Малый Трианон: штаб-квартира рококо

Французскую королеву Марию-Антуанетту все знают по фразе о хлебе и пирожных, которую она, на самом деле, никогда не произносила. Мария-Антуанетта была легкомысленной дамой и плохой королевой. Ее талант заключался в ином: она обладала безупречным вкусом и умела окружать себя красотой. Именно благодаря ей рококо, сочетающее пышность, обилие деталей и изящество, стало так популярно в Европе, а дворец Малый Трианон в Версале сделался образцом этого стиля.

Малый Трианон: штаб-квартира рококо
© Главгосэкспертиза России

Главным политическим достижением четырнадцатилетней австрийской эрцгерцогини Марии-Антонии Габсбург-Лотарингской стал ее брак с таким же юным французским дофином Луи-Огюстом Бурбоном, будущим Людовиком XVI. Благодаря свадьбе две страны перестали воевать и заключили долгожданный мир. Во всем остальном Мария-Антуанетта была достаточно неудачным «приобретением» для Франции. Ни мужа, ни свою новую родину она не любила, о ее благе не заботилась, учиться и читать не желала, а думала в основном о развлечениях и нарядах. Она увлеклась созданием новой моды и вместе со своей портнихой Розой Бертен придумывала невообразимые, новаторские для того времени, платья со сложнейшим кроем. С парикмахером мсье Леонаром она работала над созданием высоких сложно декорированных причесок, с которыми ее потом изображали на многочисленных карикатурах. Ну, а парфюмер Пьер Франсуа Любен посвятил Марии-Антуанетте духи «Черный нефрит» с ароматами роз, жасмина и бергамота. Надо ли говорить о том, что идеи Марии-Антуанетты тут же оказались на пике моды, а ее стилю и образу жизни стали подражать все светские дамы. Не стала исключением и российская императрица Елизавета Петровна.

Несколько лет Мария-Антуанетта не могла сделать даже такой простой вещи, как родить наследников. Она редко проводила время с мужем, предпочитая ему общество своих близких подруг - принцессы Луизы де Ламбаль и герцогини Иоланды де Полиньяк. В 1774 году, после смерти Людовика XV, его сын стал королем Франции, а Мария-Антуанетта – королевой. Отсутствие детей у монаршей пары стало поводом для скандальных сплетен. Чтобы разобраться в причинах сложившейся ситуации, в Париж приехал старший брат Марии-Антуанетты, эрцгерцог Иосиф, и откровенно поговорил с зятем. Выяснилось, что проблема заключалась в фимозе, которым страдал король. Эрцгерцог Иосиф уговорил его сделать операцию, и у супругов наконец-то родились дети - Мария-Терезия-Шарлотта, Луи-Жозеф, Луи-Шарль и Софи-Элен.

Ходили слухи, что Малый Трианон Людовик XVI подарил Марии-Антуанетте как раз после того, как стал для нее супругом в полном смысле слова. Этот дворец построил еще Людовик XV для встреч с фаворитками. Его знаменитая любовница маркиза де Помпадур застала начало строительства дворца в 1762-м, но окончания не дождалась: умерла за четыре года до «сдачи объекта в эксплуатацию» в 1768-м. Король утешился в объятиях следующей фаворитки, графини Дюбарри, которая до самой смерти Людовика XV была весьма влиятельной фигурой при дворе. Но когда покровителя не стало, рассеялось и ее могущество, а дворец заняла Мария-Антуанетта, которой в ту пору было всего девятнадцать лет.

Подарок пришелся ей по душе: вместе со своими приближенными она проводила во дворце целые недели, предаваясь всевозможным радостям жизни. Это была самая настоящая частная резиденция: все в Малом Трианоне подчинялось воле королевы, и даже супруг не мог посетить дворец без ее приглашения. Чем же покорил Малый Трианон эту властительницу мод и икону стиля?

Архитектор Жак Габриель спроектировал дворец в виде небольшого изящного особняка в северной части версальского комплекса. Фасады дворца – а они практически одинаковые - перекликаются с окружающим парком. С одной стороны фасад украшен четырьмя колоннами, с других - пилястрами. Стиль, в котором построено здание, представляет собой переход от рококо первой половины XVIII века к более сдержанному классицизму, получившему развитие с 1760-х годов. Здание представляет собой двухэтажный параллелепипед с пятью окнами на каждой грани, оно архитектурно выдержано, выглядит простым и элегантным.

