В день рождения Александра Пушкина Главархив поделился документом о найме им дома

В 1831 году литератор Александр Пушкин или, как он сам себя называл в документе договора, Александр Сергеев сын Пушкин арендовал дом. Интересная запись об этом, сделанная маклером, сохранилась в Главархиве Москвы. Сейчас она причислена к уникальным документам и познакомиться с ней можно онлайн на сайте Главархива Москвы. Для этого нужно перейти в раздел «Об архиве», а затем — в подраздел «Уникальные документы».

В день рождения Александра Пушкина Главархив поделился документом о найме им дома
© Вечерняя Москва

Поэт ‎нанимал дом Никанора Хитрово в январе 1831 года. Об этом свидетельствует запись, которую маклер Пречистенской части Москвы, купец Анисим Хлебников, сделал в книге, выданной ему из Московской Городской шестигласной думы для записи условий договоров.

Согласно документу Пушкин собирался взять в аренду у Никанора Хитрово на шесть месяцев, с 22 января по 22 июля, «дом, состоящий в Пречистенской части второго квартала под №204 в приходе Троицы, что на Арбате, каменный двухэтажный, с антресолями, и к оному принадлежащими людскими службами, кухнею, прачешной, конюшнею, каретным сараем». Помимо этого, у дома был подвал и запасной анбар, а также мебель «по прилагаемой описи».

Плата за дом тоже была соответствующая: две тысячи рублей государственными ассигнациями (к примеру, в среднем дом в Москве можно было купить за 7000 - 12000 тысяч рублей). Половину суммы, то есть тысячу рублей ассигнациями, поэт должен был заплатить сразу при составлении договора, а остальную — спустя три месяца.

Был у договора и второй пункт, где Александр Пушкин обязуется дом «содержать во всей чистоте и целости как мебель, так равно и службы».

Кроме того, описывался в документе возможный ущерб: «Есть ли же чего, Боже сохрани, нанимаемый мною, Пушкиным, дом от небрежения моего или людей моих згорит, то по общему нашему догавору заплатить мне, г-ну Пушкину, ему, Семенову, пятьдесят тысяч рублей государственными ассигнациями», а если же пожар происходил от молнии, то плата за это не бралась.

После истечения срока аренды поэт обязывался возместить в случае чего и другой возможный ущерб: «Буде чево не явится или будет разбито, или изломано, или замарано, то за поврежденное заплатить то, чево будет стоить или привести в исправность, как принято было».

Договор смыкала подпись поэта: «К сей записи 10-го класса Александр Сергеев сын Пушкин руку приложил».

Читайте также: Главархив рассказал, как в Советском Союзе производили вещи из вторсырья