Войти в почту

Что скрывает особняк Кельха

Этим домом хотели владеть все, но никто не мог удержать его в своих руках надолго: так и перебрасывали друг другу особняк, полный художественных и вполне материальных сокровищ – будто это был раскаленный кусок угля. Пресс-служба Главгосэкспертизы России рассказывает историю одного из самых прекрасных и закрытых зданий Санкт-Петербурга – особняка Кельха.

Что скрывает особняк Кельха
© Главгосэкспертиза России

В центре Санкт-Петербурга, между Летним и Таврическим садами, расположено историческое здание XIX века, известное как особняк Кельха. Вообще-то в этом районе северной столицы - на улице Чайковского, бывшей Сергиевской – богатые особняки составляют подавляющее большинство зданий. Так, слева от дома Кельха красуется особняк князя Кочубея, похожий на итальянский палаццо, напротив – классический особняк Шобера, а левее – нарядный дом Фадеева. Но дом Кельха имеет среди них самую большую художественную и историческую ценность.

Построил здание вовсе не немец Кельх, а грек Кондоянаки. Греческий консул в Петербурге Иван Егорович Кондоянаки заказал проект дома академику архитектуры Императорской Академии художеств Александру Кольману. В 1859 году тот построил двухэтажное здание в стиле «второго барокко» - так часто называли необарокко, которое в России в целом, а в Петербурге в частности приобрело собственные уникальные черты, особый сплав элементов классицизма, маньеризма, барокко, французского рококо и неоренессанса. Семья Кондонояки владела домом дольше всех, но в 1896-м продала его.

О семье покупателей стоит рассказать подробно. В конце XIX века в России появился новый мультимиллионер – сибирский золотопромышленник Петр Иванович Базанов. В 1892 году он умер, оставив состояние жене Юлии и двадцатилетней дочери Варваре. Те решили добавить к деньгам семьи дворянский титул, – Варвара вышла замуж за Николая Кельха, старшего сына барона Фердинанда Кельха, который занимался в Петербурге народным образованием. Однако Николай через два года умер, а молодой вдове сделал предложение средний сын Кельха, Александр. Вот тогда-то, уже во втором браке, Варвара Петровна за 300 000 рублей купила у Кондоянаки дом и записала его на свое имя.

Ее муж Александр Кельх, занятый на военной службе, тут же погрузился в перестройку дома, для чего пригласил архитекторов – Василия Шене и одного из ярчайших представителей отечественного модерна Владимира Чагина. В 1903 году к проекту присоединился и приглашенный Варварой Кельх автор здания фирмы «Фаберже» Карл Шмидт: он построил готический дворовый корпус и конюшни в стиле модерн, а также выполнил решения по внутренней отделке дома.

Хозяева распорядились использовать только натуральные и дорогие материалы, при этом архитекторам была дана полная финансовая свобода. Александр Кельх практически не глядя подписывал колоссальные счета, – впрочем, деньгами в семье распоряжалась супруга, так что это было и ее решением. Особняк приобрел черты эклектики, стал сочетать в себе стили готического замка, рококо, французского ренессанса, барокко и ар-деко: это касалось и внешнего облика, и интерьеров. Цоколь главного фасада дома был облицован розовым песчаником, а верхние этажи – желтым. Первый этаж оформили рустом, на втором между арочными окнами расположили пилястры ионического ордера. Здание получило еще один этаж и роскошные эркеры.

Но главную ценность представляли интерьеры особняка. Оформление его помещений содержало множество прекрасных деталей, каждый зал был выдержан в определенном стиле и поражал богатством отделки. Вестибюль украшали четыре романтических пейзажа конца XIX века. Перила парадной лестницы из белого мрамора были покрыты мастерской резьбой. В нишах стояли мраморные скульптуры – статуя Венеры и аллегория Пробуждения. Потолок вестибюля имел световой фонарь с красочным витражом. В особняке Кельха можно было увидеть изысканную лепнину, сложнейшие резные орнаменты на камне и дереве, роскошные камины.

Один из них, оформленный фигурной композицией первой в России профессиональной женщины-скульптора Марии Деллон, размещался в Белом зале, названном так по своей облицовке из светлого мрамора. Здесь было много больших зеркал и позолоченных светильников, а на потолке располагалось живописное панно под названием «Истина, Слава, Миролюбие и Правосудие, изгоняющие зависть».

Второй зал особняка уместно было бы именовать Темным, но он получил название «Готическая столовая». Потолок здесь был разбит на пять арок, каждая из которых поддержана консолями с пышной лепниной. Оконные проемы заполняли витражи, заказанные в Риге и изготовленные в мастерской Эрнеста Тоде. В углу высился трехъярусный камин. Стены, оформленные резными деревянными панелями, гармонировали с ореховой мебелью. На стол, украшенный резными фигурами львов и орлов, ставили роскошный сервиз, а серебряные столовые приборы были выполнены мастерами фирмы Фаберже.

Надо сказать, что Варвара Петровна была большой поклонницей этого ювелира. Она собрала богатейшую коллекцию работ Фаберже, уступавшую только той, что принадлежала царской семье. Сокровища хранились в доме в специальной бронированной комнате площадью 30 кв.м. со стенами метровой толщины и сейфовыми замками на дверях.

Все это время брак Кельхов был скорее гостевым: Варвара Петровна жила в Москве, а ее муж – в Петербурге. Когда перестройка особняка была наконец-то закончена, супруги обосновались в нем вместе, но гармония длилась недолго. В 1904-м в семье произошел разлад. Варвара Петровна сняла со счетов деньги и, прихватив также семь яиц Фаберже, уехала в Париж, оставив особняк мужу и дочери. Со следующего года добыча золота на приисках Кельхов, а, значит, и доходы семьи начали резко сокращаться.

Александр Кельх продолжал заниматься делами жены и по ее доверенности заложил особняк за 700 000 рублей, но вернуть дом он так и не смог. В 1914-м особняк достался члену совета Торгового общества взаимного кредита Ивану Михайловичу Александрову. К тому времени Кельхи были уже четыре года в официальном разводе. Варвара Петровна осталась во Франции, а Кельх принял православие и поменял отчество «Фердинандович» на «Федорович».

Как вы понимаете, Иван Александров владел роскошным особняком недолго. После революции здание национализировали, в нем открылась Школа экранного искусства. Во время войны дом потерял один из трех своих прекрасных эркеров, восстанавливать его не стали. Помещения особняка занимали райком КПСС Дзержинского района, затем — офис ЮНЕСКО. В 1998 году особняк был передан Санкт-Петербургскому государственному университету. Через год в нем открылся Дом юриста, организованный Юридическим факультетом университета и Ассоциацией юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2010-х годах в особняке прошли реставрационные работы и были усилены фундаменты здания.

Сегодня интерьеры особняка Кельха, признанного объектом культурного наследия федерального значения, находятся в превосходном состоянии, но побывать внутри здания и осмотреть их не так просто. Это можно сделать только во время экскурсии, организованной «Открытым городом». Так называется совместный проект Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, реализуемый при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Цель проекта — познакомить горожан с уникальным культурным наследием Санкт-Петербурга — великокняжескими дворцами, особняками, усадьбами и промышленными зданиями, которые в обычное время по разным причинам недоступны для широкой публики.

Фото: peterburg.center, zen.yandex.ru, kulturologia.ru