Войти в почту

Точка притяжения. Смерть, звезды и Кинг-Конг: чем прославился главный небоскреб Нью-Йорка?

Небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг на протяжении десятков лет прочно ассоциируется с Нью-Йорком и украшает своим силуэтом почти каждый магнит на холодильник, привезенный из путешествия по городу. Строительство здания стало результатом амбиций американца, решившего побить рекорд конкурентов. В течение десятилетий Эмпайр был лидером по высоте и до сих пор остается в тройке рекордсменов — 1 мая 2021 года достопримечательность празднует 90-летний юбилей. За это время небоскреб многое пережил: в него врезался самолет, его сотрудники ставили рекорды по выживанию, внутри позировали знаменитости и снимались фильмы. Мечта романтика и девчачьи фантазии — в материале «Ленты.ру».

Точка притяжения. Смерть, звезды и Кинг-Конг: чем прославился главный небоскреб Нью-Йорка?
© Lenta.ru

История Эмпайр-стейт-билдинга началась в эпоху беспощадной борьбы амбиций предпринимателей, желавших возвести самое высокое здание. В 1929 году автомобильная корпорация Chrysler построила в восточной части Манхэттена небоскреб Крайслер-билдинг высотой 320 метров и получила статус лидера. Однако вице-президент компании General Motors Джон Раскоб никак не мог примириться с чужими успехами и в тот же год пригласил в свой офис американского архитектора Уильяма Лэмба. Предприниматель недолго объяснял задачу: он взял обычный карандаш, поставил его одним концом на стол и спросил: «Билл, насколько высоким ты можешь построить здание, чтобы оно не рухнуло?». Название для проекта выбрали не менее скоромное, чем задумка Раскоба: Empire переводится как «имперский». Согласно архивным данным, в XVIII веке первый президент США Джордж Вашингтон назвал этим словом штат Нью-Йорк. Название быстро прижилось и вошло в повседневную жизнь американцев.

Раскоб взялся за реализацию проекта вместе с бывшим губернатором штата Альфредом Смитом. Они выбрали для воплощения архитектурной мечты не самое благоприятное время — в октябре 1929 года в США произошел биржевой крах, на десять лет погрузивший весь мир в Великую депрессию. Однако финансовые трудности не остановили Раскоба и Смита. Сначала они планировали привлечь к строительству инвесторов, но финансовый кризис вынудил их взять кредиты.

Строительство Эмпайр началось 17 марта 1930 года на участке Пятой авеню, где располагалась гостиница «Уолдорф-Астория» — ради небоскреба отель пришлось снести. К строительству Эмпайр привлекли более 3,4 тысячи рабочих, в основном эмигрантов из Европы. Темп их работы был поразительным: за десять дней они возвели первые 14 этажей, а потом каждую неделю добавляли примерно по четыре этажа. Однако активное строительство не обошлось без несчастных случаев — ходили слухи, что во время работ погибло несколько сотен строителей. Однако по официальным данным возведение небоскреба унесло жизни только пяти рабочих: одного сбил грузовик, второй упал в шахту лифта, третий был сбит подъемником, четвертый стал жертвой взрыва, а пятый упал со строительных лесов.

Эмпайр высотой более 381 метра появился на горизонте Нью-Йорка в рекордные для небоскреба сроки: со дня разговора Раскоба и Лэмба до открытия прошло 27 месяцев, строительство длилось год и 45 дней. Работы обошлись в 24,7 миллиона долларов, хотя Раскоб планировал потратить в два раза больше. На открытие будущей достопримечательности 1 мая 1931 года приехал президент США Герберт Гувер — он первым зашел в небоскреб и зажег внутри свет. Великая депрессия все же омрачила день — большая часть помещений осталась пустой, из-за чего небоскреб в шутку стали называть Empty state building, а владельцы почти 20 лет не получали прибыли от аренды офисов.

Небоскреб удерживал высотное первенство до 1970 года, пока пейзаж Нью-Йорка не пополнился Северной башней Всемирного торгового центра высотой в 417 метров. Однако после трагических событий 11 сентября 2001 года, когда захваченные террористами самолеты врезались в небоскребы, Эмпайр вновь стал архитектурной доминантой. Сегодня здание считается третьим по высоте в США после башни Свободы в Нью-Йорке и Уиллис-тауэр в Чикаго, а в мировом рейтинге занимает 46 строчку, уступая Бурдж-Халифа в Дубае, «Лахта Центру» в Санкт-Петербурге и другим строениям.

