Войти в почту

Москва после реновации: какой сделают столицу архитекторы новых кварталов

Фасады домов являются не только лицом города, но и логическим продолжением конструктива здания, отражением эпохи и функциональным элементом, который напрямую влияет на жизнь людей. В новых кварталах, которые будут построены в рамках московской реновации, архитекторы работают, опираясь на имеющийся облик столицы, даже если кажется, что застройка ведется "с чистого листа", например, на территории бывших промзон. Руководитель управления перспективных проектов Института Генплана Москвы Виталий Лутц рассказал сайту "РИА Недвижимость, с какой задачей сегодня столкнулись архитекторы, и как будет формироваться лицо города в реновационных районах столицы.

Безликие кварталы в прошлом

Микрорайон – это своего рода деревня в городе, совершенно не структурированное пространство, которое опоясывает границей "отдельного государства" дорога, и по ней автобус может увезти в "большой город".

Микрорайон не требует уникального лица, и внутри его стен жизнь проходит как в уютном дворе. Да, многие из нас привыкли к такому образу жизни, перестраиваться психологически всегда сложно, но сегодня квартальная застройка района с возвратом к концепциям, эстетическим ансамблям – оптимальный путь. И он даст множество преимуществ мегаполису.

Впрочем, это ко многому обяжет архитекторов, например, только недавно был разработан градостроительный код, который раньше не применялся. Мы должны прописать четкие параметры каждой единицы квартала, определить этажность, ширину улиц.

Улицы – это отдельные "сущности", они способствуют тому, чтобы мы чувствовали свою причастность городу. Именно улицы требуют разнообразных фасадов.

Помните, как выглядят первые новостройки новых микрорайонов? Это зачастую панельные дома с однообразными фасадами. Если перенести этот принцип на кварталы, мы получим депрессивную безликую картину. Чтобы этого избежать, девелоперы в своих проектах применяют дизайн-код – как, например, в "Садовых кварталах" и "Зиларте".

Дизайн-код – очень широкое понятие. С его помощью регламентируются отступы фасадов от улиц, высота первых этажей, количество и характер объектов, которые там размещаются, фронт застройки, и множество других аспектов.

В проектах территорий под реновацию уже есть проработанная структура с контурами будущих кварталов, но это по сути "болваночные скульптуры", которые предстоит оживить. В конце ноября 2020 года Институт Генплана Москвы получил заказ от Москомархитектуры на разработку и запуск конкурса "Облик реновации", посредством которого город получит "библиотеку стилей реновации", а самое важное – лидеров, лучших архитекторов города, которые будут курировать отдельные участки уже во время застройки, когда проекты передадут в работу застройщикам. Финальные заседания жюри пройдут во второй декаде апреля этого года.

Задача архитекторов – проанализировать структуру городских пространств: расположение бульваров, улиц и скверов относительно друг друга, возможно, их назначение, формы, масштабы. Уже с опорой на эту структуру они выявят узловые точки и покажут репрезентативный фрагмент.

В составе ТЗ мы придумали критерии. Конкурсантам предстоит описать, как их решение будет работать на четыре фактора:

Основной признак квартальной застройки – артикуляция границ. Это разделение пространства на приватное и общественное, где фасад как раз является тем самым разделителем.

Наряду с этим трендом обратим внимание на то, как фасады начали взаимодействовать с улицей и благоустройством вокруг.

Москва – не чистый лист

Может сложиться ощущение, что архитекторы будут творить с чистого листа, но на самом деле им есть на что опереться. В современной практике имеется масса интересных примеров фасадов – и по большей степени они отражают картину рынка недвижимости премиального уровня.

Архитектура и материалы

Все тренды формируют исключительно дорогие продукты, а затем их тиражируют в массы, как это работает в мире fashion-индустрии, например. Это естественный процесс, и одна из тенденций в том, что дорогие материалы будут дешеветь, или появятся недорогие аналоги.

Например, одно из перспективных направлений сегодня – применение стеклофибробетона – он позволяет изготовить изделия любых габаритов, с любой фактурой и любой геометрии. Как используются панели из этого материала на фасадах, можно посмотреть на примере проекта жилого комплекса "Династия" от SezarGroup.

И кстати, лепнина не выходит из моды, точно так же, как и классика – в том или ином виде она присутствует во многих проектах. Например, жилые комплексы ЖК "Город набережных" и "Солнечная система" выполнены в стиле неоклассики. На такую архитектуру возникает спрос у покупателей, проживших весомую часть жизни в малогабаритных квартирах-хрущевках.

