Как менялась городская усадьба Новикова — Давыдова

Большая Ордынка — одна из старинных улиц Замоскворечья. Ее название, очевидно, восходит к временам Золотой Орды. Однако по какой причине — историки спорят до сих пор. То ли здесь проходила дорога в Орду, то ли здесь жили тягловые люди, перевозившие дань, то ли — выкупленные из Орды пленные.

Как менялась городская усадьба Новикова — Давыдова
© Mos.ru

Позднее, в XVIII–XIX веках, на Большой Ордынке селились ремесленники, служилое дворянство и богатое купечество. Впрочем, московский пожар 1812 года практически полностью уничтожил застройку в этом районе, а восстановление началось лишь через несколько лет.

В этот же период на Большой Ордынке появляется дом коллежского асессора Дмитрия Новикова. Через несколько лет это будет полноценная усадьба с главным домом, жилым флигелем, небольшим парадным двором и хозяйственной зоной. Все владение Новикова представляло собой характерный образец застройки послепожарной Москвы в стиле ампир. Во второй половине XIX века многие строения в этом квартале переделывали под сдачу внаем и превращали в доходные дома. Не стала исключением и усадьба Новикова. В 1870-х годах ее новым владельцем становится купец Алексей Давыдов. По его приглашению перестройкой дома занимался Петр Виноградов.

«Это был один из первых проектов начинающего архитектора, Виноградову тогда было всего 23 года. По красной линии Большой Ордынки между флигелем и главным домом поставили каменную ограду с широкими воротами и двумя калитками», — рассказывает Ольга Рыжко, архитектор-реставратор, автор проекта реставрации флигеля городской усадьбы Новикова — Давыдова.

По ее словам, тогда же расширили флигель и изменили внешний вид фасада. Лепной декор превратил главный дом в купеческий особняк, который свидетельствовал о благополучии нового владельца. Центральная часть фасада была выделена лопатками (фальшивыми колоннами), три центральных прямоугольных окна оформили наличниками и лучковыми сандриками (карнизами). Облик здания дополняли зубчатый пояс и стилизованный фриз под венчающим карнизом — это один из излюбленных приемов архитекторов того времени.

В 1914 году вдова купца и потомственного почетного гражданина Алексея Давыдова, получившая усадьбу во владение по духовному завещанию мужа, продала ее Ольге Мерхелевич, дочери Льва Жемчужникова — одного из соавторов портрета Козьмы Пруткова. Уже через год начинается новый и заключительный строительный этап, когда к северному фасаду главного дома пристраивают одноэтажный каменный тамбур и выполняют очередную перепланировку помещений.

Усадьба после революции

После 1917 года бывшая усадьба Новикова — Давыдова стала одним из жилых домов на Большой Ордынке, в котором были устроены коммунальные квартиры. Во второй половине 1930-х в передней части флигеля сделали второй этаж, увеличилось и количество окон.

«В 1970-х главный дом и флигель расселили, а здания приспособили под нежилые помещения административного назначения. Часть стен и потолков обшили звуконепроницаемыми панелями и ДСП. Во время одного из капитальных ремонтов заменили столярные заполнения окон. Двустворчатые заполнения дверных проемов сняли и заменили на новые одностворчатые двери, изменив конфигурацию дверных проемов», — говорит Ольга Рыжко.

Когда в здании провели центральное отопление, изразцовые печи обшили фанерой и оклеили обоями. Некоторые из окон парадных комнат оформили своеобразными деревянными наличниками, тогда же заменили конструкцию и ограждение главной лестницы, лестницу парадного входа и двери тамбуров. В обоих зданиях провели перепланировку помещений.

Возвращение исторического облика

В последние годы перед реставрацией бывшая усадьба не использовалась. Здесь протекала кровля, в аварийное состояние пришли стропильная система, перекрытия и стены в некоторых помещениях, был частично утрачен лепной декор.

В 2016 году городская усадьба Новикова — Давыдова была признана выявленным объектом культурного наследия Москвы. Реставрационные работы начались тогда же под контролем столичного Департамента культурного наследия. Главной задачей был не только ремонт, но и приспособление объекта под современное использование. Теперь здесь есть помещения офисного, жилого и подсобного назначения.

В ходе реставрационных работ в главном здании усадьбы специалисты максимально сохранили бревенчатые стены, привели в порядок деревянный несущий каркас. Отреставрировали белокаменный цоколь XIX века, который был скрыт под керамической плиткой, произвели вычинку, докомпоновку, биоцидную обработку и гидрофобизацию. Была укреплена кладка существующего фундамента.

Особого внимания потребовали работы по воссозданию лепного декора и изразцовой печи, которую восстанавливали по сохранившимся изразцам. Интерьеры и фасады окрасили в кремовый цвет в точном соответствии с колористическими решениями, принятыми в конце позапрошлого века.

В 2018 году главный дом усадьбы Новикова — Давыдова стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ», «Лучший проект реставрации и приспособления» и «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

А в 2020 году завершились работы по реставрации флигеля усадьбы. Специалисты привели в порядок своды Монье, печи, декоративные элементы, кровлю. Здание полностью приспособлено для современного использования и подключено к инженерным сетям.