Неоготические замки, «пряничный домик» и башня Шухова: красивейшие усадьбы, о которых вы могли не знать

Наглядно быт дворянских усадеб можно представить по советским экранизациям классики. Например, в картине «Формула любви», поставленной Марком Захаровым по мотивам романа Алексея Толстого «Граф Калиостро», итальянские мошенники застревают в доме небогатой дворянской семьи на Смоленщине. На самом деле в фильме мы видим усадьбу Ляхово в Домодедово, сегодня уже почти исчезнувшую с лица земли, хотя фильм Захарова в России стал, без всяких преувеличений, культовым. Подобная судьба постигла многие некогда нарядные и процветавшие усадьбы, но, к счастью, не все. Путешествия по таким местам – один из вариантов интересно провести свободные дни, возможность выбраться на природу, погрузиться в родную историю, да и просто сделать красивые фото, чтобы удивить подписчиков. О таких усадьбах, как Кусково, Архангельское, Красная Поляна, знают все, поэтому «МИР 24» рассказывает о 10 неочевидных вариантах.

Неоготические замки, «пряничный домик» и башня Шухова: красивейшие усадьбы, о которых вы могли не знать
© Мир24

Смотрите в пятницу, 21 мая, в 21:40 и в воскресенье, 22 мая, в 15:15 комедию Марка Захарова «Формула любви» (1984) на телеканале «Мир». В ролях: Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Александр Михайлов, Александр Абдулов, Семен Фарада, Татьяна Пельтцер, Александра Захарова, Леонид Броневой и др.

Усадьба Брянчаниновых, Вологодская область

Нарядный, словно пряничный домик, розово-белый особняк на фото сверху – это фамильное гнездо дворянского рода Брянчаниновых под Вологдой. Предположительно село Покровское было получено Брянчаниновыми в награду за военные заслуги в XVII веке, об этом свидетельствуют и сохранившиеся до наших дней лепные украшения фасадов в виде шлемов, пик, знамен и конских голов. В усадебный ансамбль входят главный барский дом, построенный в начале XIX века в стиле классицизма, храм Покрова Пресвятой Богородицы с иконой Святителя Игнатия (Брянчанинова) и частицами мощей святого, родовой некрополь, каретник и уникальный террасный парк, сохранивший элементы основных направлений садово-паркового искусства: регулярного (французского) и пейзажного (английского) парков.

Главный дом в 1809-1810 годах строил Александр Семенович Брянчанинов по проекту архитектора Александра Сапожникова, а в 1820 году усадьбу перестроил московский архитектор Александр Кутепов. После революции владельцы были вынуждены покинуть Россию, и в усадьбе в 1924 году разместился санаторий «Октябрьские всходы», который находился там до 90-х годов ХХ века. Сегодня в ней располагается Культурно-просветительский и духовный центр «Усадьбы Вологодчины», проводятся экскурсии, выставки и занятия.

Помимо прочего, усадьба интересна тем, что в ней родился и вырос теолог и богослов Дмитрий Брянчанинов, он же епископ Кавказский и Черноморский Игнатий, канонизированный в лике святителей. В усадебном храме хранятся икона святителя и частицы его мощей.

Усадьба Знаменское-Раек, Тверская область

Одной из самых красивых из сохранившихся, но находящихся на грани разрушения российских усадеб считается Знаменское-Раек. Это место, как ряд других усадеб в Тверской области, связано с именем выдающегося русского архитектора последней трети XVIII – начала XIX века Николая Александровича Львова. Его называют русским Леонардо да Винчи: увлекался историей, нашел и опубликовал две летописи Древней Руси; исследовал фольклор, напечатал «Собрание русских народных песен с их голосами»; перевел сонеты Петрарки, был хорошим графиком, например, создал дизайн ряда орденов; занимался усовершенствованием технологий строительства и проектирования зданий. Он остался в истории как создатель Невских ворот Петропавловской крепости, усадьбы Гавриила Державина и церкви Святого Ильи Пророка в Санкт-Петербурге, Свято-Троицкой церкви в селе Александровском, возведенных по землебитной технологии Приоратского дворца и других прекрасных зданий, многие из которых были перестроены или разрушены потомками.

Наиболее примечательна в усадьбе круговая колоннада, соединяющая главный дом с боковыми флигелями – каретной и оранжереей, а также стоящими напротив господского дома парадными воротами. В архитектурный ансамбль входит также церковь Знамения Божьей Матери. На сегодняшний день усадьба пустует, а большинство павильонов и беседок усадебного парка утрачены.

