Дом с волшебными окнами
Год назад Мосгорнаследие на сайте мэра Москвы сообщило о начале работы над проектом реставрации этого старинного особняка. Даже перестелили крышу, но потом опять все затихло. Особняк буквально рассыпается на глазах ценителей красоты и старины.
Сегодня трудно представить на месте станции метро «Краснопресненская» озеровидный пруд, бесследно исчезнувшую с лица земли речку Пресню, протекающую сейчас где-то глубоко под улицами Красная Пресня и Дружинниковская. Там, где тянулись нескончаемые царские сады, вились тихие улочки с деревянными домиками, спрятанными за длинными заборами, и строились первые фабрики, ныне выросли башни многоэтажек и небоскребы Москва-Сити.
Именно здесь, в Волковом переулке, и прикупил участок почетный гражданин Москвы, купец и промышленник Виктор Мельников. За Садовым кольцом, а следовательно, за тогдашней чертой города находился сначала небольшой царский зверинец, а потом Зоологический сад, и имели дачи многие известные горожане - недалеко жил Шаляпин, известному меценату и благотворителю графу Матвею Юрьевичу Виельгорскому (а затем князьям Гагариным) принадлежала усадьба Студенец, расположенная ныне на территории парка культуры и отдыха «Красная Пресня».
Виктор Мельников был совладельцем и распорядителем торгового дома в Москве в форме товарищества на вере «В.К. Мельников, Н.И. Кусаков и Ко» и занимался торговлей топливом. Он являлся директором Московского общества «Кудиново-электрические угли» и членом правления Общества Мальцовских заводов. Нового владельца участка земли, приобретенного для постройки усадьбы, не смутили близость к Московскому зоосаду и наличие в районе Пресни промышленных объектов: Прохоровской мануфактуры, мебельной фабрики Шмита, металлического завода Грачева, предприятия известной фирмы «Мюр и Мерилиз».
Проект особняка он заказал с размахом востребованному в то время архитектору Владимиру Адамовичу. Здание в стиле модерн было построено в 1905 году. Адамович многие свои шедевры проектировал и строил вместе с архитектором Владимиром Маятом, но дом Мельникова в Волковом переулке был его первой самостоятельной работой.
«Это его первая самостоятельная постройка в Москве. Яркая, не прошедшая мимо внимания современников, постройка в стиле модерн продемонстрировала хорошее знакомство архитектора с практикой французской и австрийской архитектуры нового стиля», - писала Мария Владимировна Нащокина, которая является одним из крупнейших в России специалистов в области истории архитектуры рубежа XIX-XX веков.
Сам Мельников, владелец дома, оценил по достоинству и архитектурно-планировочное решение здания, и оригинальный внутренний интерьер. Но прожить в своем московском особняке ему удалось недолго - грянула революция со всеми вытекающими последствиями. Дом был экспроприирован большевиками. Что было в раннесоветский период в этом здании, история умалчивает, но примерно с 1950-1960-х годов и вплоть до начала 2000-х в нем находился районный туберкулезный диспансер. Родители с детьми поднимались на крыльцо с резным деревянным фонарем, над которым фасад был выложен мозаикой, потом маленькие пациенты попадали в холл, где стояли старинные напольные часы с маятником, здесь располагалась регистратура. На второй этаж в кабинеты врачей вела замысловатая деревянная лестница с фигурными затейливыми перилами. Окна все в витражах, так что в доме никогда не было мрачно, даже в пасмурную погоду. Дети попадали словно в сказочный терем и даже не боялись врачей, как обычно. Все это великолепие сохранялось вплоть до последних дней работы диспансера, но когда он был закрыт, за усадьбой выстроили кирпичную пристройку, а также капитальные гаражи. В пристройке открылся ресторан «Тайпей», который со временем стал ночным клубом с сомнительной репутацией. На крыше хозяева этого заведения выстроили… целый двухэтажный дом, который вплотную примыкал к особняку. Летом 2014 года этот «скворечник» сгорел и прихватил с собой часть кровли бывшей городской усадьбы Мельникова. Крыша очень быстро развалилась, летом туда попадал дождь, зимой - снег, и много лет разрушался этот дом с заколоченными окнами, давно оставленный постояльцами, но все равно привлекавший к себе внимание. Около него всегда останавливались туристы да и просто прохожие, фотографировали былую красоту. Так бывает, когда в силуэте старого дома, в его пропорциях, остатках лепных украшений все равно чувствуется рука мастера и даже случайным прохожим понятно, что это настоящее произведение искусства.
Как мы уже писали, больше года назад Мосгорнаследие объявило о начале работы над проектом реставрации дома купца Мельникова, сообщив, что зданию нашли нового собственника, который согласился инвестировать в реставрацию. И работы даже начались. Реставрацию планировали закончить к 2022 году. Однако пришла пандемия, и уникальный памятник деревянного русского модерна стоит сегодня никому не нужный. Он просто гибнет. Неужели мы это допустим?
Наталия Журавлева.
Если вы хотите спасти памятник архитектуры, нужно позвонить по телефону круглосуточной горячей линии департамента культурного наследия +7 (916) 146-53-27. Сообщите адрес объекта и опишите ситуацию. Согласно закону, после каждого такого сигнала проводится проверка.