Профессии Ростеха: промышленный дизайнер

В мае, когда в России и других странах отмечается Праздник Труда, мы представляем цикл материалов о необычных, «штучных» профессиях, которые можно встретить на предприятиях Ростеха.

В новом выпуске о своей профессии рассказывает Сергей Шашмурин, руководитель центра промышленного дизайна Уральского оптико-механического завода (УОМЗ, холдинг «Швабе»), председатель Свердловского отделения Союза дизайнеров России.

− Как попасть в вашу профессию? Какое образование нужно? Сколько лет нужно учиться?

− В профессию приходят с профильных кафедр, где обучают по направлению «Промышленный дизайн». Образование по данной специальности в России можно получить в трех основных вузах – в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – в Уральском государственном архитектурно-художественном университете.

Стандартный срок обучения – 6 лет. Такой срок обусловлен серьезной и глубокой подготовкой, в ходе которой студент получает художественно-конструкторские знания, навыки в области макетирования, проектного мышления, технологий и материалов. В основном такая подготовка направлена на разработку проектов различных системно сложных изделий: от портативной электроники и медицинских приборов до транспортных средств и целых дизайн-программ.

− Какие знания и опыт нужны промышленному дизайнеру?

− Необходимы знания в различных областях, поскольку приходится на основе множества факторов выстраивать гипотезу продукта, его основные пользовательские принципы – находить логичные взаимосвязи между функцией и формой в соответствии со сценариями пользования. Дизайнер создает через подобные решения новый пользовательский опыт, базирующийся не только на удобстве и комфорте во время эксплуатации, но и на эмоциональных впечатлениях от взаимодействия с предметом.

Дизайн высокотехнологичной информационной стелы УОМЗ

За последние годы роль промышленного дизайна в проектном процессе увеличилась. Он давно вышел за определение исключительно формальных качеств изделия. На первый план стало выходить видение продукта, формирование его пользовательских качеств – эстетических, функциональных, эргономических – с учетом реально существующих материалов и технологий. Поэтому важен синтез знаний из различных областей создания продукта. В этом смысле дизайн-процесс больше становится похож на стратегический инструмент разработки, когда через варианты концепций и эскизного поиска мы избавляемся от проектной неопределенности. Это важно, когда многие составляющие продукта в нулевой точке неизвестны. Наша задача – как раз собрать образ будущего продукта, сделать его осязаемым и понятным.

− Какие навыки и умения для промышленного дизайнера самые важные?

− Я бы выделил два практических навыка, определенных подхода.

Первый связан непосредственно с дизайн-процессом и поиском решений, второй – больше про внедрение. Если дизайн в широком смысле – это решение проблем на уровне продукта и его контакта с пользователем, то одним из критериев оценки является использование творческого мышления для поиска и решения проблем. Дизайн, безусловно, должен соответствовать задачам, которые он решает, тогда он будет адекватен, уместен и ценен. Поэтому поиск новой ценности для пользователя и создание новых смыслов – это очень важно, это уже не столько про эстетику, а больше про осознанность продукта.

Фото: холдинг «Швабе»

Вторым подходом я бы выделил коммуникацию в процессе разработки и производства, управление требованиями к продукту на всех этапах – от коммуникации с конструкторами до выбора материала и деталей конструкции, если они влияют на восприятие. Это связано с нашими реалиями. Так как у нас не хватает дизайн-ориентированной проектной культуры, то эту роль на себя часто берет дизайнер. Вопреки внешней среде он следует интересам пользователя, когда все решения должны соответствовать выбранным целям удобства, эстетики. Даже неправильный материал или, например, подвижный узел, который в процессе пользования скрипит или не так выглядит, может разрушить впечатление о продукте, которое формируется целостно исходя из визуального актива, тактильного, функционального. Но для реализации этого качества нужна и более гибкая среда, и стандарты, и общее понимание роли и задачи дизайна на производстве.

− С каким оборудованием вы работаете? Как строится ваша работа?

− Основной инструмент – это лист для эскизирования и компьютер с программами трехмерного моделирования, растровой и векторной графики. И, конечно, макетная мастерская для отработки габаритных макетов, узлов и в целом прототипов, которые необходимы для тестирования и анализа потенциальных решений.

Обычно процесс начинается с исследовательской части проекта, так называемого погружения. Это очень важный этап для анализа аналогов, изучения объекта разработки, пользовательского контекста, блоков и функциональных узлов. Многие возможные направления дальнейшего дизайн-проектирования закладываются на этом этапе. Это этап целеполагания, когда мы можем немного сузить фокус дальнейшей разработки и определить критерии дальнейшего проектного поиска. Далее следуют этапы эскизирования, прототипирования и рабочего проекта уже совместно с профильным КБ. В целом это очень гибкий процесс, его этапность условная. Основной пласт работы – это совместная работа с конструкторами уже над изделием, когда выстраивается формообразование, определяется конструктивная схема и т.д.

Фото: «Швабе»

− Как много промышленных дизайнеров в России?

− Специалистов мало, что связано с отсутствием глобального производства. Для танков дизайн не так необходим, как для медицинского оборудования или электронных пользовательских устройств. Утилитарные объекты, к сожалению, часто вообще обходятся без дизайна. И общее понимание промышленного дизайна размыто до уровня «сделайте нам красиво». Поэтому наличие реальных практиков в индустрии определяется двумя вещами – уровнем производства и уровнем потребительской культуры и ее понимания.

− Как вы думаете, какие перспективы у профессии?

− Я считаю, это профессия будущего. Межфункциональная интеграция, которая является частью нашей работы, позволяет находить прорывные решения на стыке разных областей знаний с использованием творческого подхода. В будущем эта компетенция будет только усиливаться, потому что творчество пока недоступно нейросетям и нужно учиться делать то, что не может машина. А мы уже это делаем, поэтому однозначно будущее есть, но фокус деятельности сместится больше на стратегию и создание нового: новых идей для продуктов или кардинального переосмысления сегодняшней реальности. Я считаю, что промышленный дизайнер – это носитель образов будущего предметного мира. Всё, что вокруг нас – от иголки до самолета – это дизайн, и пока человек реален и существует в трехмерном виде, наш вклад в формирование реальности будет значительным.