«Профессионал умеет работать в любом стиле!»: в гостях у Roomble дизайнер по текстилю Оксана Николаева
Какие ткани сегодня в тренде, какое значение имеют цвет и фактура, как оформить окно, чтобы получилось «как с обложки» — наша гостья знает о текстиле всё. Результат работы Оксаны Николаевой — эффектные изящные решения даже для самых сложных окон и портьеры, которые можно передавать по наследству. Учителем Оксаны была Таисия Андреевна Морозова, которая, в свою очередь, была ученицей крупнейшего историка костюма Марии Николаевны Мерцаловой. Один из самых ярких проектов Оксаны Николаевой – проект «Моне», в котором она работала вместе с известным дизайнером Мариной Путиловской.
Оксана Николаева
Дизайнер по текстилю в интерьере, художник-модельер. Оксана Николаева родилась в Казани в 1972 году. Детство прошло на два города — Казань и Йошкар-Ола. Окончила Йошкар-Олинское педагогическое училище (1986-1990), национальный институт дизайна («Дизайн костюма», 1991-1998).
Профессиональная деятельность: художник-модельер в компании Шелковый комбинат «Красная Роза» (1993-1999), модельер-консультант в «Ирма дизайн», художник-модельер-консультант в ТД «Тиссура», дизайнер по интерьерному текстилю в ТД «Benone». С 2007 года работает в собственном дизайн-ателье «Счастливые шторы».
В каком стиле предпочитаете работать?
Профессионал умеет работать в любом стиле! Есть, на мой взгляд, два принципиальных подхода к декорированию, как пространства, так и костюма.
Первый принцип произрастает из концепции народного костюма, где по орнаменту вышивки на костюме женщины можно было «прочитать», из какой она губернии, сколько ей лет, сколько детей. Вышивка служила своеобразным QR-кодом — на маленьком участке надо было разместить очень много информации.
В этой концепции мастерски работает ряд моих коллег. В таких работах много орнаментов, мелких дроблений, виртуозно сочетающихся друг с другом разноцветных тесемочек, кружев, вышивки. Я с уважением отношусь к этой парадигме.
Как художник с классическим художественным образованием и человек определенного темперамента, я придерживаюсь концепции цельности интерьера, в котором доминанты все же должен расставлять дизайнер-архитектор. И портьеры в интерьере, где работа с периметрами, ритмом и пропорциями ведется с позиции больших пятен, должны органично сочетаться с динамикой цвета и фактур.
Я люблю эмоциональные интерьеры, где цвет и фактура преобладают в пространстве и создают энергетический поток.
Фото: на юбилейной презентации Tricia Guild
С кем успели поработать?
Марина ПутиловскаяТатьяна ЧерноваОльга ГорухинаМария ГвазаваСветлана ТяговскаяАлиса ЮзбашянЖанна Романовская
О Марине Путиловской
Марина Путиловская — моя путеводная звезда. Работа с дизайнером такого уровня – это всегда вызов и экзамен в духе «А что ты из себя представляешь?». Я считаю, что понимаю Марину на интуитивном уровне, я могу посмотреть ее глазами и знаю, каким должен быть задуманный ею конечный результат.
Это не значит, что я изначально знала, как мы будем технически и технологически это реализовывать. Но мы перевели метры тканей и нашли идеальное решение, которое соответствовало изначальному замыслу. Многие говорят, что с Мариной Путиловской трудно работать, что она предъявляет много требований, но скажите, разве это не норма в проектах такого уровня?
О Татьяне Черновой
Нас свел удивительный случай. Заказчик, находившийся на тот момент не в Москве, нашел Татьяну через интернет. Меня он также через интернет и свел нас на объекте. С тех пор прошло семь лет, и мы всегда вспоминаем добрым словом нашего заказчика.
Я получаю огромное удовольствие от нашего взаимодействия с Таней — это уже не просто совместная работа, а союзничество и дружба. Татьяна живо, легко и энергично работает в концептуально сдержанных интерьерах, мастерски владеет монохромной гаммой. Это всегда плотный характер и графика интерьера.
Средняя цена на ваши услуги: во сколько обойдется красиво и профессионально оформить окно?
Стоимость минимального комплекта – 80 000 рублей.
В чем уникальность ваших услуг?
Ваши портьеры станут гармоничной частью пространства.
Будут исполнены по законам высшего портновского мастерства Bespoke.
Такие портьеры можно передавать по наследству.
Какой свой проект вы считаете самым крутым?
Всю изысканность и колорит проектов можно увидеть и почувствовать только вживую. Весь шик — в уровне текстиля: это 100% шелк, 100% бархат, экомех. Дорого, роскошно и без излишеств.
Самые крутые проекты — это проект Марины Путиловской «Моне»:
Проект «Волхонка»:
И проект «Горки».
Частое явление в моей практике — разработка дизайна ковра по индивидуальным размерам в общей колористической и эмоциональной концепции интерьера. Я люблю придумывать ковры для детских комнат — это всегда уникальный и очень живой проект в результате.
В проекте «Горки» ковер для детской тоже разработан на заказ. Неизменный союзник и для меня, и для Марины Путиловской – Елена Рассказова и ее ковры любой сложности Palazzo design.
Процесс создания ковра в проекте «Горки»:
И ещё один очень важный проект, который реализовывался с архитектором Людмилой Климочкиной. Яркий интерьер и дорогие ткани в проекте – эксклюзивные ткани известного дизайнера и специалиста в области текстиля Antoine d’Albiousse, у которого я побывала в гостях и подглядела некоторые приемы сочетания и подачи различных фактур.