Спустя годы Эмпайр-стейт-билдинг превратился в одно из самых известных зданий Нью-Йорка. Авторы проекта в погоне за метрами не забыли и об эстетической составляющей. Дизайн небоскреба высоко оценили эксперты — Эмпайр вошел в список национальных исторических памятников США, а в 2007 году американский институт архитекторов признал его лучшим архитектурным достижением страны. При всей популярности и значимости здания его создатели всегда оставались в тени: если опросить людей, каждый день проходящих по Пятой авеню, лишь немногие назовут фамилии архитекторов.

На самом деле проект разрабатывало архитектурное бюро «Шрив, Лэмб и Хармон» (Shreve, Lamb & Harmon), названное по фамилиям сотрудников: главного архитектора Уильяма Лэмба (William Lamb) и двух его коллег Ричмонда Шрива (Richmond Shreve) и Артура Хармона (Arthur Harmon). Из троих авторов наибольшая похвала досталась Лэмбу — в 1931 году за возведение Эмпайр он получил медаль от архитектурной лиги Нью-Йорка.

Эмпайр считается ярким примером здания, которое определило будущую концепцию высотного строительства. Он представляет собой конструкцию, похожую на вытянутое сооружение Древней Месопотамии — зиккурат, разделенный на три уровня, сужающиеся к вершине. Архитекторы работали в стиле ар-деко — течение в искусстве, распространенное во второй четверти XX века в странах Западной Европы и Америки. Творцы, работающие в этом направлении, использовали сверкающие поверхности, камень и оригинальный орнамент в виде цветов, лучей и зигзагов.

Эмпайр относят к позднему ар-деко. Здание должно было символизировать скорость и прославлять промышленный прогресс, поэтому активного декора у небоскреба нет. Однако авторы проекта постарались отобразить другие характерные черты. Каркас был сделан из стали и облицован известняком и гранитом с добавлением алюминиевых деталей — таким способом архитекторы соединили индустриальную эстетику с изысканностью. Фасад небоскреба почти полностью лишен декора, но в интерьерах дизайнеры побороли скромность и покрыли вестибюль массивными каменными плитами и металлическими элементами в виде мерцающих звезд и солнечных лучей. Важным элементом считается огромная фреска на потолке, покрытая сусальным золотом. В 1960-х годах ее фактически замуровали подвесной конструкцией, однако в 2007-м воссоздали заново.

Особую атмосферу небоскребу придает подсветка, которую обеспечивают прожекторы. Сверкающий шпиль делает здание видимым почти из любой точки города. Для освещения верхнего яруса разработали систему — цвет меняется в зависимости от дня недели, праздников или происходящих в мире событий: в дни игр спортивных команд из Нью-Йорка здание окрашивается в их цвета, во время гей-парадов фасад становится радужным, а в День Земли зеленеет. На официальном сайте Эмпайр можно следить за расписанием изменений подсветки. В честь 90-летия небоскреба 1 мая 2021 года его фасад станет сверкающе белым с вращающейся на вершине цифрой 90.

Сегодня Эмпайр — одна из самых известных достопримечательностей Нью-Йорка, украшающая своим силуэтом почти каждый сувенир. Туристов и местных жителей привлекают две смотровые площадки на 86 и 102 этажах — в ясную погоду оттуда можно увидеть почти весь город, включая статую Свободы, Бруклинский мост и Центральный парк. Внутри здания расположена экспозиция, посвященная его строительству — гостям предлагают рассмотреть архивные фотографии и сделать фото с двумя огромными бронзовыми статуями строителей.

Экскурсии по Эмпайр особо популярны среди детей и студентов, однако за время существования здания его посетило немало известных людей: на смотровых площадках позировали модель Синди Кроуфорд, теннисистка Серена Уильямс, певицы Тейлор Свифт и Рианна, актеры Брэд Питт, Джуд Лоу, Зак Эфрон, Хью Джекман, певец Эд Ширан, актрисы Эмма Уотсон, Зендея, Приянка Чопра и многие другие.

