Нижний Новгород закодируют дизайном
<p>«Незаконные, несоответствующие дизайн-коду вывески нужно заменить. Новые аншлаги поручил согласовывать оперативно», - сообщил Шалабаев.</p><p>Будут демонтированы и 200 бесхозных опор в исторической части города как воплощение проекта «Чистое небо».</p><p>Задумка про дизайн-код вроде бы благая, призванная облагородить внешний вид городских улиц, особенно тех, по которым гуляют туристы. Но есть несколько соображений, исходя из которых проект выльется либо в очередные довольно бессмысленные траты для предпринимателей, либо опять канет в Лету.</p><p><b>Дежавю</b></p><p>Впервые про необходимость единого дизайн-кода заговорил еще бывший нижегородский градоначальник Владимир Панов в начале мая 2018 года, хотя подобного рода мысли высказывались в качестве предложения аж с 2017 года. Тут вроде бы и случай подходящий: предстоящий летом 2018 года чемпионат мира по футболу, нельзя было в грязь лицом ударить перед иностранными гостями. Правда, изначально речь шла об объектах нестационарной торговли. Из-за них возникает эффект «лоскутного одеяла», как это сформулировал нижегородский мэр.</p><p>Масла в огонь подлил вездесущий блогер-урбанист Илья Варламов с его непреходящей «любовью» к Нижнему Новгороду, написавший пост о том, что в центре города творится «полный бардак» с вывесками.</p><p>На очередной встрече с предпринимателями Панов сообщил, что к июню 2018 года НКО «Институт развития городской среды Нижегородской области» подготовит предложения по дизайн-коду объектов уличной торговли. Предприниматели горячо одобрили инициативу городского главы, а куда им было деваться!</p><p>На этом всё и стихло. Ни Большая Покровская, ни Рождественская, ни Нижневолжская набережная, ни Алексеевская, ни улица и площадь Минина, впрочем, как и площадь Горького, не были замечены в какой бы то ни было унификации вывесок. Почему именно эти улицы и площади? Потому что основной поток туристов именно по ним и ходил.</p><p>Впрочем, как рассказал «Веку» координатор нижегородского Центра прикладной урбанистики Виталий Офицеров, какая-то часть вывесок была заменена, но работу так и не закончили. Как и не ввели никакого дизайн-кода. К слову, обнаружить этот самый дизайн-код на физическом носителе или же на сайтах так и не удалось.</p><p>(Дизайн-кодом принято называть специальный свод правил, определяющий размещение наружной рекламы, вид вывесок, цвет зданий, расположение наружных кондиционеров, элементы навигации и малые архитектурные формы: урны и скамейки.)</p><p>Между тем, борьба с незаконными вывесками в Нижнем Новгороде продолжилась, в частности, с 2019 года горожане могут сообщать о них через информационную систему «Город на карте».</p><p><b>Финансы и романсы</b></p><p>Разработка дизайн-кода стоит денег, которые будут выделяться из городского бюджета. Правда, ни объём финансирования, ни компанию-подрядчика городская администрация объявлять не спешит. Возможно, Шалабаев хочет воспользоваться готовыми наработками, но, как сказано выше, обнаружить какие-либо их следы так и не удалось. Как и никто из видных архитекторов, краеведов, рекламщиков и историков Нижнего Новгорода, судя по опросу, не привлекался к разработке дизайн-кода (если он, конечно, вообще существует), не было и общественной дискуссии.</p><p>Словом, не дизайн-код, а какой-то таинственный артефакт неведомой цивилизации. Но вот воплощение дизайн-кода, чтобы ни подразумевалось под этим словом, дорого обойдётся нижегородским предпринимателям.</p><p>По оценке Офицерова, смена всего одной вывески может обойтись в сумму от 10 тыс. до 100 тыс. рублей в зависимости от размера вывески и требований администрации города к её оформлению. Несомненно, такие пустые траты очень своевременны для малого и среднего бизнеса, ещё не до конца пришедшего в себя после коронавирусной пандемии. О каких-либо компенсациях из городского бюджета речь не идёт.</p><p>Даже если согласиться с тем, что смена вывесок и иные преобразования в рамках единого дизайн-кода нужны, наверное, стоило бы запланировать такие действия заранее, предупредив предпринимателей не буквально накануне изменений, чтобы они смогли подсобрать ресурсы и выделить средства в плановом порядке, безболезненно для общего состояния бизнеса. Потому что в бизнесах этих заняты нижегородцы и ухудшение экономики их предприятия неизбежно отразится на ухудшении ситуации в семьях и домохозяйствах этих горожан.</p><p><b>Кодируй это!