Дома у Антуана:
О любимых текстильных брендах
GP&J Baker — самый любимый бренд. Мне нравятся снятые с производства коллекции, и я купила себе ткани уникального дизайна, которых уже не будет в продаже.
Эксклюзивность этих тканей — в сочетании бархата со льном и с вышивкой, в сложных и вкусных цветовых сочетаниях.
Tricia Guild – безудержное проявление первозданной женственности, яркое противостояние праздника жизни минималистичной унылости и страху.
Blossom — декоративность и изысканность, сочетание оттенков, ритмов, вышивки и фактур, пронизанных вековой культурой Китая.
География услуг – с какими городами, странами работаете?
Россия, Москва.
Самая сложная задача, которая стояла перед вами?
Из последних сложных задач можно отметить КП «Стелла» на объекте Марины Путиловской. Трудная в инженерном плане задача по оформлению окна в гостиной: высота 6,5 метров, 6 метров по карнизу, скошенное окно.
Марина хотела красивые архитектурные складки, и чтобы ткань при этом изящно складывалась при раскрытии портьер на электроприводе. Технологически и инженерно это трудно решаемо по причине множества противоречивых условий и, местами, необходимости в преодолении законов физики.
И все это из достаточно тонкой креповой ткани, которая красиво струится, но не держит форму. Мы перевели метры тканей, сделали четыре макета и справились с поставленной задачей.
Текстильное оформление интерьера – всегда творческий процесс. Откуда черпаете вдохновение, откуда приходят идеи?
У меня академическое художественное образование, а это означает погружение в историю искусства. Мне невероятно повезло — в институте историю костюма преподавала Таисия Андреевна Морозова (она же стала моей крестной матерью).
Сама Таисия Андреевна была ученицей Марии Николаевны Мерцаловой. Мария Николаевна — крупнейший историк костюма, человек-легенда, автор бестселлеров по истории костюма Советского Союза.
Фото: Мария Николаевна Мерцалова
С Таисией Андреевной Морозовой:
На даче в Лесном городке у Таисии Андреевны была мастерская-павильон, она же библиотека и место хранения огромной коллекции предметов материальной культуры. На фото я в настоящем историческом японском кимоно из императорской коллекции Таисии Андреевны.
Таисия Андреевна дружила с мамой Александра Васильева (их дача также в Лесном городке), Татьяной Гулевич. Века, эпохи и культуры были впитаны мной за теплыми чаепитиями с этими тремя дамами во времена моей студенческой жизни. Что и по сей день меня вдохновляет.
Другие источники вдохновения — это профессиональные выставки в Париже и Шанхае и общение с коллегами.
О необычном случае из практики
Семь лет назад я занималась оформлением квартиры в Молочном переулке и недавно побывала в этой квартире снова. Попала я туда не через сарафанное радио, не по рекомендации – меня притянуло МЕСТО! Поднимаясь на этаж, я уже чувствовала, что именно здесь я была, именно по этому адресу.
Встретила меня незнакомая мне дама. Мы разговорились. Она недавно купила эту квартиру, но на меня вышла не через рекомендации — она просто нашла меня в интернете. То есть, меня выбрала квартира! Непознанные законы квантовой физики…
О текстильных трендах в интерьере
Вы чувствуете возвращение классики в интерьеры? Если до пандемии многослойная классика почти ушла из проектов или встречалась раз в год, то сегодня она присутствует почти в каждом третьем проекте. После карантина произошло ощутимое переосмысление каждым человеком понятий «дом», «семья» и «личное пространство».
Возможно, психологически классический стиль для нас глубинно, не до конца осознанно, является символом опоры, стабильности и продолжением того, в чем остро нуждается каждый, ассоциативного ряда с чувством «я окей, ты окей».
Рабочие творческие будни
Мы на боевом посту и делаем всё, что нам по силам. Наша команда не только шьёт текстиль, но и осуществляет химчистку домашнего текстиля: тяжёлые портьеры, ламбрекены, мебель — всё, что есть в доме.
С чего все начиналось или «Хогвартс» будущего дизайнера по текстилю
Мои первые волшебные впечатления, наверное, могу отнести годам к четырем. Манящая россыпь разноцветных пуговиц, брошей и переливающихся стеклянных бусин вводила меня в гипноз, казалась мне сокровищницей султанов и вызывала головокружение. Моя двоюродная сестра работала в самом шикарном ателье на привокзальной площади в Казани. Иногда Рита брала меня на работу, и это был мой «Хогвартс».
«Посвящение» я прошла, случайно проткнув себе палец иглой ручной швейной машинки, когда никого не было дома, и я осмелилась сама попробовать шить. Нет, я не плакала — это было потрясение, как если бы меня приняли в магический орден или посвятили в рыцари.
Сегодня я кайфую в своей собственной мастерской.
Одну пуговицу из этой сокровищницы я берегу до сих пор, и для меня нет красивее этой пуговицы и сейчас. Простая, из синего стекла, с едва заметным орнаментом пейсли пуговица для меня имеет магические свойства.
О ручной работе
Ручная работа в нашем деле – тоже явление частое, я сама обожаю вышивать.
Я дизайнера узнаю по балкону
«Райский уголок» творческого человека.
С Сесиль Рог:
Читайте также: В гостях у Roomble: Оксана Лычагина, архитектор, художник и модельер Стоит ли строить деревянный дом и достанется ли он вашим детям В гостях у Roomble: дизайнер, педагог и историк архитектуры Лариса Бундова