Судьба небоскреба не была безоблачной — ее омрачали несчастные случаи. За время его существования было совершено более 30 суицидов. Первым свел счеты с жизнью уволенный со стройки рабочий. Однако наибольшую известность получило самоубийство 23-летней Эвелин Макхейл: 1 мая 1947 года девушка поднялась на смотровую площадку на 86 этаже, а потом ее тело нашли на припаркованной машине ООН. Через несколько минут студент Роберт Уайлс сфотографировал лежащее на искореженном автомобиле тело.

Не все попытки жаждущих умереть оказались успешными — двое из них остались в живых. В декабре 1972 года счеты с жизнью попыталась свести Эльвита Адам, но она не рассчитала силу ветра, порыв которого выбросил ее на 85 этаж, она всего лишь сломала бедро. Похожий случай произошел в апреле 2013 года. По отработанному предшественниками сценарию попытку суицида решил совершить Натаниэль Симон, который пролетел только один этаж и приземлился на выступ фасада на 85 этаже, отделавшись переломом лодыжки.

Фасад Эмпайр тоже не остался нетронутым — 28 июля 1945 года в него случайно влетел бомбардировщик воздушных сил США B-25 «Митчелл». Находившийся за штурвалом подполковник Уильям Смит сбился с курса в тумане. Один из двигателей пробил здание насквозь, а другой упал в шахту лифта. От удара взорвались баки с топливом, в результате чего вспыхнули 79 этажей небоскреба. В аварии погибли 14 человек, включая Смита и двух членов экипажа. Трагедия вошла в историю еще и благодаря своеобразному рекорду. Находившаяся в тот день на работе лифтерша Бетти Лу Оливер получила в пожаре серьезные ожоги. Ей оказали помощь и положили в один из лифтов, где она должна была дожидаться медиков. Однако тросы подъемника были порваны, и Бетти Лу упала вместе с кабиной вниз, но оборванные тросы смягчили падение, и пострадавшая выжила. Спасатели приложили немало усилий, чтобы спасти ее, произошедшее они назвали чудом. Инцидент с лифтером вошел в книгу рекордов Гиннеса.

За 90 лет небоскреб стал излюбленным местом не только для самоубийц, но и для индустрии развлечений — Эмпайр появился в нескольких десятках фильмов, сериалов и мультфильмов, а также в видеоиграх и комиксах. Наибольшую известность ему принес фильм «Кинг-Конг» 1933 года — эпизод, когда гигантская обезьяна взбирается на шпиль небоскреба, стал культовым. В честь 50-летия картины в 1983 году на фасаде Эмпайр установили надувную фигуру Кинг-Конга, а через несколько лет в одном из помещений появилась инсталляция — громадные лапы Кинг-Конга будто проламывают стены здания сквозь обломки бетона и дерева.

Эмпайр прославляют в фильмах как одно из лучших мест для встреч в Нью-Йорке — туда в ожидании возлюбленной поднимается Никки Ферранте в фильме «Незабываемый роман» 1957 года; в 1980-м Кристофер Рив в роли Супермена сражается около Эмпайр со злодеем, а после поднимает рухнувшую с вершины антенну; в небоскреб приходят герои Тома Хэнкса и Мег Райан из «Неспящих в Сиэтле» 1993 года.

Популярность Эмпайр велика и в XXI веке. В третьем сезоне американского сериала «Сплетница», который фактически стал гидом по жизни обеспеченной молодежи Нью-Йорка, Чак Басс назначает Блэр Уолдорф встречу на вершине Эмпайр, однако не дожидается ее и уходит. Спустя время туда приходит Блэр — она видит лежащий в корзине для мусора букет пионов и понимает, что Басс был там, но ушел. Драматичная сцена очень нравится поклонникам сериала, девушки поднимаются на смотровую площадку Эмпайр и выкладывать фото с подписью «в ожидании Чака Басса».

Сегодня Эмпайр-стейт-билдинг — один из центров деловой и туристической жизни Нью-Йорка. Каждый день туда приезжают сотни офисных клерков и высокопоставленных чиновников, в вестибюлях собираются группы туристов со всего света. За много лет существования главному архитектурному достижению города удалось не превратиться в обыденность, оно стало неотъемлемой частью панорамы Нью-Йорка.