Дворец Ольденбургских, Воронежская область

Вот такой кирпичный замок в стиле английской неоготики украшает поселок Рамонь в Воронежской области. Имение в Рамони в 1878 году купила княгиня Евгения Максимилиановна Романовская, герцогиня Лейхтенбергская, супруга внука Павла I – принца Александра Петровича Ольденбургского. Кто был архитектором дворца, точно не известно, это могли быть Христофор Неслер, Николай Бенуа, Иероним Китнер, Фердинанд Миллер. Стены дворца метровой толщины возводились три года, Евгения Максимилиановна была прогрессивным человеком и применяла при строительстве современные технологии. Внутри стен были сделаны пустоты для особой системы отопления: здание отапливалось печью, стоящей в подвале. Был сделан водопровод, поэтому во дворце была и холодная, и горячая вода. На первом этаже замка располагались рабочий кабинет, большая гостиная, библиотека, бильярдная, на втором – личные апартаменты Ольденбургских.

На восточной стороне дворца была веранда, крытая легким хрупким стеклом, в которое была вплетена металлическая проволока, придававшая ему прочность. Напротив главного дома находятся ворота с башней и вмонтированными в нее часами швейцарской фирмы «Винтер» и флигель, который назывался «свитским корпусом» – в нем размещалась свита гостей дворца Ольденбургских.

Евгения Максимилиановна оставила после себя в Рамони не только усадьбу: она построила конфетную фабрику, водонапорную башню, столовую, лечебницу и железную дорогу. После Октябрьской революции ей пришлось уехать за границу, и усадьба была разорена. В замке с тех пор в разное время размещались казарма, школа, больница, заводоуправление и другие учреждения и организации, а с 1960-х он был закрыт. В 2010-х началось его восстановление, в 2014 году открылся историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских».

Усадьба Борки, Липецкая область

Еще один замок в стиле английской неоготики находится в селе Борки Липецкой области. Если дворец Ольденбургских построен из красного кирпича, то стены дворца в Борках выложены из бутового камня и серого мореного песчаника. В 1901 году усадьбу, принадлежавшую дворянам Офросимовым, выкупил кузен Николая II великий князь Андрей Владимирович, который приезжал туда, но никогда не жил. Проект постройки разработал петербургский архитектор Александр фон Гоген. Строительство завершилось в 1912 году, а в 1915 году усадьба была продана купцу (по другим данным – помещику) Шереметьеву. В ней появился конный завод, было развито полеводство.

После революции усадьба была национализирована и в ней открылся детский дом со школой, которая затем превратилась в Боровскую среднюю школу, действовавшую в красивых замковых стенах до 1999 года. Потом школу перевели в другое здание, дворец некоторое время пустовал, но территория усадьбы была доступна для посещения. В конце 2010-х усадьба перешла в частные руки, началась реконструкция, а дворец с парком и садом обнесли забором. Ходят слухи, что раз в месяц в усадьбу должен быть обеспечен доступ экскурсий, но проверить это на практике удается не всем...

Усадьба Нечаевых, Липецкая область

Следующая усадьба интересна не столько архитектурой главного дома, сколько находящейся рядом с ним водонапорной башней, созданной по проекту знаменитого русского инженера Владимира Григорьевича Шухова. Находится усадьба Нечаевых в селе Полибино Липецкой области, в 40 км от Куликова поля, на правом берегу Дона. В усадебный комплекс входил господский дом в палладианском стиле, английский парк с каскадом прудов, манеж, конюшня, хозяйственные постройки, которые частично сохранились до наших дней.

До революции усадьба принадлежала дворянскому роду Нечаевых, в ней размещался первый в России музей Куликовской битвы. Нечаевы были меценатами, много сделавшими для отечественной культуры. Музей создал Степан Дмитриевич Нечаев – сенатор, обер-прокурор Святейшего Синода, действительный тайный советник, по совместительству историк и археолог-любитель. Он же организовал установку 30-метровой мемориальной колонны в честь победы русских воинов в Куликовской битве. Его сын, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, также был крупным меценатом. Он пожертвовал более 2 млн (из общей суммы 2,6 млн рублей) на строительство Музея изящных искусств в Москве (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и в 1896 году приобрел на промышленной выставке в Нижнем Новгороде башню, построенную по проекту Шухова, – первое в мире сооружение гиперболоидной формы. В Полибино ее привезли в разобранном виде и установили рядом с господским домом.

