«Флейта» и «Титаник»: что общего у первых  «лежачих небоскребов» Москвы

Самое очевидное сходство необычных жилых домов, построенных в разное время в разных концах столицы, - это гигантская протяженность их фасадов. За что оба и получили свои меткие прозвища, причем в разных вариациях. Длина «Дома-титаника», известного также как «Дом-корабль» и «Дом атомщиков» на Большой Тульской улице в Москве, достигает 400 м. «Дом-флейта», или корпус №360 в Зеленограде, вытянулся вдоль Центральной площади на 516 м. Таким образом, «Флейта» по горизонтали немногим уступает вертикали Останкинской башни, высота которой составляет 540 м. Долгое время «Флейта» оставалась самым длинным жилым зданием в границах Москвы.

«Флейта» и «Титаник»: что общего у первых  «лежачих небоскребов» Москвы
© Главгосэкспертиза России

«Русские сошли с ума! Мы строим небоскребы, а они их на бок кладут», - изумились американские архитекторы, когда им показали фото Дома-флейты. Во всяком случае, такова одна из легенд, связанных с историей появления «лежачего небоскреба» в центре Зеленоградского района Москвы. К его проектированию приступили в 1965 году, а в 1967-ом началось строительство. Уже в 1970 году дом был готов к заселению. «Флейтой» его назвал один из создателей проекта - народный архитектор СССР Феликс Новиков. Он работал в соавторстве с Игорем Покровским - в то время главным зодчим Зеленограда и одним из лидеров модернистского течения в советской архитектуре. Обо всех деталях уникального проекта – от замысла до воплощения, а также о том, как удалось получить разрешение властей на индивидуальное проектирование и что общего у флейты и дома с аскетичной галерейной планировкой, Феликс Новиков рассказал в своей книге, посвященной архитектуре Зеленограда.

«В Зеленограде «Флейта» была единственным исключением, все остальное жилье строилось по типовым проектам. И даже тот факт, что здание расположено на главной площади города, не был бы достаточным основанием. Убедительной была другая аргументация. В Зеленограде остро ощущалась потребность в двухкомнатных квартирах для молодых семей. И тогда мастерская предложила все квартиры индивидуального дома сделать такими. В этом нас поддержали. Ну, а дальше было решено все жилые комнаты обратить на юг, на площадь, будущий парк и пруд, а прихожие и кухни - на север. Устройство галереи обеспечило простоту связи и структуры здания, предопределило ритм широко расставленных лестничных стволов-башен, напоминающих клапаны музыкального инструмента - отсюда и название».

Таким образом, в обмен на свободу проектирования архитекторы взяли обязательство по строительству дефицитных для Зеленограда «двушек». В итоге в девятиэтажном доме длиной с полкилометра было запланировано 632 квартиры, из них только восемь – четырехкомнатных в двух уровнях. Остальные 624 – двухкомнатные. Площади всех квартир соответствовали действующим нормативам, но в части их планировки архитекторы воспользовались правом на собственные идеи и разработки.

Как и Дом-флейту в Зеленограде, Дом-титаник на Большой Тульской улице начали создавать в конце 1960-х годов и так же по индивидуальному проекту. По одной из версий, авторская группа архитекторов под руководством Владимира Бабада и Всеволода Воскресенского адаптировала финский проект, выполняя жилищный заказ Министерства среднего машиностроения СССР. Это же ведомство курировало и атомную промышленность, именно поэтому «лежачий небоскреб» на Тульской называют еще «Домом атомщика». За ним также закрепилось прозвище «Дом-холостяка» из-за большой доли однокомнатных квартир. Общий объем четырнадцатиэтажного дома длиной 400 м вмещает 980 квартир, которые располагаются в девяти подъездах, соединенных попарно. Двухуровневые четырехкомнатные квартиры архитекторы разместили на верхних этажах, выступающих над фасадом. Между парами подъездов и по краям дома устроены высокие пролеты с колоннами, что позволяет пройти во двор, не обходя все здание.

Но строительство второго «лежачего небоскреба» растянулось почти на двадцать лет. Полностью дом-гигант на Большой Тульской сдали только к концу 1980-х годов и, по сути, уже в другой стране. Тем не менее, он все же считается визитной карточкой «брежневского периода» застройки Москвы и, как и зеленоградская «Флейта», одним из первых домов-антиподов массовых хрущевских серий. Наконец, оба дома строились с применением новейших технологий индустриального домостроения и использованием новых подходов к внутренней и внешней организации пространства. В частности, в доме на Тульской применен тот же галерейный принцип планировки внутреннего объема и оформления фасадов, что обеспечивает тяжеловесному брутальному строению функциональную простоту, удобство связей отдельных сегментов и легкость структуры здания в целом.

Кстати, о брутализме: именно к этому стилю, как одному из течений модернизма, относят «Дом атомщиков». Название стиля, зародившегося в Западной Европе, происходит от французского béton brut - необработанный бетон. Характерные черты брутализма - крупные архитектурные формы и активное использование бетона. Кроме того, дом обладает высокой сейсмической устойчивостью благодаря особым размерам углов - 87 и 93 градусов (а не 90), что препятствует складыванию конструкций.

И хотя некоторые из новаторских решений проектировщиков «лежачих небоскребов» были восприняты неоднозначно и считаются весьма спорными до сих пор, оба дома признаны уникальными архитектурными сооружениями советского модернизма второй половины XX века, а их авторов даже относят к числу последователей авангардного стиля домов-коммун двадцатых-тридцатых годов ХХ века.

Фото: liveinmsk.ru, livejournal.com, sevdp2.ru, zelenograd24.ru