Атланты держат портик на каменных плечах
«Стоят они навеки, уперши лбы в беду, не боги - человеки, привыкшие к труду. И жить еще надежде, до той поры, пока атланты небо держат на каменных руках», - поется в песне барда Александра Городницкого, ставшей неофициальный гимном Санкт-Петербурга. Пресс-служба Главгосэкспертизы России изучила историю создания самых знаменитых петербургских атлантов.
Начнем издалека. В древнегреческой мифологии Атлант был последним на земле титаном, выжившим в титаномахии – борьбе с олимпийскими богами. Главный из них, Зевс, наказал гиганта, приказав вечно поддерживать на своих плечах небесный свод. В классической архитектуре эта идея была воплощена буквально: при строительстве древнегреческих храмов в качестве колонн или других опор стали использовать скульптуры атлетически сложенных обнаженных мужчин. Как вариант – в качестве такой опоры использовали и женские фигуры, кариатиды, но об истории возникновения этой традиции мы расскажем в следующий раз.
А теперь перенесемся в Петербург XVIII века. Как и все европейские монархи, Екатерина II увлекалась коллекционированием предметов искусства. Началом ее собрания стали картины голландских и фламандских мастеров. Вскоре коллекция разрослась до таких размеров, что для ее хранения понадобился музей: так возникла идея строительства нового здания Эрмитажа – по первоначальному плану, довольно скромного по размерам. Но тогда его возводить не стали, а приступили сразу к строительству Большого Эрмитажа со знаменитыми Лоджиями Рафаэля – сделанными по заказу Екатерины копиями знаменитой галереи в Ватикане.
Идея о строительстве нового здания Эрмитажа вошла в «активную стадию» только в 1837 году, после пожара в Зимнем дворце – тогда как раз следовало провести обширные работы во всем дворцовом комплексе. Николай I пригласил для создания проекта известного немецкого зодчего Лео фон Кленце, знатока античности и создателя стиля мюнхенского эллинизма, который в России называли «неогреком».
Архитектор сделал наброски двухэтажного четырехугольного здания с двумя внутренними дворами и четырьмя разными парадными фасадами. Тот, что выходил на Неву, должен был иметь два входа с портиками, поддерживаемыми кариатидами. Фасад со стороны Зимней канавки зодчий собирался остеклить. Противоположный ему западный фасад должен был иметь первый этаж, напоминающий Глиптотеку, а верхний этаж — Пинакотеку в Мюнхене. В южном фасаде, выходившим на Миллионную улицу, фон Клейне хотел воплотить свою давнюю мечту – построить портик, поддерживаемый гигантскими фигурами – примерно как в храме Зевса в городе Агридженто на Сицилии. Архитектор представил на комиссию рисунки с двумя вариантами портика: в первом навес над главным входом поддерживали статуи кариатид, во втором – атлантов. Комиссия решила, что второй вариант приличнее первого.
Затем фон Кленце вернулся в Германию, а через три года один из основателей русского ампира Василий Петрович Стасов и профессор архитектуры Императорской академии художеств Николай Ефимович Ефимов сделали по наброскам немца рабочие чертежи и начали работу. В 1948 году Стасов умрет, не дожив до окончания работ три года, и главным архитектором станет Ефимов.
Как же воплощалась идея с десятью пятиметровыми атлантами?
Их создал академик Императорской Академии Художеств Александр Иванович Теребенев. Первым делом он представил вышеупомянутой комиссии одного из атлантов, изготовленного в натуральную величину из глины, и только после этого получил добро на работы.
В качестве рабочего материала он выбрал серый гранит, добытый в каменоломнях на берегу Ладожского озера, недалеко от города Сердоболь (сегодня - Сортавала) – знаменитый сердобольский гранит. Фигуры из него в течение двух лет вытачивали 150 каменотесов. Каждый занимался определенной частью тела атлантов, а их лица создавал сам Теребенев. Много времени заняла полировка мрамора. Зато при торжественном открытии музея 5 февраля 1852 года атланты произвели настоящий фурор. Государь был в восторге и наградил Теребенева орденом Анны 3-й степени и 17 000 рублями.
Однако могучие великаны практически сразу же оказались под угрозой. Они установлены на гранитные постаменты и поддерживают головой и руками балки-прогоны портика. Предполагалось, что балки обопрутся на колонны, у которых стоят атланты, но сами гиганты не будут несущим элементом. Однако уже в 1880—1890 годах у здания стала оседать правая часть фундамента со стороны Зимней канавки. В перекрытиях Нового Эрмитажа были обнаружены трещины, а на скульптуры перенеслась дополнительная нагрузка, из-за чего они стали покрываться трещинами. А еще 29 декабря 1941 года, в результате обстрела города из дальнобойных орудий, был тяжело ранен один из атлантов: на его торсе образовалась рваная рана.
И если этого гиганта вскоре «вылечили», проведя бережную реставрацию, то задача – как облегчить нагрузку на скульптуры и остановить их разрушение – теоретически решена, но до сих пор не выполнена.
Фото: photosight.ru, liveinternet.ru, adijuhpalace.ru