Спасённая старина: житель Воротынца 30 лет коллекционирует и реставрирует самовары
Дом военного пенсионера Владимира Хрычёва похож на музей. Во всех трёх комнатах и в гараже – десятки старинных самоваров, паровые утюги, весы, часы с маятником или кукушкой. Бывший военнослужащий не просто собирает старинные вещи, но и сам их реставрирует, порой возвращая первоначальный облик практически полностью разрушенным предметам. Три богатыря Первый самовар достался Владимиру Хрычёву от бабушки – медный, с медалями, 12‑литровый, производства братьев Баташёвых. Сейчас у него три таких больших самовара – он их называет «Три богатыря». – Бабушка жила в селе Хватовка Арзамасского района, недалеко от моего родительского дома, – рассказывает Владимир Владимирович. – Тогда в деревнях самовары были очень популярны. Их ставили, когда приходили гости, когда устраивали летом посиделки в саду или после бани угощались ароматным чаем, заваренным на травах. Бабушка мне много рассказывала о самоваре, я знал, как называются его части, как он разжигается. Самовар был и у моих родителей, но более современный – хромированный, с клеймом Тульского патронного завода. Бабушкин самовар Владимир увез с собой в Ригу, где тогда служил. Это было 35 лет назад. Потом приобрёл по случаю свой второй самовар. Почистил, отреставрировал, краник запаял. С тех пор заболел самоварами. Основная часть коллекции появилась, когда поселился с семьёй в Воротынце. – Моя служба и работа была связана с поездками по деревням и сёлам. Нередко, разговорившись с местными жителями, слышал, что на чердаке валяется сломанный самовар без крана, без ручек, а в доме простаивает ещё один, текущий, – говорит Владимир. – Один брался чинить и возвращал хозяевам, второй, сломанный, мне просто отдавали. Бывало, из трёх полуживых самоваров собирал два полноценных. Реставрировать самовары бывший военнослужащий научился сам: сначала смотрел, как это делают мастера на рынках, потом с помощью интернета. Дело достаточно сложное и трудоёмкое: очистить от вековой грязи и ржавчины, вымочить в специальном растворе, высверлить пришедшие в негодность участки и заменить их новым материалом, сохранив при этом все старинные детали. Малинки, душничок, репеёк, колосник – Самовар состоит из 20 с лишним частей – тулово, кувшин, шишки, подшишки, малинки, душничок, репеёк, колосник, и нужно подобрать недостающие детали, чтобы они подходили не только по техническим параметрам, но и по рисунку, – поясняет Владимир. – Например, на конфорке рисунок должен быть таким же, как на шейке горелки. Если самовар фабричный, подбираешь такие же ручки, краники, заглушки, конфорки, как на оригинале. А чтобы подобрать к самовару краник, приходится по 10–15 краников примерить. Потом нужно его подгонять, притирать. Запчасти ищу по блошиным рынкам или на сайте коллекционеров. Самый старинный самовар в его коллекции – конца XIX века. Есть самовары мастеров фабрик Тейли, Щемариных, торгового дома Ленчиковых и Суксунских артелей. Основную часть коллекции составляют тульские самовары – в форме банки, рюмки, шара, вазы. – Даже у одного производителя самовары разных лет отличаются – например, рисунком и формой краника: то в форме ветки, то в форме вензеля, – отмечает Владимир. – Все самовары разные, с разной историей. Если попадаются одинаковые, стараюсь обменивать или дарить друзьям. Сейчас на реставрации у Владимира Хрычёва шесть самоваров, которые также пополнят его коллекцию. Экспозиция древнего ремесла В коллекции Владимира и более 70 коромысловых весов и безменов – от совсем маленьких, 40‑сантиметровых, до почти полутораметровых. Первые появились благодаря другу-афганцу, который работал в пункте приёма металлолома. – Многие сдавали на металлолом старинные сломанные вещи, и он звал меня, когда попадалось что-то интересное, – говорит Владимир. – Очистишь их от ржавчины и грязи, а там клеймо мастера или торговца. Например, есть весы с клеймом тульского купца Андрея Вишнякова 1806 года, весы Подшебихина 1899 года, Букашева 1894 года, Козлова 1919 года, Денисова 1874 года, Доброхотина 1861 года. Самые старые датированы 1804 годом. Есть даже деревянный безмен. Первый паровой утюг ему тоже достался от бабушки. Сейчас их в коллекции около 30 штук. – Бабушка угольным утюгом пользовалась до самой смерти – пожилые люди тогда были недоверчивы к электричеству, – вспоминает Владимир. – У неё даже телевизора не было, она приходила его смотреть к нам.На стенах – порядка 15 настенных часов 50–60 годов. Некоторые – память о родителях и родителях знакомых. Все они исправны, но заводит Владимир не более трёх одновременно – наполняющее дом тиканье мешает уснуть. – Коллекционирую только те часы, которые могу сам починить, – признаётся он. – У дореволюционных слишком сложный механизм. В его коллекции есть и старинные плотницкие инструменты, доставшиеся от двоюродного брата деда, который был плотником. Владимир передал их Воротынскому районному музею, и сейчас эти рубанки, фуганки, пилы, уровни и угломеры можно увидеть в экспозиции, представляющей древние ремёсла. – А в моём гараже находится старинный верстак, которому более 150 лет, и он в прекрасном рабочем состоянии, – констатирует мастер. Владимир и сам работает по дереву – видимо, передались дядины гены: выпиливает лобзиком и вырезает резаками наличники, украшения для домов и бань, киоты для икон. Ещё одно увлечение талантливого воротынчанина – ковка по металлу, которую он недавно освоил. Выполненные им ажурные ворота и ограды – лучшее подтверждение истины, что учиться новому никогда не поздно.