Курский дизайн-код начали воплощать с вывесок и фасадов

Первую часть курского дизайн-кода, посвященную вывескам и фасадам зданий, уже воплощают в областном центре. Улица Ленина, ставшая пилотным участком для первых перемен, после смены кричащих баннеров на лаконичные, но не менее заметные вывески сделалась более стильной.

Курский дизайн-код начали воплощать с вывесок и фасадов
© Российская Газета

Предприниматели, которые сначала сопротивлялись новшествам, были вынуждены смириться с переменами. И не секрет, что дизайн-код они сами называли "причудой чиновников", которым, мол, заняться больше нечем. Однако после того, как в новые вывески вложили немалые деньги и с улиц исчезли безвкусные глянцевые штендеры, плакаты во все окно и прочие украшательства, многие признались: стало лучше.

Со стены одной из гостиниц наконец сняли баннер в девять этажей с ювелирной рекламой. И хотя под ним оказался не самый приглядный фасад, глаз теперь не цепляется за выцветшее полотно.

Комфортнее стало и на Красной площади, после того как с многоэтажки убрали экран, на котором годами крутилась реклама. Интересно, думали ли ее заказчики о том, как раздражают мельтешащие в темноте ролики поселившихся в центральной гостинице туристов? Скорее всего, никому до этого и дела не было. Но теперь все иначе.

Перемены коснулись не только центра города. Часть кричащих штендеров, исчезнувших с улиц, привезли на территорию так называемого курского детинца: в месте, откуда и начал строиться Курск, прошла презентация третьей и четвертой книг дизайн-кода.

Мэр Курска Виктор Карамышев назвал специалистов Центра компетенций, разработавших дизайн-код, "возмутителями спокойствия", отметив, что изменить придется большую часть городской среды в областном центре.

- Уже более 300 рекламных конструкций, которые установлены незаконно, снесены, - уточнил он.

Большая часть предпринимателей убирает рекламу самостоятельно, без претензий, однако есть и проблемные места: мэр привел в качестве примера сеть магазинов алкоголя - их контрастные вывески все еще пестрят на городских фасадах.

- А их у нас в городе 163 точки, - посетовал Виктор Карамышев.

Впрочем, как отметила руководитель Центра компетенций Ксения Деева, рано или поздно все в Курске будет соответствовать стандарту. Она напомнила, что расширить дизайн-код от традиционного регламента вывесок до принципов озеленения здесь решили не просто так. Возможность перемен в облике Курска стали обсуждать в рамках мастерских проектов: горожане высказались о том, что они не принимают в родном городе. Оказалось, что многое. Советник главы региона Анна Коновалова подчеркивает: потребность регламентировать внешний вид скамеек, клумб, тротуаров и даже общественных туалетов шла от самих курян.

В третьей и четвертой книгах детально прописано все, что касается благоустройства. Анна Коновалова заметила, что раньше ни один стандарт не учитывал интересов маломобильных горожан. Теперь же благодаря сотрудничеству с советником губернатора, спортсменкой Анной Гладилиной необходимость пологих спусков рядом со ступеньками, ровного плиточного покрытия и прочих важных элементов городской среды закреплена в дизайн-коде.

Примечательно и то, что к числу маломобильных здесь отнесли не только колясочников, людей с ограниченными возможностями здоровья, но и мам с маленькими детьми, и даже девушек на высоких тонких каблуках. Для последних пройти по тротуару, где плитка разъезжается, а в широких ее швах растет трава, - та еще задача.

Новые проекты благоустройства общественных пространств уже отвечают дизайн-коду. Яркий тому пример - концепция улицы Ленина. Для того чтобы ее выбрать, в городе провели конкурс, победителем которого стали архитекторы из соседнего Белгорода.

- Мы будем решать проблемы не только с фасадами и вывесками, но и с малыми архитектурными формами, - отмечает Анна Коновалова. - Нужно сместить акценты и сделать Курск городом для людей, для пешеходов и велосипедистов, а не для машин.

Привычные клумбы с розами, больными хвойными растениями, а также наскучившими однолетними бархатцами должны уйти в прошлое. Новые тренды городского озеленения станут актуальными и здесь: обилие многолетних цветущих растений, вертикальное озеленение, декоративное мульчирование клумб и многоуровневые цветники. Уже можно сказать, что рынок декоративных растений и сервиса для благоустройства готовится пережить второе рождение вслед за фирмами, изготавливавшими рекламные конструкции.

Кстати

Помимо детального внедрения курских стандартов благоустройства в городе предстоит изменить и сознание некоторых горожан. Новые архитектурные формы, фасады и много чего еще то и дело подвергается актам вандализма. Анна Коновалова посетовала, что не везде можно поставить камеру, и, раз уж так получается, нужно устанавливать антивандальные зеркала - пусть у каждого, кто захочет навредить городу, появится ощущение, что за ним наблюдают. Чтобы призвать всех относиться к городу с уважением, эксперты по эстетике в столице Соловьиного края придумали слоган: "Курск меняется - меняйся и ты".