Несмотря на наличие уникального объекта и славную историю рода Нечаевых, а также то, что в усадьбе гостили Толстой, Васнецов, Айвазовский, Коровин, Репин, Бенуа, Ахматова и другие выдающиеся люди, усадьба находится в плачевном состоянии.

Усадьба Грачевка, Москва

Далеко не самая известная московская усадьба, но очень красивая, – Грачевка, расположенная в районе Ховрино. Главное здание было построено в начале ХХ века последними владельцами усадьбы – купцами Грачевыми. Митрофан Грачев бывал в Монте-Карло и восхищался архитектурой игорного дома по проекту Шарля Гарнье. На месте сгоревшего при прошлых хозяевах главного дома он построил новый по проекту архитектора Льва Кекушева, известного своими постройками в стиле модерн. Дворец украшают кариатиды, чешуйчатые граненые купола с люкарнами, башенки, лепнина и множество других декоративных элементов. За год до завершения проекта, в 1899 году, Митрофан Грачев умер, и хозяйкой стала его вдова Варвара Николаевна Грачева. Вместе с сыном, Семеном Грачевым, они завершили начатое дело, усадьба стала популярным местом отдыха московской интеллигенции, там бывали Петр Ильич Чайковский, Алексей Толстой, Владимир Гиляровский, Валерий Брюсов и др.

После революции пруды осушили, Грачевский парк частично вырубили, в господском доме разместили рабочий факультет Петровской сельскохозяйственной академии (будущей Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева), потом – туберкулезный диспансер для женщин, затем – кумысолечебницу, во время Великой Отечественной войны в нем развернулся госпиталь для тяжелораненых, а после войны – женский туберкулезный санаторий. В 1947 году туда перевели Московскую областную физиотерапевтическую больницу, которая находится в этом красивом дворце по сей день.

Усадьба Гальских, Череповец

А вот пример более скромного деревянного усадебного зодчества – усадьба Гальских в Череповце, построенная в стиле провинциального классицизма на берегу реки Шексны. Этот небесно-голубой дом появился в начале XIX века и перешел в распоряжение дворян Гальских от прежних хозяев в 1848 году – в качестве приданого. После обретения новых хозяев усадьба расцвела: в имении успешно производили рожь и овес, разводили молочный скот, работали сыроваренный и маслодельный заводы, продукция которых поставлялась в Петербург. Из усадебного комплекса до наших дней сохранились барский дом, дом управляющего, две людские избы, конюшня, жеребятник, два амбара, шорная мастерская, двухэтажный амбар с двухъярусной галереей на рубленных фигурных столбах, маслобойня, кузня и сад.

После революции хозяева усадьбы были вынуждены уехать за границу. После этого в главном здании располагались сельскохозяйственный техникум, общежитие, Воронинский техникум молочного хозяйства, совхоз «Комсомолец», затем оно стало местом жительства 19 семей. В 1989 году в его стенах открылся историко-этнографический музей, который работает до сих пор.

Усадьба Быково, Московская область

Одна из жемчужин Подмосковья – усадьба Быково, расположенная в одноименном селе. Усадьба имеет запутанную историю, одним из самых известных ее владельцев был Михаил Михайлович Измайлов – сенатор, генерал-поручик, действительный тайный советник, которому императрица Екатерина II пожаловала эти земли после того, как прежние хозяева, Воронцовы, оказались в опале. При Измайловых усадьба была полностью перестроена, было выкопано три пруда, этой землей укрепили большой холм, на котором заложили новый господский дом. При Измайлове сформировался уникальный усадебный ансамбль: дворец, не сохранившийся павильон Эрмитаж, церковь Владимирской иконы Божьей Матери, пейзажный парк, оформленный беседками и скульптурами, был разбит большой сад и сделан воздушный театр. Все это – помимо многочисленных хозяйственных построек. Комплекс соединил в себе разные стили, от классицизма до русской готики. Считается, что над проектом работали Василий Баженов и Матвей Казаков.

Именно церковь в стиле русской готики (на фото) и привлекает сегодня туристов в забытую богом усадьбу. Построена она была по случаю печального события – смерти супруги Михаила Михайловича Марии Александровны Нарышкиной, которая скончалась в 1780 году. В память о ней уже к 1789 году появилась уникальная для русской архитектуры белокаменная церковь. Первый этаж с престолом Рождества Христова появился в 1783 году, а в 1788-м был достроен второй этаж с пределом в честь иконы Божьей Матери «Владимирская». Церковь кажется легкой и изящной, ее украшают две изогнутые лестницы, удачно сочетающиеся с парными башнями-колокольнями, а фасад украшают барельефы с изображениями небесных покровителей супругов.

