Дверь в Тверь: как в городе появился Путевой дворец

В 1766 году, за тридцать лет до того, как Тверь стала центром одноименной губернии, в красивейшем месте города, на берегу Волги, вырос императорский дворец. Причина его появления в этой глубокой провинции была только в одном: Тверь стояла на дороге между двумя столицами.

Дверь в Тверь: как в городе появился Путевой дворец
© Главгосэкспертиза России

В XVIII веке, когда до запуска первого «Сапсана» (а это случилось в декабре 2009-го) оставалось почти 250 лет, а до постройки более или менее хорошей дороги в 1834 году – почти 70, поездка из Петербурга в Москву, равно как и в обратном направлении, представляла собой настоящее путешествие. Зимой, по гладкому снегу, еще можно было резво мчаться со скоростью 12 верст в час, но осенью и весной, когда дорога утопала в грязи, скорость уменьшалась вдвое, а летом лихачить было опасно для жизни: в любой момент можно было налететь на яму или камень. Поездка растягивалась на долгие дни: например, Радищев проделал свое путешествие из Петербурга в Москву за неделю. Путешественникам требовалось запастись терпением, а также обеспечить себе комфортный ночлег по дороге.

Обычные путники останавливались на почтовых станциях. Царской семье такой вариант не подходил, поэтому по маршруту между двумя городами были построены путевые дворцы – благоустроенные усадьбы со штатом прислуги, готовой в любой момент принять высочайших хозяев. Путевой дворец построили и в Черной Грязи, и в Солнечногорске, и в Вышнем Волочке, и на Валдае, и в Крестцах, и в Новгороде, и даже в селе Выдропужск (сегодня он, к сожалению, лежит в руинах). Деревянный Путевой дворец Стрельны в наши дни – старейшее здание города, его возвели еще по приказу Петра I в 1718 году. И, конечно, всем известен архитектурный шедевр - Петровский путевой дворец, который сегодня входит в черту Москвы, а раньше был «подъездным» и стоял на въезде в город. Вторым после него по роскоши и величине считался Тверской путевой дворец.

Его поставили не на пустом месте, а на руинах архиерейского дома XVII века, который в 1763 году погиб во время сильного пожара: пламя тогда уничтожило также весь деревянный центр Твери и постройки кремля. Однако фундамент архиерейского дома уцелел – и стал основой главного дворцового здания. Дворец строился с 1764 по 1766 годы. Весь комплекс – с флигелями, конюшнями и служебными корпусами завершили к 1778 году. Тогда же освятили домовую церковь св. Екатерины, устроенную в западном флигеле дворца. Комплекс спроектировал в стиле классицизма с элементами барокко Петр Никитин, создатель генеральных планов, проектов улиц и домов Твери, Калуги, Торжка, Боровска и других городов. Именно он, кстати, построил для графов Чернышевых чудесную усадьбу в стиле барокко в Яропольце.

На строительстве работал помощником Матвей Казаков. Он был младше Никитина всего на одиннадцать лет, однако на его фоне считался молодым и не слишком опытным зодчим. В 1776-м Казаков самостоятельно начнет строительство уже упомянутого Петровского путевого дворца, а затем перестроит весь московский центр в палладианском стиле, снискав себе славу одного из лучших российских архитекторов и вызвав споры об авторстве Тверского путевого дворца. До сих пор во многих источниках он указан архитектором этого комплекса.

Впервые Тверской путевой дворец был использован по назначению 12 февраля 1767 года, когда туда прибыла Екатерина II и дала обед для местных дворян. Но лучшими своими годами дворец обязан другой Екатерине - сестре Александра I. В самом начале XIX века она вышла замуж за генерал-губернатора Тверской губернии Петра Фридриха Георга Ольденбургского, поселилась с супругом в Путевом дворце и сделала Тверь одним из центров светской жизни России. В 1809 году в гости к любимой сестре отправился Александр I (в его честь организовали грандиозный бал), а за ним потянулся весь питерский и московский бомонд. Это создало настоящую проблему: Тверь не смогла принять столько аристократов, им не хватало гостиниц, кое-кому даже пришлось ночевать прямо в своих каретах. Как следствие – в городе начинается обширное строительство. А во дворце собрались выдающиеся люди той эпохи – художник Орест Кипренский, писатель Иван Лажечников, поэт Федор Глинка. Именно здесь Николай Карамзин читал Александру I отрывки из своей «Истории государства Российского».

В это же время любимый архитектор Александра I Карл Росси, автор Александровского дворца в Царском селе, перестроил здание Путевого дворца. Тогда его фронтон украсили первые скульптуры. Кроме того, Росси удлинил каретный сарай, выстроил оранжерею, переделал кухонный корпус и объединил служебные корпуса галереей.

В 1816 году дворец перешел в удельное ведомство, а в 1830-х – в военное. В это время здесь построили здание гауптвахты. Впрочем, военное ведомство занимало дворец очень недолго, затем здание стояло пустым. Императорские путевые дворцы тогда уже практически не использовались по назначению. В 1851 году началось движение по Николаевской железной дороге, и царская семья получила возможность добираться от одной столицы до другой в комфортных вагонах практически моментально: за какие-то 21 час 45 минут. В 1898 году дворец заняла резиденция тверского губернатора. Годом раньше западный павильон был отдан местному историческому музею.

Но задолго до этого, в 1864 году, над фасадами дворца поработал профессор Императорской академии художеств Александр Резанов. Тогда комплекс вернул пластическое богатство, утраченное в начале XIX века. Ампирные фасады дополнились наличниками, рустовками, тягами, филенками и гирляндами. Также были установлены дошедшие до нашего времени скульптурные фигуры аттика и два больших балкона перед фасадами центрального входа.

После революции во дворце заседали советы рабочих и крестьянских депутатов, а также губернский исполнительный комитет. Осенью 1941 года здание было частично разрушено немецкими войсками, но уже в 1948 году восстановлено.

В наши дни в Тверском императорском путевом дворце, признанном объектом культурного наследия федерального значения, располагается литературный и историко-архитектурный музеи. В бывших императорских покоях выставлены экспонаты Тверской областной картинной галереи. Много лет в главном здании дворцового комплекса шла реконструкция, которая завершилась лишь недавно.

Фото: tvernews.ru, fotokto.ru, culture.ru, kakotkin.com