраивали увеселительные мероприятия.

Музей М.А. Булгакова

Расселять коммунальные квартиры начали в 1960-е, а середине 1980-х в доме их почти не осталось. В 1983 году в бывшую «нехорошую квартиру» переехал Гипротехмонтаж, один из отделов Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Узнав, кто жил тут раньше, его сотрудница Наталья Романова решила устроить булгаковскую экспозицию.

В 1990 году фасад дома наконец украсила мемориальная доска в честь писателя. Гипротехмонтаж выехал из квартиры. Мариэтта Чудакова, написавшая первую научную биографию Булгакова, учредила фонд его имени и добилась того, чтобы квартиру передали в его ведение. Бывшее жилье Михаила Афанасьевича, которое он ненавидел, постепенно превратилось в важное место для его поклонников. Здесь проходили концерты, выставки, литературные вечера.

В 2000 году в квартире отметили 60-летие романа «Мастер и Маргарита». В 2004-м открылась первая постоянная экспозиция — ее посвятили столетию доходного дома Ильи Пигита.

Первый в стране государственный Музей М.А. Булгакова распахнул свои двери в 2007 году. Сегодня здесь можно увидеть мемориальные предметы — фотографии, гравюры, мебель, в частности секретер, который очень любил писатель. Многое из вещей, оставшихся в его другой московской квартире — в Нащокинском переулке, передали родственники друзей Елены Булгаковой. Таким образом удалось воссоздать кабинет Булгакова.

Клипсы Цветаевой, перо Пушкина: что хранят литературные музеи столицы

С 2013 года музей проводит булгаковские фестивали на Патриарших прудах. Тогда же появился научно-исследовательский отдел. Экспозиция об истории дома размещается в небольшой комнате, где начала просветительскую деятельность Наталья Романова, в 1983 году открывшая значимость квартиры. Сегодня в коллекции — больше пяти тысяч предметов. Музей М.А. Булгакова занимает весь четвертый этаж дома.