А вот интерьеры дворца - великолепный образец стиля рококо в его лучшем воплощении. Вестибюль облицован розоватым камнем, жилые покои отделаны деревянными панелями, окрашенными в пастельные цвета и декорированными орнаментами. По обе стороны от каминов помещаются настенные подсвечники. Обе столовые дворца оснащены подъемниками, которые должны были опускать обеденные столы в кухонное помещение для того, чтобы здесь их сервировали слуги и поднимали к гостям, не нарушая приватности королевской трапезы. Эта идея так и не была воплощена в жизнь, но вообще во дворце вообще все было задумано так, чтобы свести к минимуму взаимодействие хозяйки и ее свиты с обслуживающим персоналом.

Спальня королевы одновременно проста и роскошна. Ее бледно-зеленые стенные панели украшены белыми и позолоченными резными деталями. Золотом декорированы также мраморный камин, кровать, кресла и занавеси. Мебель для спальни создали французские мастера Жорж Жакоб и Жан-Анри Ризенер. Что касается будуара Марии-Антуанетты, то здесь тоже не обошлось без хитрого механизма: он включался поворотом ручки, и тогда от пола поднимались зеркала, закрывавшие окна. Тому, что происходило за этими зеркалами, посвящены многочисленные французские романы, а также фильмы: жизнь Марии-Антуанетты прекрасно подходит и для книжных сюжетов, и для киносценариев.

Многие интерьеры Малого Трианона - творения уроженца Лотарингии, неоклассического архитектора Ришара Мике. Именно он создал Театр королевы, воспроизводивший в миниатюре версальскую Оперу. На его сцене Мария-Антуанетта исполняла роли прекрасных пастушек. Автором этих нехитрых пьес была она сама. Вместе с садовником Антуаном Ришаром и пейзажистом Гюбером Робером Мике разбил в угоду королеве парк в англо-китайском стиле. Эта затея обошлась государственной казне в 100 тысяч ливров. В 1793 году, во время суда над Марией-Антуанеттой, эту растрату тоже припомнили, и она помимо прочего повлияла на печально известный приговор.

А еще этот Мике с коллегами соорудили для Марии-Антуанетты «Деревушку королевы» - гламурную ферму, архитектура которой была основана на народных мотивах Австрии, Нормандии и Фландрии.

«Великий архитектор Мике и художник Гюбер Робер рисуют, делают наброски, строят восемь крестьянских усадеб, точно воспроизводящих современные крестьянские постройки, дома с соломенными крышами, птичьим двором и навозными кучами. А чтобы эта новехонькая бутафория, Боже упаси, не выглядела неправдоподобной среди обошедшейся в копеечку искусственной природы, имитируется даже нищета и запустение действительно убогих хижин. Молотком образуют в стенах трещины, сбивают куски штукатурки, создавая у дома романтический вид, срывают с крыши несколько дранок; Гюбер Робер вырисовывает искусные узоры на деревянных деталях, чтобы они выглядели гнилыми и ветхими, печные трубы коптят до черноты. Зато внутри некоторые из этих внешне убогих хижин убраны с уютом; в них имеются зеркала и печки, бильярд и удобные кушетки», - писал Стефан Цвейг.

В деревушке поселили нарядных сытых крестьян. А сама королева любила одеться в шелковое платье в пейзанском стиле, чтобы собственноручно подоить отмытую и надушенную корову - Брюнетту или Бланшетту - в безупречно чистом коровнике. А потом на лугу, среди причесанных овечек с милыми лентами на шеях, закружиться с фрейлинами в танце.

Мария-Антуанетта, как известно, кончила очень плохо. Но ее игрушечная деревенька, как ни удивительно, уцелела. Сначала ее не тронули, потому что она была доказательством чудовищной расточительности королевы. А потом деревенька стала историческим памятником – как и парк королевы, как и ее любимый Малый Трианон.

Фото: mamanizza.ru, parisgid.ru, elledecoration.ru