Нижегородский дизайн-код: зачем хотят содрать деньги с предпринимателей?

Нижегородский мэр Юрий Шалабаев достал из-под скатерти давнюю идею единого дизайн-кода для вывесок нижегородских магазинов и точек общепита. Все это должно быть сделано в 800-летию областного центра, которое будет отмечаться в августе текущего года. «Незаконные, не соответствующие дизайн-коду вывески нужно заменить. Новые аншлаги поручил согласовывать оперативно», – сообщил Юрий Шалабаев. Будут демонтированы и двести бесхозных опор в исторической части города как воплощение проекта «Чистое небо». Задумка про дизайн-код вроде бы благая, призванная облагородить внешний вид городских улиц, особенно тех, по которым гуляют туристы. Но есть несколько соображений, исходя из которых проект выльется либо в очередные довольно бессмысленные траты для предпринимателей, либо опять канет в Лету. Дежа вю Впервые, в начале мая 2018 года, про необходимость единого дизайн-кода заговорил тогдашний городской глава Владимир Панов, хотя подобного рода мысли высказывались в факультативном порядке аж с 2017 года. Тут вроде бы и случай подходящий: предстоящий летом 2018 года чемпионат мира по футболу, нельзя было в грязь лицом перед иностранными гостями ударить. Правда, изначально речь шла об объектах нестационарной торговли. Из-за них возникает эффект «лоскутного одеяла», как это сформулировал нижегородский мэр. Масла в огонь подлил вездесущий блогер-урбанист Илья Варламов с его непреходящей «любовью» к Нижнему Новгороду, написавший пост о том, что в центре города творится «полный бардак» с вывесками. На очередной встрече с предпринимателями Владимир Панов сообщил, что к июню 2018 года НКО «Институт развития городской среды Нижегородской области» подготовит предложения по дизайн-коду объектов уличной торговли. Предприниматели горячо одобрили инициативу городского главы, куда им было деваться! На этом все и стихло. Ни Большая Покровская, ни Рождественская, ни Нижневолжская набережная, ни Алексеевская, ни улица и площадь Минина, впрочем, как и площадь Горького, не были замечены в какой бы то ни было унификации вывесок. Почему именно эти улицы и площади? Потому что основной поток туристов именно по ним и ходил. Впрочем, по утверждению Виталия Офицерова, координатора Центра прикладной урбанистики в Нижнем Новгороде, какая-то часть вывесок была сменена, но работу так и не закончили. Как и не ввели никакого дизайн-кода. К слову, обнаружить этот самый дизайн-код на физическом носителе или же на сайтах так и не удалось. Дизайн-кодом принято называть специальный свод правил, определяющий размещение наружной рекламы, вид вывесок, цвет зданий, расположение наружных кондиционеров, элементы навигации и малые архитектурные формы: урны, скамейки. Хотя борьба с незаконными вывесками в Нижнем Новгороде продолжилась – в частности, с 2019 года горожане могут сообщать о них через информационную систему «Город на карте». Финансы и романсы Разработка дизайн-кода стоит денег, которые будут явно выделяться из городского бюджета. Правда, ни объем финансирования, ни компанию-подрядчика городская администрация объявлять не спешит. Возможно, Юрий Шалабаев хочет воспользоваться готовыми наработками, но, как сказано выше, обнаружить какие-либо их следы так и не удалось. Как и никто из видных архитекторов, краеведов, рекламщиков, историков Нижнего Новгорода, судя по опросу, не привлекался к разработке дизайн-кода (если он, конечно, вообще существует), не было и общественной дискуссии. Словом, не дизайн-код, а какой-то таинственный артефакт неведомой цивилизации. Но вот воплощение дизайн-кода, что бы ни подразумевалось под этим словом, дорого обойдется нижегородским предпринимателям. По оценке Офицерова, координатора Центра прикладной урбанистики в Нижнем Новгороде, смена всего одной вывески может обойтись в сумму от 10 тысяч до свыше 100 тысяч, в зависимости от размеров вывески и требований администрации города к ее оформлению. Несомненно, такие пустые траты очень своевременны для малого и среднего бизнеса, еще не до конца пришедшего в себя после коронавирусной пандемии. О каких-либо компенсациях затрат из городского бюджета речь даже не идет, никто даже не задумывается о необходимости возмещения расходов, понесенных фактически в связи с административным произволом городской администрации. Даже если согласиться, что смена вывесок и иные преобразования в рамках единого дизайн-кода нужны, наверное, стоило бы запланировать такие действия заранее, предупредив предпринимателей не буквально накануне изменений, чтобы они смогли подсобрать ресурсов, выделить