Также хороший пример – ЖК "Достижение" от Sminex – здесь можно распознать стиль арт-деко по вертикалям в композиции ансамбля, форме окон, верхней линии крыш. Облик комплекса – по сути стилизация, вызывающая ассоциации с силуэтом Нью-Йорка. Кроме того, тут находит свое отражение и другой тренд – тщательная проработка деталей фасадов, вкрапление рисунков, сочетание различных текстур и оттенков. Я пока не знаю, будет ли тиражироваться такая архитектура – а если и будет, сможем ли мы рассчитывать на достойные и качественные решения? Это покажет время.

Безусловно, важной составляющей становится экологичность и использование натуральных материалов, простота форм и использование светлых оттенков. Этому тренду в частности отвечает скандинавский стиль, основными чертами которого можно считать внешнюю простоту, функциональность, комфорт для жителей. Экология здесь становится элементом стиля.

В качестве примера можно рассмотреть проект "Северный квартал" в Екатеринбурге (девелоперская компания "Брусника", архитектор Барт Голдхоорн). В облике ЖК отражены и разнообразие, и идентичность, он органично включен в контекст окружающей застройки, и отвечает такому требованию как сомасштабность человеку. Ну и, конечно, наличие натуральных материалов в отделке приятно глазу.

Графика и игра с объемом

Есть более дешевая возможность добавить выразительности – архитектурная живопись стала доступной благодаря цифровизации: теперь на здание любой высотности можно нанести рисунок любого масштаба (ЖК "Филатов луг" или "Эталон-Сити", "Башни Токио").

Новое прочтение получает суперграфика – она используется девелоперами в комплексах, часто разной этажности, чтобы подчеркнуть целостность композиции. Примером может служить ЖК "Варшавское шоссе 141", построенное ПИКом.

Но мне ближе другой подход – имитация разнообразия за счет объемно-пространственных решений и пластики фасада. Подобный эффект в квартальной застройке сегодня часто достигается девелоперами за счет ритма (разной этажности секций) и фасадных решений.

По сути, это имитация спонтанной городской застройки. К примерам стилизации комплекса "под город" можно отнести ЖК "Царская площадь" (архитектор Сергей Чобан). А началась эта история с "Микрогорода в лесу" – эта концепция целиком и полностью отработана бюро SPEECH.

Интересно взглянуть и на ЖК "Нормандия" – здесь застройщик не объединяет стилистикой корпуса, а напротив, имитирует спонтанную городскую застройку за счет оформления фасадов и этажности строений. И это тоже проект эконом-класса.

Параметрические методы

Параметрическая система находит в архитектуре свое место, мы видим совершенно новые формы.

Вот такую активную объемно-пространственную композицию фасада нам показали архитекторы MVRDV в проекте RED-7. Хорошим примеров параметрической работы с пластикой фасада является также ЖК Filicity II от компании ADM (Архитектурный диалог с мегаполисом).

Параметрические методы проектирования используются и для игры с текстурами наряду с новыми материалами (30 лот ЗИЛ-арта – бюро Wall). Еще интересно понаблюдать за старением фасадов – как, например, в случае с Cooper House (архитектор Сергей Скуратов), отделанными медными патинированными пластинами – со временем они будут изменять свой цвет и текстуру.

На протяжении веков роль архитектора остается одинаковой – мы выполняем заказ, стараясь удовлетворить то частного собственника, то правящую партию и возрастает только степень ответственности в зависимости от масштаба проектов.

Сегодня степень ответственности снова возросла – перед городом и девелоперами стоит не менее амбициозная задача, чем перед нашими предшественниками. Москва растет, и архитекторам нужно сделать все возможное, чтобы горожане ни в чем не упрекнули нас в будущем. С точки зрения градостроительной основы Москва либо уже представляется сложившимся полотном (например, центр города, который органично достраивается с оглядкой на окружающий ландшафт), либо, если мы говорим о незастроенных участках (промзонах, формирующихся районах или окраинах), существует в разработанных проектах.

Инновационная история (непосредственно, реновация) кардинально отличается в проектах от обычной градостроительной практики – даже масштаб градостроительной проработки другой, не двухтысячный, как обычно, а пятисотый – то есть более детально поработан.