После смерти Измайлова усадьба снова перешла к Воронцовым в результате брака его наследницы с Илларионом Ивановичем Воронцовым, при котором усадьбу снова реконструировали. На этот раз за нее взялся швейцарский архитектор Бернар Симон, сильно изменивший дворец: появились и английская готика, и итальянский ренессанс, и рококо. В 1874 году усадьбу купил инженер Николай Иванович Ильин, семье которого она принадлежала до революции. С приходом к власти большевиков в усадьбе сначала находилась детская колония, затем школа подрывников, а после войны – туберкулезный санаторий. Сегодня она заброшена.

Усадьба Бобринских, Богородицк

Немало интересных усадеб сохранилось в Тульской области, например, усадьба Бобринских, построенная в качестве императорской усадьбы Екатерины II на месте разрушившейся Богородицкой крепости по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова. После смерти императрицы усадьба принадлежала ее внебрачному сыну графу Алексею Бобринскому. Богородицкий дворец находится на возвышении, со второго этажа взору открывается сначала парк, затем река Уперта, после которой веером расходятся пять главных улиц Богородицка – имение занимает треть центра города.

Дворец представляет собой двухэтажное здание на высоком цокольном этаже с легким бельведером. Западный фасад имеет полукруглый выступ, восточный фасад украшен портиком из четырех тосканских колонн, которые поддерживают балкон. В 1774 году рядом был заложен Свято-казанский храм с многоярусной башней-колокольней в стиле барокко, которая служила одновременно парадными воротами и звонницей. Вскоре ансамбль дополнил первый в России пейзажный парк.

Во время войны Богородицкий дворец был почти разрушен, после Великой Отечественной в судьбу городской достопримечательности, которую собирались снести, вмешался учитель рисования и краевед Петр Кобяков. Он добился отмены решения о сносе и воодушевил весь город на восстановление усадьбы. Началась долгая реставрация, и в 1975 году в главном здании был основан Богородицкий дворец-музей. В 2020 году восстановили въездную башню-колокольню, в ней открылась экспозиция «История Богородицка от города-крепости до «цветника» императрицы». В музее проводятся экскурсии, концерты, работает детская художественная школа, ну а туристы делают эффектные фото на величественной лестнице, ведущей во дворец.

Усадьба Храповицкого, Владимирская область

Завершим нашу подборку одним из выдающихся примеров усадебной архитектуры – усадьбой Храповицкого в поселке Муромцево. Замок, от которого сегодня остались лишь величественные очертания, был построен полковником лейб-гвардии Владимиром Семеновичем Храповицким в конце XIX века. Проект разработал модный в то время архитектор Петр Бойцов, и размах был впечатляющим. Усадебный комплекс занимал более 40 гектаров и насчитывал 72 постройки, выполненные в едином стиле, в том числе ремесленно-промышленной и лесохозяйственной направленности.

Главный дом был построен в духе средневековых европейских замков, хотя правое крыло с высокой башней (на фото) было пристроено к нему позже. Проект предусматривал использование современных технологий: электрическое освещение, центральное отопление, водопровод, канализацию, телефон и даже собственную телеграфную станцию. Храповицкий построил по проекту Бойцова деревянное здание железнодорожной станции и железнодорожную ветку длиной 41 км от Муромцева до станции Волосатая Муромской железной дороги, дом станционного смотрителя, станционный лабаз, здание почты с телеграфом, школу, магазин и баню, музыкальную школу для одаренных детей-сирот, театр в виде миниатюрной копии Мариинского театра и многое другое. Около дворца со временем появилась усадебная церковь с одним престолом во имя мученицы царицы Александры.

Особое внимание Храповицкий уделял садово-парковому оформлению усадьбы, устроил на территории усадьбы огромный парк с прудами, дендрарием и питомником, в котором росли редкие и экзотические породы деревьев. Дворец был оформлен множеством произведений искусства, усадьба стала для Храповицкого делом жизни... После революции покинуть Россию пришлось и ему. Перед переездом он произвел полную опись имущества и передал все государству с надеждой, что все это послужит отечеству. Его надеждам не суждено было осуществиться. Во дворце устроили лесной институт, затем техникум, все это время усадьба разграблялась и разрушалась, лишь часть ценностей попали в музеи. После двух пожаров от внутреннего убранства не осталось и следа, а реконструкции не произошло до сих пор, несмотря на борьбу за сохранение этого уникального памятника.