«Сплошной контраст»: архитектор рассказал о прошлом, настоящем и будущем архитектуры донской столицы
Ростовская область, 25 марта 2021. DON24.RU. Архитектор, исследователь авангардной архитектуры поведал об уникальности Ростова-на-Дону, дал оценку планам по строительству новых зданий в историческом стиле и рассказал о том, почему внешняя среда города сейчас деградирует. Интервью у Артура Токарева взял журналист издания «Артгид». Публикуем интересные фрагменты из данного материала. Ценность старого города В XIX веке у путешественников Ростов ассоциировался со свободой. Они отмечали, что он сильно отличается этим от других городов Российской империи. Восторженную реакцию здешний исторический центр вызывал у скандинавских гостей-архитекторов в годы существования СССР. И в современное время приезжие дают городу интересные оценки. По словам Токарева, несколько лет назад миланские градостроители отметили, что Ростов очень похож на Италию, только грязную. Однажды Артур Токарев водил по центру молодых архитекторов из Самары. Они оказались потрясены с эстетической точки зрения. Исторический центр Ростова формирует купеческая застройка. «Вся Нахичевань и старый Ростов в пределах Береговой и Красноармейской улиц, а также Доломановского и Ворошиловского проспектов — это архитектурно-градостроительное наследие XVIII–XIX веков», — рассказал Токарев, уточнив, что вместе с тем здесь есть не только здания в стиле эклектики и модерна, но и архитектура советского периода. Он подчеркнул, что «Ростов – это сплошной контраст, и в этом его уникальность». Так, известный всем горожанам ростовский центральный рынок соседствует с россыпью образовательных учреждений, проектных институтов. В городе много зданий в стиле конструктивизма. Например, театр им. Максима Горького в Ростове, который является шедевром мирового уровня. Токарев напомнил, что после Великой Отечественной войны восстановление и реконструкция исторического центра Ростова были выполнены на высочайшем уровне. «Не только строились новые здания, но и восстанавливались старые – и купеческие здания в том числе. Хотя эстетически к этой стилистике относились плохо. От выгоревшего здания оставались стены, однако его не сносили, делали новые перекрытия, подчищали, заново выкрашивали фасады, не избавляясь от старого декора», - уточнил он. Что происходит с архитектурой сейчас Сейчас внешняя среда города деградирует, считает эксперт. «В 1990-е годы она оставалась нетронутой, потом пошли нефтяные деньги, началось уничтожение старой среды, а на ее месте стала появляться зачастую совершенно бездарная новая застройка», - пояснил Токарев. По его мнению, сами жители не осознают ценности старой исторической застройки. Речь не только о простых обывателях, но о культурной элите города. «Союз журналистов, Музей краеведения, Музей изобразительных искусств, Художественно-графический факультет пединститута и даже мой Архитектурный институт – все в той или иной степени надругались над историческими зданиями, которые занимают. Хотя многие из них стоят на государственной охране как памятники», - отметил он. В качестве примера привел бывший кинотеатр «Россия», который является объектом культуры. Напомним, что его снесли и до сих пор не реконструировали. Недавно администрация Ростова подала в областной арбитраж иск о ликвидации ПАО «Киноконцертный комплекс «Русь», которое проводило реконструкцию кинотеатра. Токарев рассказал, что некоторые представители профессионального общества в принципе считают, что большую часть старых зданий надо снести, оставив лишь несколько экземпляров. В качестве примера он привел уважаемого им архитектора Гайка Гулиянца. «Это его частное мнение, он имеет на него право. И он подкрепляет свои взгляды делом, например возведением торгового центра «Галерея «Астор» или 23-этажным домом на месте снесенной студии кинохроники архитектора Льва Эберга», — подчеркнул архитектор. Он также напомнил, что несколько лет назад была создана «Комиссия по сохранению архитектурно-художественной среды города Ростова-на-Дону при проведении ремонтных работ зданий, строений, сооружений». Она должна была разбирать содержание работ по каждому дому. Некоторых успехов удалось добиться. «Но часто случалось, что комиссия принимала одно решение, а выполнялось другое. Причем строители искренне недоумевали, когда они своими «улучшениями» уродовали архитектуру, часто меняя даже стилистическую принадлежность здания», - отметил Токарев. Взгляд в будущее Токарев считает, что хоть Ростов достаточно культурен и образован, городу трудно претендовать на звание культурного центра. По его мнению, здесь должны появляться центры притяжения. «Один мой друг уехал в Москву, как только окончил школу, а лет десять назад купил дом в Ростове, чтобы иногда здесь останавливаться. Он работал в медиа и культурно очень образован. И как-то он приезжает с женой и дочкой, которая в Ростове ни разу не была. Показывает свой любимый город семье, водит по ресторанам. Проходит полтора дня. И дочка спрашивает: «Папа, а что здесь дальше делать?» Он задумался и отвечает растерянно: «А я не знаю». Сели в машину и уехали в Москву», - проиллюстрировал эксперт. Он считает, что недавнее решение городских властей строить новые здания в центре Ростова в историческом стиле является пагубным. «Мы живем в современном мире, на наших дорогах не повозки и кареты, а современные автомобили. И ходим мы не в камзолах и париках. А ведь как органично смотрелся бы наш мэр, по его же логике, в костюме XVIII века, находясь в «барочном» здании городской администрации. Если мы говорим о новых зданиях, то это должна быть современная, но уместная архитектура, органично врастающая в историческую среду», — озвучил свое мнение Токарев. Он уверен, что в городе должны появляться и радикально новые по архитектуре здания. «Что, например, сделал Саакашвили? Он привлек первоклассных зарубежных архитекторов. В Грузии есть на что посмотреть: там потрясающая историческая застройка, но появились и знаковые современные объекты, так называемые здания-иконы. Представьте себе в Ростове несколько зданий, скажем, от Захи Хадид или Нормана Фостера — они притянули бы толпы туристов. Одно только здание Музея Гуггенхайма в испанском Бильбао превратило этот город в туристическую Мекку, а само здание фактически стало главным экспонатом музея», — привел пример архитектор. В конце интервью он подытожил, что, по его мнению, все значительные объекты должны строиться по результатам творческих конкурсов, а не тендеров. «Если главными факторами отбора является не профессионализм, а скорость и цена проектирования, то какой может быть результат?» - задался риторическим вопросом архитектор.