Войти в почту

Как производители и девелоперы делают лифты более вирусоустойчивыми?

С точки зрения возможности заражения коронавирусом самое опасное место в жилых и офисных зданиях — лифт. Об этом вирусологи заявили практически в самом начале пандемии.

Как производители и девелоперы делают лифты более вирусоустойчивыми?
© BFM.RU

Классический лифт маленький и слабо вентилируется, в него может набиваться много народа, иногда он подолгу стоит между этажами с открытыми дверями, что тоже повышает риск заражения. Словом, неслучайно врачи без устали предупреждают: по возможности не ездите в лифте с другими пассажирами, даже находясь в кабине в одиночестве надевайте маску, не прикасайтесь к лицу после нажатия кнопки, после выхода из лифта дезинфицируйте руки и так далее.

Производители лифтового оборудования со своей стороны задались вопросом: можно ли сделать лифты более безопасными и, скажем так, вирусоустойчивыми? Оказалось, можно — с помощью либо встроенных, либо, что куда обоснованнее с экономической точки зрения, навесных систем обеззараживания.

Навесное устройство чаще всего устанавливается в лифте между потолком кабины и фальш-потолком, не портит дизайн, не нервирует пассажиров и обладает немалыми возможностями. Например, максимальная пропускная способность вентилятора системы, разработанной компанией Kone, составляет 39 кубометров в час. Это значит, что в стандартной кабине лифта на 630 килограммов воздух может обновляться до 12 раз в час. Как рассказывает директор по развитию бизнеса Kone в Москве и Московской области Василий Марков, центр технических исследований Финляндии VTT проводил испытания и определил, что это устройство за час работы полностью уничтожает бактерии и устраняет 86% вирусов.

Что же касается поверхностей, тут можно вспомнить о покрытиях, включающих ионы серебра (его обеззараживающие свойства известны со стародавних времен), или обратиться к опыту применения светодиодов — с их помощью, например, дезинфицируют поручни эскалаторов. Ультрафиолетовое излучение помогает подавить размножение бактерий и вирусов, причем система работает, во-первых, автоматически, что во всех смыслах исключает человеческий фактор, а во-вторых, без применения химических веществ, от которых бывает плохо не только микро-, но и всем остальным организмам.

Девелоперы тему тоже если не изучили, то постепенно изучают. И, судя по словам руководителя управления развития продукта и аналитики группы «Самолет» Леона Пряжникова, детально.

Леон Пряжников руководитель управления развития продукта и аналитики группы «Самолет» «С возникновением необходимости обеспечить противовирусную защиту мы рассмотрели несколько вариантов применения технологии обеззараживания воздуха и поверхностей в лифтовых кабинах. Технология не является инновационной, ее можно реализовать в любом оборудовании. Для себя отметили, что основные затраты появляются во время эксплуатации, а не во время установки. Что касается расчетов по стоимости, то каждая встроенная система, по нашим оценкам, обойдется в следующую сумму: лифт 400 килограммов — 75 тысяч рублей, лифт 1000 килограммов — 156 тысяч рублей. А вот если система навесная, то любой лифт — это 32 тысячи рублей».

Однако, по мнению директора департамента апарт-отелей компании Becar Asset Management Анастасии Заболотной, вряд ли лифты-вирусоборцы получат массовое распространение без прямого на то государственного указания.

Анастасия Заболотная директор департамента апарт-отелей компании Becar Asset Management «Сейчас девелоперы очень сильно экономят на всем, поэтому они будут закупать только то, что точно необходимо и без чего нельзя обойтись. В острый период локдауна появилось великое множество новинок, связанных с автоматизацией и диджитализацией: например, системы автоматической противовирусной обработки на входе, обязательное измерение температуры и так далее. То есть, если Роспотребнадзор выпускал распоряжение, что необходимо иметь во входных группах антисептики, маски и перчатки, то они закупались. Про лифты пока ничего сказано не было, поэтому все продолжат обходиться обычными — теми, что необходимы по общим нормам, которые продолжают сейчас действовать».

Как считает Анастасия Заболотная, если кто-то и будет готов без всяких распоряжений сверху платить за установку противовирусных лифтов, то только девелоперы и жители премиальных и люксовых объектов. Кроме того, как подчеркивают эксперты компании Stone Hedge, локальная новая технология, интегрированная в морально и технологически устаревшее здание, вряд ли превратит его в комфортное и уж точно не сделает полностью безопасным.