</b></p><p>И не стоит всё сводить к более современно выглядящим вывескам. Так, ныне «носят» вывески из отдельных букв и определённого шрифта, а не сплошные световые короба. Впрочем, некоторые нестационарные торговые объекты даже «бегущую строку» или трансляцию с монитора освоили – куда уж современнее!</p><p>Так вот, ключевым в определении «дизайн-код» является именно второе слово. История, современность, самоощущение горожан, трансляция определённых эмоциональных и ментальных месседжей – всё это и есть код. Его разработкой должны заниматься профессионалы из разных сфер теории и практики, чтобы создать нечто, отвечающее духу города и горожан, а не только букве циркуляров и параграфов. Эта работа даже близко не ведётся, всё отдано на откуп непонятным людям с непонятными целями и непрозрачными мотивациями.</p><p>Конечно, город должен меняться вместе со временем. И сейчас дикостью выглядели бы на улицах города железные, грубо покрашенные ларьки начала 90-х годов. Но просто сменой вывесок никаких позитивных целей добиться не удастся – это дорого встанет предпринимателям, но ничего не прибавит городу и горожанам. Нужно концептуальное, стратегическое решение, задающее тон городскому бытию.</p><p><b>А как у них?</b></p><p>Нет-нет, да и проскальзывают в речах в поддержку дизайн-кода ссылки на западный опыт. Почему бы не научиться у Запада и чему-нибудь хорошему? Дело-то благое!</p><p>Автор этих строк был в Париже, Страсбурге, Вашингтоне, Чикаго, Варшаве, где изучал деятельность местного самоуправления. И как такового дизайн-кода в этих городах не существует. Да, есть особенность развития городской среды и городской экономики. Например, в Чикаго вывели из города все промышленные предприятия и привлекли штаб-квартиры американских и международных корпораций, таких, как «Боинг», например. При этом Чикаго отказался от заработка на гангстерском прошлом города, что, казалось бы, должно привлекать туристов. Эта страница прошлого целенаправленно замалчивается.</p><p>Страсбург старательно культивирует район «Пти Франс», где многое связано с историей города, но в остальном это современный мегаполис из стекла и бетона.</p><p>Париж просто-таки утыкан заведениями ритейла и общепита и разнообразие (но не аляповатость) вывесок и витрин помогает им выигрывать друг у друга битву за потребителей и клиентов. Шрифты – самые разнообразные, как и цветовые сочетания.</p><p><b>А как у нас?</b></p><p>Довелось попутешествовать и по России. Как по городам, не являющимся, мягко говоря, центром притяжения туристов – таким, как Красноярск, Киров, Саранск или Барнаул; так и по куда более интересными для путешественников, таким, как Калуга, Владимир, Муром, Санкт-Петербург, Кронштадт и Ярославль. Так вот, в первых налицо весьма явный разнобой в оформлении вывесок и витрин, не подчиняющемся единому дизайн-коду. Вторые демонстрируют разницу между оформлением городского пространства в туристических зонах и остальном городе. При этом оформление турзон носит концептуальный характер, выполнено в некоем едином стилевом решении, хотя и нет унылого единообразия. Пространства, не связанные непосредственно с посещением туристов, выглядят куда пестрее, тут разнобой совершенно однозначный.</p><p>Москва в этом плане стоит обособленно. Но и столица представляет из себя несколько весьма отличных друг от друга общественно-коммерческих пространств. Красная площадь и её округа решены в лубочно-псевдоисторическом стиле; Патриаршие пруды имеют собственный облик, включая вывески и витрины. Спальные районы Москвы, куда явно не ступает нога массового туриста, однотипны и безлики. Хотя тут легко можно встретить совершенно вырвиглазную вывеску или стоящий возле входа в магазинчик штендер. И это никак не волнует районную управу.</p><p><b>Семь раз отмерь и – ни разу не отрежь!</b></p><p>То есть, как видим, городская практика крайне разнообразна и ссылки на некие современные тренды, единые и обязательные для всех, как минимум, несостоятельны.</p><p>Нужен ли Нижнему Новгороду дизайн-код, какой именно, в каком виде – это большой вопрос, ответ на который можно и нужно получить в ходе дискуссии всех заинтересованных сторон, а не просто волевым решением, пусть даже и градоначальника. Тем более, если решение наносит финансовый ущерб городской экономике. Впрочем, вполне возможно, задумывается, чтобы пополнить чьи-то карманы, на что намекает отсутствие внятных и открытых процедур по выработке этого самого «дизайн-кода» и сопутствующих концепций оформления города.</p>