средства в плановом порядке, безболезненно для общего состояния бизнеса. Потому что в бизнесах этих заняты нижегородцы и ухудшение экономики их предприятия неизбежно отразится ухудшением ситуации в семьях и домохозяйствах этих горожан. Кодируй это! И не стоит все сводить к более современно выглядящим вывескам. Так, ныне «носят» вывески из отдельных букв и определенного шрифта, а не сплошные световые короба. Впрочем, некоторые нестационарные торговые объекты даже бегущую строку или трансляцию с монитора освоили – куда уж современнее! Так вот, ключевым в определении «дизайн-код» является именно второе слово. История, современность, самоощущение горожан, трансляция определенных эмоциональных и ментальных месседжей – все это и есть код. Его разработкой должны заниматься профессионалы из разных сфер знаний и практики, чтобы создать нечто, отвечающее духу города и горожан, а не только букве циркуляров и параграфов. Эта работа даже близко не ведется, все отдано на откуп непонятным людям с непонятными целями и непрозрачными мотивациями. Конечно, город должен меняться вместе с временами. И сейчас бы дикостью выглядели железные, грубо крашенные ларьки начала девяностых годов на улицах Нижнего Новгорода – их время ушло и ушло безвозвратно. Но, повторюсь, просто сменой вывесок никаких позитивных целей добиться не удастся – это дорого станет предпринимателям, но ничего не прибавит городу и горожанам. Нужно концептуальное, стратегическое решение, задающее тон городскому бытию. А как у них? Нет-нет да и проскальзывают в речах в поддержку дизайн-кода ссылки на западный опыт. Отчего бы не научиться на Западе и чему-нибудь хорошему? Дело-то благое! Автор этих строк был в Париже, Страсбурге, Вашингтоне, Чикаго, Варшаве – от недели до двух и изучал деятельность местного самоуправления. И как такового дизайн-кода в этих городах не существует. Да, есть особенность развития городской среды и городской экономики. Например, в Чикаго вывели из города все промышленные предприятия и привлекли штаб-квартиры американских и международных корпораций, таких как «Боинг», например. При этом Чикаго отказалось от заработка на гангстерском прошлом города, что, казалось бы, должно привлекать туристов. Эта страница прошлого старательно и целенаправленно замалчивается. Страсбург старательно культивирует район «Пти Франс», где многое связано с историей города, но в остальном это современный мегаполис из стекла и бетона. Париж просто-таки утыкан заведениями ретейла и общепита, и разнообразие (но не аляповатость) вывесок и витрин помогает им выигрывать друг у друга битву за потребителей и клиентов. Шрифты – самые разнообразные, как и цветовые сочетания. А как у нас? Пришлось попутешествовать и по России. Как по городам, не являющимся, мягко говоря, центром притяжения туристов, таким как Красноярск, Киров, Саранск или Барнаул, так и куда более интересными для путешественников, как Калуга, Владимир, Муром, Санкт-Петербург, Кронштадт и Ярославль. Так вот, в первых налицо весьма явный разнобой в оформлении вывесок и витрин, не подчиняющихся единому дизайн-коду. Вторые демонстрируют разницу между оформлением городского пространства в туристических зонах и остальном городе. При этом оформление турзон носит концептуальный характер, выполнено в некоем едином стилевом решении, хотя и нет унылого единообразия. Пространства, не связанные непосредственно с посещением туристов, выглядят куда пестрее, тут разнобой совершенно однозначный. Москва стоит наособицу. Но и столица представляет собой несколько весьма отличных друг от друга общественно-коммерческих пространств. Красная площадь и ее округа решены в лубочно-псевдоисторическом стиле; а какие-нибудь Патриаршие пруды имеют собственный облик, включая вывески и витрины. Спальные районы Москвы, куда явно не ступает нога массового туриста, однотипны и безлики. Хотя тут легко можно встретить совершенно вырвиглазную вывеску или стоящий возле входа в магазинчик штендер. И это никак не волнует окружную управу. Семь раз отмерь – и ни разу не отрежь! То есть, как видим, городская практика крайне разнообразна и ссылки на некие современные тренды, единые и обязательные для всех, как минимум несостоятельны. Нужен ли Нижнему Новгороду дизайн-код, какой именно, в каком виде – это большой вопрос, ответ на который можно и нужно получить в ходе дискуссии всех заинтересованных сторон, а не просто волевым решением, пусть даже и главы города. Тем более если решение наносит финансовый ущерб городской экономике.

Нижегородский дизайн-код: зачем хотят содрать деньги с предпринимателей?
© Аргументы Недели