Калининградские предприниматели рассказали, как они переживают эпоху пандемии
Льготные займы пострадавшим от пандемии небольшим предприятиям почти под ноль процентов годовых, компенсация расходов предпринимателей на заработную плату и аренду, субсидии сфере общественного питания и гостиничных услуг и не только. Сегодня коллеги по бизнесу рассказали, кто как пережил это время и поделились планами на будущее.
«Пандемия. Часть вторая» — так в шутку называет предприниматель Валентин Вахтин этот год. Он работник ивент-индустрии, которая также серьёзно пострадала в эпоху коронавируса.
Говорит, это время, когда конкуренты объединились и выработали ряд предложений, с которым они вышли к властям, после чего получили поддержку.
ВАЛЕНТИН ВАХТИН, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ:
— Это субсидии на заработную плату, плюс на недополученную прибыль в связи с отменёнными мероприятиями из-за пандемии. Это определённый календарный период, два календарных месяца: октябрь, ноябрь. Конечно же это немного помогло.
«Коронакризисом» называют прошедший год в центре поддержки предпринимательства. Снижение объема производства, падение объема платных услуг и не только. Однако специалисты отмечают, количество организаций малого и среднего бизнеса особо не изменилось. Опять же, помогали многим. От салонов красоты до инжиниринговых компаний.
КИРИЛЛ ЛИЛО, ДИРЕКТОР ФОНДА «ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»:
— Из 38 заявок 14 получили поддержку. Эта мера оказалась успешной и в этом году обязательно будет тиражирована и также реализована.
Хоть год был и непростой, но такая форма предпринимательства как самозанятость нашла широкий отклик у жителей Калининградской области. Сейчас таковых зарегистрировано порядка 12 тысяч. Среди них — дизайнер Лора Бровко. С 90-х была зарегистрирована в качестве «ООО». Новая форма занятости ей нравится гораздо больше.
ЛОРА БРОВКО, ДИЗАЙНЕР:
— Не пожалела, у меня освободилось больше времени. Меньше отчётности. Может, меньше зарабатываю, но я комфортно занимаюсь тем, чем мне нравится.
Сейчас самозанятая калининградка проводит курсы каллиграфии.
ЕВГЕНИЯ СОЛОВЬЁВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
— Во времена цифровых технологий мы всё реже пользуемся бумагой и ручкой. Поэтому курсы каллиграфии сейчас актуальны не только для первоклассников. К тому же, по словам графического дизайнера, который ведёт эти курсы, это также хорошая арт-терапия.
Ещё одно новое направление поддержка продвижения компаний в интернете. Это помогло микропредприятиям, у которых собственных ресурсов не хватает на такое программное обеспечение, как «система управления взаимоотношениями с клиентами». Этой практикой поделятся с другими регионами уже в середине апреля.
Евгения Соловьёва, Стас Бердников