Сохранение объектов культурного наследия – обязанность каждого

В потаенных переулках и уютных двориках исторической части Москвы сохранилось немало жилых домов, признанных объектами культурного наследия. Как и более современные постройки, музейного вида многоквартирки требуют ремонта, однако не обычного, а включающего в себя полноценные реставрационные работы. В столице их финансируют за счет городского бюджета, а за проведение и строгий контроль отвечают Фонд капитального ремонта Москвы и Мосгорнаследие. Однако где капремонт, там и жильцы, многим из которых нет дела до сохранения лепнины прошлого века. Восстановлению старинных дубовых рам на окнах в подъезде они предпочтут удобный и простой пластик, а метлахской плитке – более практичный керамогранит. Московский историк Филипп Смирнов рассказал сайту "РИА Недвижимость", как изменить отношение собственников исторической недвижимости к особому облику своего дома и почему сохранение наследия – обязанность каждого.

Неподдельный город

Вопрос, необходимо ли сохранять культурное наследие в жилых домах, для меня даже не стоит. Я сам родился и вырос в Москве, 45 лет прожил в доме 1861 года постройки с историческими интерьерами, винтажной плиткой, очаровательными изразцами на печке. Кто-то может сказать, что сохранение подобных элементов бессмысленно, ведь оценить его могут лишь жильцы и гости дома, но это далеко не так.

Сохранение объектов культурного наследия (ОКН) в жилом фонде – своего рода правило, которому должен следовать каждый культурный и интеллигентный человек, если он хочет жить в стране с прошлым, в неподдельном городе.

ОКН, особенно многоквартирные, страдают гораздо больше, чем обычные объекты, и их сохранение – обязанность каждого. Это маркер, который в определенной степени показывает уровень твоего развития, ведь эстетическое окружение очень сильно влияет на наше воспитание и мировоззрение.

Если ты умеешь жить в том, что сделал не ты, беречь это, то живешь в реальности, а не в фейке.

Я не раз встречал людей, с которыми проходили прекрасные метаморфозы в отношении ОКН. Они приезжали в Москву с большими деньгами и целью купить старинное жилье и со временем проникались историей своего дома, начинали разбираться, чем отличается паркетная или инженерная доска от подлинного наборного паркета, принимали участие в сохранении таких домовых эксклюзивов. Это и есть работа с человеческим самосознанием, с умением вольготно чувствовать себя в особенной обстановке.

Собственники против

Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше, однако, к сожалению, большинство собственников квартир в ОКН не понимают, что вместе с историческим жильем приобретают не только особый статус, но и дополнительные обязательства.

Мы относительно недолго живем в условиях рыночной экономики, чтобы успела сформироваться некая прослойка людей, которые не понаслышке знают цену исторической подлинности. Возможно, это произойдет уже в поколении наших внуков, но дорожка к этому этапу будет непростой.

Безусловно, есть и другой вид москвичей – те, кто любят и ценят наследие своего дома, сами прикладывают руку к его восстановлению. Такое отношение очень важно, и его можно воспитать. Начать можно с собственной квартиры, например – поддерживать элементы ОКН на своей жилплощади.

Я знаю людей, которые въехали в памятник, единственные из всех соседей подписали охранное обязательство, обратились в соответствующий департамент, прошли экспертизу, сохранили подлинные элементы интерьера, приспособив их по проекту к современным условиям. Просто у них внутри в определенный момент что-то щелкнуло, что привело их к этому осознанию.

Постепенное понимание

У собственников помещений в ОКН часто отсутствует понимание, зачем восстанавливать старое, если можно установить новое и современное. Поэтому важно рассказывать, объяснять, представлять экономические выкладки.

Почему, например, в один период в моду вошла металлическая плитка, которую клали в домах на входных группах? Потому что она эксплуатируется по триста лет и на ней даже рисунок не стирается. Когда люди вникают в это, они понимают, что ее выгоднее сохранить.

Другой пример – стеклопакеты. Любое стекло крадет у нас минимум 15 процентов солнечного света из-за преломления, а если поставить бронированный четырехслойный пакет, то показатель и до 75 вырастет. А вот если вместо пластика восстановить оконные рамы на исторический манер, эффект будет куда мягче.

У собственников мало времени, чтобы изучать такую информацию, но если их подключить к материаловедению, объяснить, то они начнут осознавать, из чего соткан их собственный дом и почему важно его беречь.

Вещь, сделанная по твоим меркам и фигуре в ателье, будет выглядеть гораздо богаче и интереснее, чем одежда из ширпотреба, купленная не глядя через интернет. С ОКН то же самое – это идеальный костюмчик по мерке, но носить его пока что умеют очень небольшое количество людей.