Войти в почту

Ротонда на Гороховой: парадная в иные миры

Еще десять с небольшим лет назад о Ротонде на Гороховой в Санкт-Петербурге знали только «неформалы», краеведы и эзотерики. Сегодня она стала одной из самых популярных достопримечательностей Петербурга. Пресс-служба Главгосэкспертизы России не ответит на вопрос, является ли Ротонда порталом в другие миры и проводились ли здесь самые одиозные масонские ритуалы. Мы просто расскажем об истории и архитектуре этого загадочного и красивого места.

Ротонда на Гороховой: парадная в иные миры
© Главгосэкспертиза России

Ротонда – это спрятанный за неприметной дверью подъезд (точнее – парадная) дома № 57 по Гороховой улице. Дом имеет форму буквы Г, и вторая его половина расположена на набережной Фонтанки, 81 – эта часть получила роскошный фасад в классическом стиле с портиком и колоннами.

Здание начал строить в конце XVIII века родоначальник одной из крупнейших российских промышленных династий Савва Яковлевич Яковлев, а закончил внук Яковлева - Николай Михайлович. В конце 1820-х годов его вдова Дарья Семеновна, урожденная грузинская княжна Бараташвили, решив поправить свои финансовые дела, перепланировала здание, устроив в нем доходный дом. После Яковлевых зданием владела семья Ротиных, которые открыли здесь гостиницу и трактиры. Затем дом достался Семену Григорьевичу Раменскому, а он продал его владельцу местного кирпичного завода Александру Фаддеевичу Евментьеву.

Тот как раз разбогател и принялся скупать в Петербурге недвижимость. Здание на Фонтанке Евментьев хотел снести, чтобы возвести на его месте более масштабный доходный дом, застроив также и обширный двор дома, – тот, где сегодня находится памятник Ольге Берггольц. Но планы свои Евментьев и его дети осуществить, к счастью, не успели: началась Первая мировая война, потом революция, дом национализировали. Зато в наши дни он вошел в списки памятников архитектуры федерального значения под именами первого и последнего его хозяев: «Дом купца Саввы Яковлева – дом купца Евментьева».

Ротонда находится на стыке двух частей дома. Есть мнение, что эту красивую витую лестницу с колоннами и верхним освещением, дающую возможность кругового обхода и плавного восхождения в геометрически выверенном пространстве, построил в 1856 году архитектор Георг Иванович Винтергальтер. По другой версии, в том же году лестницу спроектировал архитектор Евгений Ипполитович Ферри де Пиньи. Но в любом случае Ротонда появилась в доме уже после того, как он был построен.

Изначально вход на спиральную лестницу вел с набережной Фонтанки. Теперь же место, где находилась дверь, наглухо заложено, войти в Ротонду можно только со двора. На первом этаже лестницы расположен вестибюль с шестью колоннами, затем лестница плавно огибает ротонду по стенам, а на третьем этаже вертикали пилястр завершаются куполом. В центре ротонды можно увидеть чугунную пентаграмму: под ней располагается подвал, где, по слухам, происходили некие леденящие душу жертвоприношения. Но еще в советское время подвал заложили даже надежнее, чем вход в парадную со стороны Фонтанки.

Кроме необычной формы и прекрасной чугунной лестницы у Ротонды есть и уникальная акустика. Если встать на одной стороне верхней лестничной площадки – а она совершенно круглая, с большим, огороженным перилами, отверстием посередине и с куполом над ним, – и очень тихо сказать что-то, то это ясно услышит человек на другой стороне площадки.

Ротонду уверенно связывают с масонами. Что же, масонский культ появился в России еще при Петре I вместе с модой на все европейское. Масонством увлекались люди, от которых многое зависело в российском государстве. Немало из них было наделено властью, причем они не скрывали своей принадлежности к «вольным каменщикам». Не скажем, кто был самым влиятельным масоном в российской истории, но самым «царственным» стал, разумеется, Павел I. То есть масонство считалось передовым и практически легальным философско-мистическим течением. Больше всего оно было распространено в столице.

Вот почему в Петербурге можно встретить так много зданий с таинственными помещениями, а также масонскими символами на фасадах и в интерьерах. Взять хотя бы Казанский собор, на фронтоне которого красуется гигантская Лучезарная дельта, она же - Всевидящее око, ну, или просто «глаз в треугольнике» - один из главных масонских символов. Дельта помещена и над алтарем – там, где находится главная святыня храма, чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Вообще во внутреннем убранстве Казанского собора множество масонских знаков. Это легко объясняется тем, что конкурс проектов перестройки старой церкви в величественное новое здание объявил в 1799 году Павел I, а победил в этом «тендере» Андрей Воронихин – сын крепостной крестьянки и видного российского государственного деятеля графа Александра Строганова. Живя за границей, граф занимал высокие должности в масонских ложах в Пруссии и Франции, при его участии была создана масонская организация, получившая название «Великий восток Франции». И его незаконнорожденный отпрыск - архитектор Воронихин - тоже был «открытым» масоном. То есть Казанский собор строился масонами для масонов. И ведь Казанский собор – это самый видный, самый известный пример, а сколько их еще - масонских символов - в архитектуре северной столицы!

Если отвлечься от масонов и вернуться к истории Ротонды, мы узнаем, что после революции квартиры в доме на Гороховой, 57 разделили на коммуналки. Располагались они и на лестничных площадках необычного подъезда. Жильцы относились к помещению вполне потребительски. Его загадочность и особенности акустики в полной мере оценили ленинградские «неформалы» в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Они ежедневно собирались в подъезде: эти стены видели многочисленных хиппи, панков и слышали песни Гребенщикова, Кинчева, Цоя, а также других легенд ленинградского рока. Именно в это время появилось самое известное суеверие, связанное с Ротондой: если написать на стене подъезда свое желание, оно обязательно сбудется. Вот почему многие десятилетия стены Ротонды были сплошь покрыты просьбами к высшим силам даровать взаимную любовь, удачу и богатство, хотя самая крупная надпись Ротонды недвусмысленно гласила: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Периодически коммунальщики красили стены, но надписи и рисунки тут появлялись вновь.

Существовало поверье, что из Ротонды – словно в фильме «Окно в Париж» - можно попасть в иные миры. Во всяком случае, в другие временные измерения. Ходили слухи о студенте, зашедшем в Ротонду на 15 минут и вышедшим оттуда 70-летним человеком, а также о людях, которые и вовсе не вернулись из путешествия по параллельным мирам.

В последние годы Ротонда стала гораздо чище и ухоженнее, чем в советские годы. Она обзавелась консьержами, сюда водят экскурсии и приходят самостоятельные туристы. Стены уже не покрыты сплошь надписями: для записи пожеланий установлен специальный стенд. Периодически в самом мистическом подъезде Петербурга сдаются квартиры. Словом, Ротонда стала просто красивой парадной и популярной туристической достопримечательностью, потеряв при этом значительную часть своей таинственности, но оставшись одним из главных архитектурных шедевров позапрошлого века.

Фото: mos-holidays.ru, livejournal.com